Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Куда хочу, туда кручу!

Куда хочу, туда кручу!

Категория: Регион, Окно в мир

Куда хочу, туда кручу! Я снова за рулем велосипеда - привычное состояние. Не совсем, правда, привычный только маршрут, из города - на дачу. 50 километров туда, через неделю столько же обратно. И совсем уж необычная причина, которая заставила меня совершать этот вояж. Обычно на дачу, расположенную на берегу Каховского водохранилища, я добираюсь на электричке. Однако в связи с эпидемией коронавируса правительство отменило все автобусные и железнодорожные пригородные сообщения.


Да и в самом Запорожье существуют определенные запреты на пользование общественным транспортом. Карантинные ограничения касались и владельцев автомобилей. Горожане задергались, запаниковали. Кому-то надо было срочно попасть в село к родителям, у кого-то работа связана с перемещением по области, другие озаботились проблемой дачных вояжей. Тем более что для многих именно загородный дом, где можно было, так сказать, самоизолироваться, приходился лучшим выходом из ситуации.


Гордость на колесах

Как приспособиться к новому образу жизни? Чем заняться? В привилегированном положении оказались владельцы велосипедов. Особенно те, которые привыкли к дальним поездкам, я уже не говорю о велосипедных путешественниках. И тут в который раз я с гордостью осознал принадлежность к ним. В прямом и переносном смысле почувствовал себя «на коне». Он хоть и железный, но прыть свою еще не потерял, привычный к разным аллюрам и дорожным паротяжениям.

 

«Хорошо бродячему, плохо оседлому», - писал Михаил Пришвин в своем дневнике во время революционного лихолетья. Наверное, некоторой натяжкой будет применить эти слова к создавшейся ныне ситуации, однако несомненно, что человеку, не обремененному социальными и бытовыми обязательствами, кочевнику, бродяге по натуре (путешественнику!), способному к передвижению на большие расстояния (с помощью того же велосипеда) легче пережить смутные времена. Тем более и багажа, чтоб отдалиться от проблемы, ему особого не надо - все свое у него всегда с собой.

 

Привычка обходиться малым, довольствоваться добытым в пути и выручит, и поможет удержаться на плаву. Мой велосипед всегда на ходу, в исправности, а в велосипедном бауле, что лежит на балконе, есть все для автономного существования. И экипировка соответствующая всегда наготове.

 

Весной дефицитом в первые дни карантина оказались маски. В одно мгновение эпидемия обезличила общество. В нем, правда, и до этого трудно было разглядеть лица, тем более выделить личности, маски же, которые медики, а за ними и стражи порядка вменили гражданам надевать в общественных местах, всех подогнали под один общий стандарт. То ли сказалось стремление к украинской самости или дали о себе знать гены языческих предков, однако некоторые попытались выделиться: не довольствуясь ширпотребом, украсили самодельные маски рисунками и магическими знаками, которые призваны были отпугнуть вирус - но таких было немного.

 

Меня же снова выручил велосипед. Вернее, велосипедная экипировка. Сначала вместо маски я приспособил бандану. Потом стал обматывать лицо индийским полотенцем-«гамчой», с помощью которой спасаюсь от зноя в южных странах. На городских улицах я выглядел несколько экзотично, за городом же смотрелся вполне прилично.

 

«Быстрые ноги»

Частые велосипедные прогулки во время карантина, а особенно регулярные дачные маршруты невольно, плюс, конечно, прошлый путешественный опыт заставили вновь задуматься о транспортной, бытовой и даже социальной роли велосипеда в нашей жизни. В который раз подтвердилось преимущество его перед городским общественным транспортом. В одной из европейских стран, где велосипедист чуть ли не главный после пешехода участник движения, подсчитали, что автобус, троллейбус, трамвай движутся со средней скоростью 12 километров в час. Примерно такая же скорость и у велосипеда. У автомобиля в пределах города и метро скорость чуть больше – соответственно 20 и 25 километров в час.

 

Однако до метро от дверей своего дома надо еще добраться, да и от метро до места назначения путь бывает неблизкий. Плюс потеря времени в ожидании поезда, в переходах и на эскалаторах. Особое напряжение - в часы пик. Расклад примерно такой: если расстояние от дома до работы не больше 11 километров, то темп движения столичного жителя не превышает 12-13 километров в час. Не решает проблему и личный автомобиль. Частые пробки мешают нормально двигаться по улицам. В этом случае срабатывает правило: если у вас слишком много времени и некуда его деть, езжайте на автомобиле, если торопитесь – идите пешком.

 

Но лучшей заменой ногам может стать велосипед. Кстати, с французского это слово переводится как «быстрые ноги». Для полной характеристики этого транспортного средства я бы добавил – легкие, надежные, не знающие усталости ноги. Впрочем, речь не только о ногах: другие части нашего бренного тела тоже должны быть рады велосипеду. Он - одно из наиболее действенных природных средств от разных хворей. Даже простое преодоление сравнительно малого расстояния с физическим напрягом дает столь необходимую телу и душе встряску. Велосипед не только укрепляет мышцы, сердце и сосуды, тренирует легкие, но и способствует борьбе с избыточным весом. Почти не снижая дневного рациона питания, с помощью велосипеда можно за год похудеть на 6-8 килограммов, избавиться от бессонницы, сердечных расстройств и других недомоганий. И все это попутно, решая сиюминутные практические задачи – поездку на работу, домой, в магазин, в гости.

 

Бостонский кардиолог Пол Уайт писал: «Секрет пользы, которую приносит велосипед нашему здоровью, заключается в педалировании, благодаря чему резко увеличивается кровоток от нижних конечностей к сердцу и легким». Не менее важно и душевное здоровье, успокоение, которые человек получает в седле велосипеда. Ведь то же педалирование – это своеобразная медитация, отстранение от неурядиц и суеты. Неспешное ритмичное велосипедное движение – и средство, и цель, и особое состояние души.

 

В гармонии с собой

Помимо педалирования балансирование на велосипеде, сосредоточение на дороге психологически разгружает, гармонизирует эмоции, стимулирует душевный баланс. Кстати, для многих эпидемия и связанные с ней ограничения и неутешительные прогнозы опасны нагнетаемым страхом, который может весьма болезненно «пройтись по нервам», стать причиной стрессов, разного рода фобий и даже психических расстройств. Велосипед, конечно, не панацея, однако весьма действенное средство, дарящее бодрость и оптимизм!

 

А еще - свободу, независимость от разного рода страшилок, которыми нас пичкают. В седле велосипеда ты приподнимаешься над привычным миром, на многие вещи смотришь как бы со стороны. Иногда лучшее разрешение проблемы – это отстранение от нее. Желательно подальше. Нет обстоятельств, которые создали проблему, - нет и самой проблемы. И такое бывает. При попутном ветре по ровной шоссейке, а особенно на затяжных спусках, коих немало на магистральной трассе по дороге на дачу, кажется, что у велосипеда вырастают крылья, и онбез натуги сам несет тебя. Упиваясь скоростью и свободой, я часто вообще ощущаю себя на седьмом небе, чуть ли не небожителем. Конечно, опускаться на землю приходится, но уже с другими телесными ощущениями, как правило, хорошими мыслями и обязательно обновленной душой.

 

Преимущество велосипеда в городской среде - в его исключительной маневренности. Куда хочу, туда и кручу педали, куда задумал, туда и направляю послушного узде железного конька. Курьеры, например, все чаще для доставки мелких грузов стали использовать велосипеды, с помощью которых легко выбираются из автомобильных пробок, маневрируют в толчее. Что позволено Юпитеру, то не позволено быку, что позволено велосипедисту (скажем, объехать мигающий красным светофор по тротуару или, прижавшись к обочине, прокатиться по встречной полосе), то не дозволено автомобилисту.

 

При этом, конечно, и пешеходу, и велосипедисту необходимо разбираться в дорожной знаковой «иероглифике» и неукоснительно соблюдать правила дорожного движения. Они писаны для автомобилистов, которые «узаконили» городское транспортное пространство. Однако велосипеды в европейских городах все чаще теснят машины и, понятное дело, сосуществуя с ними на равных, руководствуются одними и теми же законами Дороги, которая не прощает беспечности и легкомыслия.

 

Забота об экологии

Велосипеду все возрасты покорны, однако особо им увлечены подростки. Для многих первое приобретение такого «коня» (как правило, это подарок родителей) - самое волнующие событие детства. Вот почему так важно еще в школе (возможно, даже с начальных классов), наряду с изучением языков и информатики, освоение правил дорожного движения. Ты можешь никогда не сесть за руль автомобиля, но велосипедистом (а пешеходом точно!) стать обязан.

 

Каждый велосипедный скрип, хруст - как боль от раны. Я так сжился со своим железным конем, что порою представляю себя велосипедным «кентавром»! Без своего верного друга даже порою чувствую себя, простите на слове, неполноценным существом. Предполагаю, что во время привала и велосипеду, который сиротливо прислонился к дереву или забору (к сожалению, у нас больше не к чему его примкнуть), тоскливо без седока.

 

Я – человек, наделенный разумом и душой, и велосипед подо мной - бесчувственный железный конь - слились в одно и стали одним целым. Образ кентавра из древних мифов, когда человек «сочетал» себя с животным миром, переместился в сегодняшнюю техногенную реальность. Что ж, недаром велосипед называют «железным конем», тем самым его (и понятно, велосипедиста), хоть и невольно, но вполне органично сближая с природными реалиями, многие из которых на грани исчезновения.

 

Общепризнано, что сегодня велосипед является, пожалуй, самым экологичным видом транспорта. Во всяком случае, от загрязненной выхлопными газами среды в городах заболевает гораздо больше человек, чем от вируса. Кстати, выяснилось, что показатели смертности от COVID-19 выше в тех районах, где уровень диоксида азота высок, а воздухообмен - слабый.

 

... Много времени провел на даче. Разных занятий тут хватает. Выживание в не совсем диких условиях не тяготит, иногдадаже превращается в занятную игру. В том числе и велосипедную. В сельской местности эточасто единственный транспорт на все производственные и бытовые случаи жизни. На огород, за грибами в ближайший лес, за клюквой на дальние болота, на озеро, по деревням, в райцентр – везде выручает велосипед. И груз он выдерживает солидный. Речь и о грибной и ягодной добыче, и о дровах, и о разной строительной всячине. На себе даже в рюкзаке я бы все это точно не утащил.

 

Вечером на даче, разобравшись с делами и затопив печку, готовлю ужин и слушаю разныезвуки. Это и натужное сипенье или попыхкивание огня, и дребезжанье оконного стекла под порывами морского ветра, и мышиные шорохи в подполе. А еще это песни. «Трудно было человеку десять тысяч лет назад. Он не знал велосипеда... не изведал всех достоинств колеса...» - это известный гимн велосипедистов, кавер-версия песни Джо Дассена «Свистеть на холме». «Медленно цепь кручу, еду, куда хочу, шины на колесе, ширкают по росе...» - а это уже Юрий Визбор, туристическими песенными мотивами которого я увлекался еще в юности.

 

Старые песни о главком - по крайней мере, для меня. Мои велосипеды (у меня их два: один старенький, еще с советских времен – рабочая лошадка, а другой, современный, «навороченный» - для дальних походов), отдыхают вместе со мной. Им, как и мне, предстоит одолеть еще не одну сотню верст. А пока можно вспомнить о прожитом и тех дорогах, пылинки которых еще не стерлись с колес и памяти.

 

Пристанище для скитальцев

Перед тем как перевалить Анды и перебраться на восточную сторону Южной Америки, я несколько дней провел в перуанском городе Трухильо. Для велосипедных скитальцев место знаменательное. Для автомобилей есть гаражи и мотели, для поездов – станции и вокзалы, для самолетов – ангары, для кораблей - гавани и доки. Без пристанища остались одни лишь велосипеды. Повезло им в этом в меру солнечном, шумном и пыльном латиноамериканском городе. Дело в том, что тут находится Дом велосипедиста. Подобного велосипедного отеля я больше нигде не встречал. Останавливаются тут не только американцы. В книге отзывов встречаются и записи, сделанные европейцами.

 

Стены Дома – своеобразная художественная велосипедная галерея. Творчество бродячего люда. Запомнился рисунок, на котором изображен велосипедист, убегающий на своем «железном коне» из дымного смрадного города. Кроме «основной» у велосипедиста была еще одна голова, повернутая назад. Таков человек, такова его душевная сущность, такова реальность уже довольно основательно обжитой человеком планеты.

 

Это сегодня. А завтра? Ответ знают лишь надежда и мечта. Надежда странника, мечта велосипедиста. Удивительным образом граффити раздвинули стены комнаты, расширив ее обжитое постояльцами-бродягами пространство. Перед отъездом я обратил внимание на одну надпись: «Один мир. Одна любовь. Одно сердце. И много велосипедов». Под ней я и оставил автограф...

 

Владимир СУПРУНЕНКО, фото автора и из открытых источников

 

Источник Позиция

Написать комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите код: