Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Ассоциативный экзамен: кнутом или пряником?

Ассоциативный экзамен: кнутом или пряником?

Категорія: Позиція » Статті » Політика

Ассоциативный экзамен: кнутом или пряником? Чуть больше трех лет назад, 1 сентября 2017 года, вступило в силу Соглашение об ассоциации Украины и ЕС. Но даже сейчас, по прошествии немалого срока, не утихают споры относительно того, что конкретно дало и дает подписание этого документа нашей стране. Мнения на сей счет высказываются диаметрально противоположные, однако истина, вероятнее всего, где-то посередине.


Сегодня, 1 октября, в Брюсселе состоится традиционный саммит Украина-ЕС, который ежегодно проводится с 1997-го при участии главы нашего государства, а также президента Европейского совета и председателя Еврокомиссии. Предыдущее заседание прошло в июле 2019 года, по его итогам были подписаны соглашения о финансовой поддержке гражданского общества, децентрализации, антикоррупционных мероприятиях и реформах.

 

«Углубить и расширить»

Спектр вынесенных на сегодняшнюю дискуссию вопросов достаточно широк, и не все из них, скажем так, Киев готов «переварить». В основном из-за того, что просто не внимал требованиям ЕС в части усовершенствования некоторых положений своего законодательства и недостаточно эффективно проводит уже заявленные реформы. То есть действующая власть на поверку оказалась такой же нерасторопной в этих делах, как и предыдущая.

 

В то же время министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба отметил, что европейская интеграция нашей страны - настолько масштабный процесс, что его нельзя сузить до чего-то одного. «Президента и правительство интересуют обновление Соглашения об ассоциации, интеграция в цифровой рынок, углубление сотрудничества в сфере юстиции», - говорит чиновник.

А вице-премьер по европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина в ходе онлайн-встречи с комиссаром ЕС по вопросам соседства и расширения Оливером Варгеи обсудили обновление Соглашения в торговой и секторальной частях, углубление сотрудничества по вопросам мобильности, в том числе в рамках Восточного партнерства, важность заключения соглашения об общем авиационном пространстве между Украиной и ЕС, а также вступление нашей страны в Европейский зеленый курс.

 

С заслугами беда

Само собой, в Брюсселе наша сторона, прежде всего, должна будет явить представителям ЕС свои достижения, произошедшие с момента проведения предыдущего саммита. А здесь не все так радужно: взятые обязательства, особенно в части реформирования наиболее проблемных сфер и антикоррупционных мероприятий, Киев выполнил слабовато – это нужно признать. Соответственно, требовать от Европы обновления Соглашения об ассоциации как минимум некорректно.

 

По мнению исполнительного директора Центра прикладных политических исследований «Пента» Александра Леонова, относительно успешно выполнялись условия в политической, юридической, торговой сферах, а также в развитии предпринимательства (неужели даже карантин помехой не стал? Занятно). Зато куда медленнее продвигаются проекты по развитию транспортной отрасли, финансов и энергетики.

 

- Очевидно, правительству стоит не просто говорить, что Соглашение нужно обновить, а выступать с документами, что и почему мешает дальнейшему развитию отношений. И на фоне не слишком простых отношений Украины с ЕС нам будет очень трудно озвучивать предложения по пересмотру Соглашения, потому что сразу возникает вопрос, а выполнили ли мы взятые на сегодня обязательства? - говорит Александр Леонов.

 

И все-таки очевидно, что Евросоюз сегодня и в будущем заинтересован в украинских рынках сбыта. Поэтому нашей власти не стоит так уж откровенно принимать в Брюсселе «позу просящего». Политолог Владимир Цыбулько считает, что основным вопросом переговоров Киева с ЕС должны стать условия улучшения инвестиционного климата.

 

- Надо добиваться пересмотра экономической части. Речь идет о переходе на новый уровень, чтобы Украина имела возможность поставлять в Европу не только сырье, но и продукцию машиностроения, другой промышленности. Необходимо полноценно входить в экономическое и энергетическое пространства ЕС. Думаю, что Брюссель все же согласится на некоторые уступки для Украины хотя бы потому, что заинтересован в капитализации нашей страны, - полагает эксперт.

 

Бизнес «толкает» свое

Украинское правительство уже давно корпит над внедрением еще трех «безвизов» на пути в Евросоюз - промышленного, продовольственного и авиационного. И, по идее, определенные наработки в данном направлении могла бы представить на суд европартнеров уже сегодня. Но есть ли эти самые наработки в принципе? Кабмин по этому поводу громких заявлений в последнее время вроде не делал. Но тогда о каком обновлении Соглашения об ассоциации может идти речь, если мы сами к нему не готовы?

 

Подлило масла в огонь и официальное письмо Министерства по вопросам стратегических отраслей промышленности. В нем украинский бизнес прямо говорит о том, чего ожидает от обновления Соглашения. Например, отмены пошлин на поставки в ЕС металлопродукции, введенных в ответ на экономическую войну США и Китая и служащих для защиты европейского рынка. Для нас это серьезная проблема: квартальные квоты на украинскую продукцию исчерпываются уже в считанные недели.

 

Сложность в том, что данный момент не вписывается в пересмотр Соглашения – его нужно решать в другом формате. Кроме того, отечественные производители ратуют за перенос сроков введения в наше законодательство положений европейского права по защите окружающей среды. Они предусматривают глобальную экологическую модернизацию промышленности, что, естественно, дорого обойдется бизнесу. Но если мы в этом аспекте «дадим заднюю», то, отмечают специалисты, это может рассматриваться как преференции для украинского производителя и приведет к усилению мер защиты против нашего экспорта. То есть придется выбирать?

 

Также Минпром просит не допустить введения штрафных санкций за превышение нормы выбросов в атмосферу парниковых газов. А это как раз одна из концептуальных программ уже упомянутого Европейского зеленого курса, который будет касаться импорта в ЕС и заставлять другие государства брать на себя дополнительные экологические обязательства. С учетом текущих настроений в ЕС - момент краеугольный. С другой стороны, и нашим промышленникам пора активнее озаботиться выбросами: население страны страдает от них десятилетиями, а высокий уровень заболеваемости онкологией, сердечно-сосудистыми заболеваниями, ранняя смертность – тому прямое следствие. И снова мы между двух огней...

 

Амбиции без аргументов

Ключевой идеей зоны свободной торговли является постепенная ее либерализация между Украиной и ЕС. В этом плане Минпром рассчитывает на либерализацию транспортных перевозок (устранит дискриминацию украинских компаний), внедрение совместного таможенного контроля в пунктах пропуска (поспособствует ускорению товарооборота) и т.д. Но все это, как вы понимаете, придет не само собой. Европа видит, что изменения в Украине идут ни шатко ни валко – с чего ей вдруг играть в «доброго дядю»? Так что о таких преференциях нам пока остается лишь мечтать.

 

- В регулярных диалогах с европейскими коллегами мы слышим: давайте будем не слишком амбициозными, ограничимся только техническими вопросами. Однако мы собираемся предложить ЕС именно амбициозный план дальнейшей либерализации нашей торговли, - заявила вице-премьер-министр Ольга Стефанишина.

 

А вот на чем конкретно зиждется этот план, трудно даже представить. Хотя, возможно, правительство до поры до времени просто не спешило раскрывать все карты? В любом случае, дискуссии на саммите наверняка предстоят нешуточные. Но следует учитывать, что каждый новый международный провал все больше нивелирует имидж и ценность Украины в глазах мирового сообщества.

 

В тему

До конца года Кабмин планирует подать в Верховную Раду около трех десятков законов относительно европейской интеграции Украины. Об этом заявил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль. Также правительство продолжает принимать евроинтеграционные проекты, которые усиливают сотрудничество Украины с ЕС.

 

- В частности, речь идет о продлении соглашений о сотрудничестве в таких сферах, как поддержка ЕС в восстановлении украинской экономики, реформы в сфере юстиции и верховенства права, сотрудничество в сфере ядерной безопасности. Эти документы направлены на выполнение программы Кабинета министров относительно расширения объемов помощи, оказываемой Украине в рамках финансовых инструментов ЕС, - отметил Денис Шмыгаль.

 

Кстати

8 сентября президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила о передаче портфеля комиссара ЕС по вопросам торговли действующему исполнительному вице-президенту ЕК Валдису Домбровскису. Есть мнение, что это назначение может сыграть на руку Киеву, поскольку латвиец курировал предоставление Украина макрофинансовой помощи (а мы – крупнейший ее получатель от ЕС среди так называемых «третьих стран»). Соответственно, неплохо ориентируется в украинских экономических и торговых реалиях и том, что сильнее всего препятствует имплементации реформ.

 

Кроме того, как представитель балтийского государства, Валдис Домбровскис осознает стратегическое значение для Евросоюза стран Восточного партнерства, куда входит и Украина. И поскольку именно торговля является одним из ключевых звеньев экономического развития и потенциала, исполнительный вице-президент ЕК может на своем уровне лоббировать интересы нашей страны в плане пересмотра Соглашения об ассоциации. Но только при условии, что реформы в Украине будут не просто не сворачиваться, а идти по нарастающей – иного пути нет.

 

Сказано!

Украинской власти и гражданскому обществу следует поработать над национальной стратегией евроинтеграции и предъявить не только повестку дня соответствующих реформ, но и их мощную поддержку. Об этом заявил депутат Европейского парламента, экс-премьер-министр Литвы Андрюс:

 

- Конечно, у Украины сейчас очень большие проблемы, которые касаются борьбы с коррупцией и модернизации экономики. Но вашей стране стоит разработать национальную стратегию евроинтеграции и думать не что надо сделать в этом или следующем году, а в десятилетней перспективе. Также для Украины важно построить коалицию с такими преданными соседями, как, например, Польша и Литва, а затем расширять ее.

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция