Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Технари против «полутехов»

Технари против «полутехов»

Категория: Общество, Регион
Технари против «полутехов» До конца нынешнего года Национальный университет «Запорожская политехника» должен определиться со своим новым руководителем. Традиционно выборы ректора пройдут демократично – в голосовании примут участие студенты, преподаватели и сотрудники вуза. Только вот на этот раз они как выберут, так потом могут и уволить.


В Украине почти год действуют новые условия отбора ректоров. Прежде всего, кандидат должен доказать свою эффективность. А после вступления в должность не словом, а делом подтвердить, что не разбрасывался зазря обещаниями во время предвыборной кампании и руководящее кресло занимает заслуженно. Маркером эффективности работы нового руководителя вуза станут прописанные в новом контракте так называемые KPI (числовые показатели контроля и оценки работы). Не выполнил предвыборных обещаний, сорвал сроки по реализации намеченных проектов – «давай, до свидания».

 

- То есть государство нанимает руководителя учреждения высшего образования на работу и определяет критерии и показатели, которых за время этой работы он должен достичь. Мы также следим за программой, с которой участник победил, и таким образом защищаем интересы коллектива университета, потому что это уже не будут обещания на выборах, о которых можно просто забыть. Раньше часто только совесть ректора контролировала их выполнение, теперь это юридически закрепленные в контракте нормы,- подчеркнули в Минобразования и науки Украины. При этом в ведомстве добавили, что до конца 2020 года обновленные контракты будут подписаны с ректорами почти 30 высших учебных заведений страны.

 

В общем, теперь новоизбранным руководителям вузов не позавидуешь. Именно от них будет зависеть успешность развития вверенного им заведения и коллектива, а также трудоустройство выпускников. А вот с последним в Украине явные и давние проблемы. Дипломированные выпускники высших учебных заведений, ищущие работу, в центрах занятости составляют 49%. В то же время вряд ли получится продать «мозги» зарубежному работодателю, посматривающему на мировой рейтинг вуза, который закончил соискатель. Поэтому еще за конкурентоспособность учебного заведения придется бороться.

 

В принципе, мастер-класс по эффективному менеджменту могут дать ректоры старой закалки. Знаете, как в 1990-х институты повально стали университетами? В тогдашних условиях недофинансирования образовательной сферы вузы были поставлены в «позу» выживания.Так вот, для увеличения зарплат преподавателям большинство институтов были повышены в статусе – переведены в ранг университета. Затем в технических вузах стали появляться непрофильные кафедры гуманитарного направления.

 

Потребность в подготовке гуманитариев была обусловлена тем, что это требовало меньших затрат на учебно-материальную базу, чем обучение по инженерным направлениям. Параллельно при университетах открывались многочисленные курсы – началась эпоха «инструкторов по профессиональному росту». Вот так спасали свои alma materтогдашние руководители, причем не только спасли, но и сделали высшее образование достаточно прибыльным бизнесом.

 

Затем наступила радикальная смена образовательной формации: в 2005 году Украина присоединилась к Болонскому процессу. Говоря протокольным языком, суть его заключалась в структуризации систем высшего образования стран Европы в единое пространство и повышении конкурентоспособности студентов и преподавателей на рынке труда. Последний пункт очень обнадеживал, поэтому Украина без раздумий структурировалась и приняла на себя обязательства придерживаться европейских стандартов, под которыми подразумевался переход на тестовое оценивание и систему «балл в копилку за то, что пришел» (так можно на занятиях и до диплома проспать, главное – присутствие).

 

К стандартам также прилагались магистерские программы обучения, в которых на лекции приходится только 30% общего времени, а 70% занимает самостоятельная работа обучающихся, что на практике привело к развитию процесса, когда преподаватели делают вид, что преподают, а студенты делают вид, что учатся. В результате разделения «специалитета» на бакалаврат и магистратуру бакалавры оказались не нужны работодателю. Ну, согласитесь, кого ему интереснее принять на работу – соискателя с незаконченным или законченным высшим образованием? Ответ очевиден.

 

А Европе так вообще наш интеллектуальный ресурс и даром не нужен – ей трудовой подавай. Вот так с внедрения Болонской системы началось обесценивание украинских дипломов, но обратной дороги уже не было. Поэтому ректораты бросили все силы на популяризацию своих учебных заведений. Одни шли верным путем - находили нужные связи с отечественными предприятиями с целью застолбить в отделе кадров места для своих выпускников. Другие ставили на поток образовательный процесс, открывая новые специальности, называя их «профессиями будущего». Только вот рынок труда об этих «профессиях» был не уведомлен, поэтому оказался неготовым к дипломированной армии юристов, экономистов, социологов, психологов, туристов и физкультурников.

