Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Неопределенные люди

Неопределенные люди

Категорія: Позиція » Статті » Економіка

Неопределенные люди

Они никогда не взбунтуются, пока не станут сознательными, а сознательными не станут, пока не взбунтуются.

Джордж Оруэлл, «1984».

 

Произведения на фантастическую тематику весьма щедры на описания картин будущего, в которых описываются достижения научно-технического прогресса. И с удивлением мы отмечаем, что робототехника, освоение космического пространства и дна океанов - это как раз то будущее, описанное столетия назад.


Старшее поколение из уроков литературы помнит разночинцев. Это были образованные люди, которые, не имея социального пакета от государства, существовали на доходы от личных занятий. Сегодня, можно сказать, сформировалась многомиллионная группа социально неустроенных людей, не имеющих гарантированной полной занятости. И уж очень они похожи на персонажей, созданных писателями прошлого. Около десяти лет назад об их присутствии в нашем времени написал британский ученый Гай Стэндинг, назвав их прекариатом.

 

 

Многие даже не слышали этого термина, при том, что они есть среди нас. Это люди, перебивающиеся разными подработками. Первые разрозненные представители «лишних людей» (этот термин тоже характеризовал разночинцев) появились в 1990-х годах. Когда валились предприятия, а декларация полезного обществу труда утрачивала смысл, люди свое мастерство и опыт применяли на шабашках. Мотивированные страхом за завтрашний день, они брались за любую работу. Мастера производственных участков ходили на частные вызовы чинить краны и электрику, интеллигенция на рынках торговала ширпотребом, устраивалась на точки по приему вторсырья. Словом, хватались за любую работу, лишь бы за нее платили.

 

Недозанятость того времени сформировала в обществе «креативный класс», или фрилансеров. Правда, неясно, что креативного в том, что люди выполняют работу без соцстраховки и перспектив карьерного роста. Наверное, их назвали так за чрезмерную уверенность, что в самостоятельном плавании не потонут. Число фрилансеров прибавилось после мирового кризиса 2009 года. Многие хорошо запомнили, как перед лицом трудностей работодатели заговорили о необходимости всем затянуть пояса.Потом кризис вроде бы закончился, но пояса остались на прежнем месте, а недовольным указали на выход.

 

С обретенной свободой пришел страх остаться без заказов, а если они появлялись, то открывалась неприятная правда: оказывается, фрилансер выполняет работу за гораздо меньшие деньги, чем получают штатные работники, а спросу за качество больше, ведь оплачивают результат, а не рабочее время. При этом для государства фрилансер является бесполезным нищебродом, у которого из-за отсутствия определенного статуса шансы получить, например, субсидию для оплаты коммуналки равняются нулю.

 

Решить проблему статуса, конечно, можно, зарегистрировавшись предпринимателем. Но для работы на систему налогообложения требуется ресурсная стабильность, то есть уверенность в постоянном притоке заказов. Вот таким произволом зачастую оборачивается уход в «свободную профессию». А то, что самозанятых называют «креативным классом» и социальными оптимистами, так это для отвода глаз от того дна, в которое проваливается часть общества со своими случайными подработками. После понимания того, что перспективы в своей стране совершенно не радужные – ни работы, ни, соответственно, пенсионных отчислений на старость – большинство «самозанятых» уехали за стабильностью в другие страны. Там они получили тяжкий труд и иллюзорную востребованность.

 

Кризис, вызванный эпидемией, активировал предпосылки для пополнения в рядах прекариата. Если несколько месяцев назад из-за сворачивания офисной и производственной деятельности даже уборщиков выводили из штата, то теперь сами представители частного бизнеса рискуют влиться в прекариальную часть общества. Введенный карантин выходного дня спровоцировал очередное закрытие кафе, ресторанов, развлекательных, спортивных, культурных заведений и поставил предпринимателей перед угрозой разорения - «подушка безопасности» сдулась.

 

Спасение решили найти в митингах протеста. Но перспективы на положительный результат весьма призрачные. В кризис нужно кого-то съесть. Уже постигла эта участь обычных трудяг, очередь – за мелким и средним бизнесом. А ведь он платит аренду и налоги. И любой простой губительно скажется не только на них, но и на салитариате – людях, получающих зарплату и имеющих надежные трудовые гарантии. Ведь подавляющее большинство из них состоит на казенной службе, оплата за которую идет именно из налоговых поступлений тех же предпринимателей.

 

Они еще политически незаангажированные, и это их роднит с прекариатом. Сколько таковых людей в Украине, никто не считал. Но, судя по низкой явке на недавних местных выборах, очень много. Действительно, зачем тратить время на поход к избирательному участку, если судьба прекариата совершенно не волнует сильных мира сего? И очень зря государство не беспокоится из-за роста «лишних людей»: разночинцы в свое время превратились в радикально настроенных сторонников преобразования общества и поучаствовали в смене исторической формации.

 

Гай Стэндинг назвал прекариат новым опасным классом и альтруистически предложил «помочь» ему во избежание разрушительных последствий. «На его плечи, подобно атланту, постоянно давит плутократия (суперграждане). Все, что пока может сделать прекариат, – периодически вставать одной ногой на ступень ниже, чтобы удержать этот груз. Но если ему не помочь, то очень скоро он расправит плечи», - предостерег британский ученый.

 

Наталья НЕСТЕРЕНКО

 

Источник Позиция