Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Возобновит ли Украина серийное производство самолетов?

Возобновит ли Украина серийное производство самолетов?

Категория: Главное, Экономика
Возобновит ли Украина серийное производство самолетов? Одобрение правительством Концепции Государственной целевой научно-технической программы развития авиапромышленности дает стране еще один шанс остаться авиационной державой.

Кабинет Министров распоряжением от 11 ноября одобрил Концепцию Государственной целевой научно-технической программы развития авиационной промышленности на 2021-2030 годы. С момента провозглашения независимости Украина имела всего две десятилетние программы развития авиапромышленности. Первая из них была рассчитана на 1992-2001 годы, вторая - на 2001-2010. Объем их финансирования не превышал 17% от запланированного. Последние 10 лет госпрограммы не было.

Ликвидация в 2014 году Минпромполитики - регуляторного органа, который осуществлял государственную промышленную политику, окончательно подкосила украинскую самолетостроительную отрасль. «С 2016 года - ни одного серийного самолета, сборочное производство стало убыточным», - констатировали в концепции.

«В июне 2018 на сайте Кабмина была опубликована Стратегия возрождения отечественного авиастроения на период до 2022 года. Тогда ответственное за разработку программы Минэкономразвития должно было вынести ее на утверждение еще в 2018 году. Завершить разработку концепции, по мнению специалистов отрасли, позволило появление Минстратегпрома, которое является госзаказчиком программы», - рассказал председатель профсоюза авиастроителей Украины Ярема Жугаевич.

«Впервые за 10 последних лет Украина приняла концепцию программы. Впервые за годы независимости можем качественно, прозрачно, в интересах Вооруженных сил и отечественного производителя сформировать государственный оборонный заказ. За эти годы Минобороны не закупило ни одного нового самолета. Программа должна опираться на государственный оборонный заказ, по которому принят новый закон. Его нужно имплементировать в инструкции и постановления», - говорит президент ассоциации «Укравиапром» Виктор Попов.

В концепции указано, что компании - лидеры авиастроения США, ЕС, Бразилии, Канады достигли успеха на рынке авиатехники благодаря наличию различных государственных преференций и стимулов. В настоящее время ЕС завершает уже восьмую 7-летнюю программу исследований и инноваций Horizon 2020, в частности по направлению авиатранспорта, исследовательские проекты которой финансируют на 100% из бюджета, инновационные исследования и разработки - на 70% и на 30% - за счет средств исполнителей таких проектов.

Одобренный Кабмином документ имеет два варианта: минимальный, предусматривающий ежегодное незначительное финансирование из госбюджета около миллиарда гривен, и базовый (около 2 миллиардов гривен). Согласно документу, реализация к 2030 году авиапродукции на сумму до 350 млрд. гривен позволит направить в бюджеты всех уровней около 100-120 миллиардов гривен.

«Обнародованый объем финансирования отрасли - это самая нижняя планка мировой практики авиастроения. Но и его не было в Украине. По ожидаемым объемам реализации приложение не амбициозное и отстает от необходимого для обеспечения конкурентоспособности отрасли. Но это вопрос не к авиастроителям, а к тем, кто отвечает за развитие экономики в стране в целом», - говорит Ярема Жугаевич.

Реализация программы будет способствовать росту объемов экспорта авиатехники и услуг в 2021 -2030 годах до 150-200 миллиардов гривен, сохранению в авиапромышленности не менее 50 тысяч рабочих мест и созданию не менее 6 тысяч новых рабочих мест.

Виктор Попов среди минусов концепции отмечает недостаточное внимание к беспилотным летательным аппаратам военного и гражданского назначения, импортозамещения в разрезе бюджетных возможностей, количества самолетов и вертолетов, которые должны изготовить. Эти моменты при согласовании программы нужно доработать.

По мнению президента ассоциации «Укравиапром», в госпрограмме необходимо четко прописать новые финансовые механизмы для долгосрочного кредитования авиапромышленных предприятий на 7 -10 лет. Украинская банковская система должна обеспечить авиастроителей гарантиями для получения западных дешевых длинных кредитов. В 2016 году постановлением НБУ №351 тогдашняя глава Нацбанка Валерия Гонтарева отменила такие гарантии.

«Для авиастроительных предприятий-экспортеров необходимо восстановить возможность получить кредитование прежде всего в виде авансовых платежей от иностранных заказчиков самолетов. Механизм прост. Предприятие-экспортер под залог 30% стоимости экспортного контракта получает банковские гарантии, а иностранный заказчик, получив гарантии, предоставляет аванс предприятию. Так у предприятия появляются средства на выполнение контракта по строительству самолетов. Это распространенная мировая практика во время выполнения экспортно-импортных контрактов. Сейчас, чтобы получить такую ​​гарантию, отечественному предприятию необходимо положить деньги на счет в банк в размере аванса», - рассказывает Виктор Попов.

Строительство самолета - это миллионы долларов и собственных средств у предприятия не всегда хватает. Поэтому и нужен механизм кредитования путем предоставления аванса производителю.

«Именно из-за нехватки обеспечения банковской гарантии ГП «Антонов» не может получить уже согласован аванс от Перу на строительство Ан-178, и заводу приходится строить самолет за свой счет, что тормозит выполнение контракта», - отмечает Виктор Попов.

Сквозь тернии к звездам

Программу должны разработать и утвердить через три месяца. Но большинство экспертов считают, что ее нужно принять до нового года, чтобы она вошла в программу правительства и госбюджет на 2021.

На пути к утверждению программы есть серьезная преграда. Это постановление Кабмина от 11 октября 2016 №710 по эффективному и рациональному использованию госсредств, предусмотренных для содержания органов госвласти и других госорганов, образованных органами госвласти предприятий, учреждений и организаций, которые используют средства госбюджета. В 12 пункте постановления говорится о прекращении подготовки проектов новых целевых программ или внесение изменений и утверждения целевых программ, требующих дополнительного финансирования из госбюджета.

«В государственном бюджете нет достаточно средств, чтобы финансировать государственные заказы в авиапромышленности. На сегодня существуют большие долги перед предприятиями авиационной промышленности за поставленную продукцию. Пожалуй, эта проблема будет и с госзаказом в будущем. Не стоит надеяться, что в государственном бюджете в будущем будут средства на реальный государственный заказ», - прогнозирует президент Украинского аналитического центра.

Второй тормозной фактор для принятия программы - блокирование инициатив Минстратегпрома в частности по передаче 6 государственных авиастроительных предприятий с Укроборонпрома Минстратегпрому. Например, военный эксперт Олег Жданов обвинил министерство, возглавляемое Олегом Уруским, что вместо развития стратегических отраслей ведомство «занимается захватом прибыльных предприятий».

«Практика развитых стран показывает, что государство к развитию отраслей подходит избирательно и выделяет приоритетные. Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства, созданное в Украине в августе 2019 года, - такой монстр, который заведует всей экономикой. К сожалению, в Украине в приоритете аграрная отрасль, а не отрасли с высокой добавленной стоимостью. Поэтому такое министерство, как Минстратегпром, может сместить акцент именно на те отрасли, которые создают продукт с высокой добавленной стоимостью. Другой вопрос, насколько эффективно оно будет работать», - считает внештатный консультант Комитета по вопросам экономического развития Верховной Рады Павел Вернивский.

Авиапромышленность - одна из отраслей, которая нуждается в государственной поддержке. Несмотря на десятилетний застой в государственной промышленной политике в отношении украинского авиастроения, его потенциал заключается в разработках, которые остаются актуальными и конкурентными сих пор. Нужно дать авиаотрасли шанс.