 

В создавшихся условиях в нашем городе не утрачивают своих передовых позиций три самодостаточных вуза: Запорожский государственный медицинский университет, Запорожский национальный университет и Национальный университет «Запорожская политехника». К первому учебному заведению вопросов нет: профиль не размыт дополнительными гуманитариями; со времен СССР не исчерпал научного потенциала; очень востребован у иностранных студентов из азиатских и африканских стран, где зашкаливающе котируется диплом медика; ну и, наконец, стараниями ученых-наставников из медуниверситета выпускаются хорошо подготовленные практикующие профессионалы.

В ЗНУ после присоединения к нему в 2018 году Запорожской государственной инженерной академии (ориентированной на подготовку металлургов) помогает не утрачивать классические формы образования мощная команда факультетов лингвистики, физмата, социологии с юристами, экономистами, журналистами... На выходе получаются вполне приличные специалисты, а там уже кому как повезет трудоустроиться.

 

Запорожская политехника, в обиходе известная как «машинка», с советских времен готовит специалистов технических направлений – авиадвигателестроителей, автомобилестроителей, сварщиков, литейщиков, крановщиков, материаловедов, электронщиков, программистов и т.д. Помимо подготовки инженеров по востребованным направлениям профильный университет более десяти лет назад оброс «туристами» из Межрегиональной академии управления персоналом.

 

Напомним, что четверть века назад, когда государственные вузы боролись за место под солнцем, как грибы из-под асфальта вырастали частные вузы гуманитарного и социально-экономического направлений. Таким в Запорожье был МАУП. В 2007 году преподавательский состав и студенты этого негосударственного вуза перешли в «машинку» и продолжили работу и учебу уже в Институте управления и права при этом университете. Кроме выпускников технического направления, теперь из его стен выходят гуманитарии, начиная от менеджеров и финансистов с правоведами и заканчивая филологами и журналистами с физкультурниками. К слову, спортсмены этого вуза успешно «рвут» соперников на соревнованиях, в том числе международного уровня.

 

Нельзя сказать, что с привлечением гуманитарных направлений в «машинке» просел уровень образования инженерного профиля. Он остается одним из немногих технологических вузов, сохранивших нормальный облик после развала 1990-х. Там до сих пор преподают люди старой закалки, вопреки всем «болонским вводным». С учебно-материальной базой, лабораториями и прочими научно-исследовательскими центрами, как связующими звеньями между наукой и промышленностью, в вузе также полный порядок. Профильное предприятие МОТОР СИЧ оказывает неоценимую поддержку вузу, благодаря которой качество инженерного образования не только не ухудшается, но и соответствует современным запросам. Этот вклад способствует пополнению моторовской производственной семьи квалифицированными кадрами.

 

Пару лет назад университет делал попытку объединиться с еще одним запорожским вузом технического направления – Запорожской государственной инженерной академией. Ректор «машинки» Сергей Беликов говорил о целесообразности создания мощного политехнического университета путем объединения ЗГИА и ЗНТУ. Он убеждал общественность в том, что это необходимо ради укрепления образовательных позиций технических специальностей в регионе. С объединением не сложилось. Но сложилось с созданием мощного политехнического вуза: в этом году из его стен вышли первые выпускники с дипломами Национального университета «Запорожская политехника».

 

Новый ректор, который придет на смену профессору Беликову, столкнется с очень непростыми вызовами. Сложно будет удержать и приумножить системные наработки, не допустить размывания технических специальностей среди непрофильных кафедр. Конечно, диплома социолога или политолога будет недостаточно для того, чтобы управлять техническим университетом. Во-первых, на ученых советах потребуется немало профессиональной компетенции, чтобы не выглядеть профаном в глазах преподавателей-технарей. Во-вторых, чтобы развивать и популяризировать техническое образование, нужно как минимум самому быть с профильным дипломом. В-третьих, самостоятельно разбираться в тонкостях научно-технического прогресса и инноваций.

 

Кому как не ректору-технарю удастся избежать опасного увлечения гуманитариями? И тогда не придется в период вступительных кампаний скрывать от абитуриентов факт невостребованности на рынке труда большей части непрофильных образовательных направлений. А абитуриентам, в свою очередь, не придется обманываться насчет достойного капиталовложения в свое образование, потому что в большинстве случаев оно просто не окупится.

 

Наконец, придется позаботиться о трудоустройстве студентов-выпускников. Здесь для начала следует задуматься, зачем выпускать спортсменов, юристов, туристический менеджмент, количественно превышающий потребности работодателей? О каком инвестиционном вкладе в будущее можно говорить, если они не найдут работу по специальности? Поэтому, прежде чем запускать какую-нибудь образовательную программу, нужно владеть объективной информацией о тенденциях развития рынка труда. Ведь ректор также несет ответственность за развитие региона, где слоган «Кадры решают все» до сих пор не утратил актуальности.

 

Наталья НЕСТЕРЕНКО

 

Источник Позиция