Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Рынок земли: нюансы инвентаризации

Рынок земли: нюансы инвентаризации

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Економіка
Рынок земли: нюансы инвентаризацииНи один торговец не отправится на рынок, не зная точно, сколько у него товара и действительно все это товар принадлежит именно ему. А вот рынок земли с 1 июля 2021 могут открыть в состоянии полной неопределенности. Насколько Украина готова к его открытию с 1 июля, анализируют эксперты.

Эта проблема стала предметом обсуждения в украинском кризисном медиа-центре. Председатель союза украинского крестьянства Иван Томич отметил: 9-10 миллионов гектаров украинской пахотной земли находятся в тени. То есть значительные площади земель считают государственными и якобы не обрабатывают. На самом деле их обрабатывает нелегально неизвестно кто, не платя никаких налогов государству, а сельскохозяйственная продукция примерно на 500 млн. гривен никоим образом не учитывается.

На этом бюджеты всех уровней теряют, по приблизительным подсчетам, 70-90 миллиардов гривен (возможно, и больше). Это одна из причин, почему Украина остается страной с бедным населением на богатых землях.
 

Государственное - значит ничье

Сломать эту ситуацию, по мнению Ивана Томича, должна тотальная ревизия и инвентаризация всех земель сельскохозяйственного назначения. Ее и сейчас якобы проводят, впрочем, считает Иван Томич, это лишь имитация деятельности. Настоящая инвентаризация должна быть открытой, в ней должны участвовать, кроме Держгеокадастру, местные органы власти и общественность.

Правда, нужно отметить: участие местных органов власти в инвентаризации сельскохозяйственных земель - это палка о двух концах. С одной стороны, доходы от использования земель легальным способом пополнят бюджет местных общин, здесь государственный интерес. А с другой - от теневой обработки этих земель определенные деятели местного масштаба имеют свою долю, здесь уже интерес личный. И какой из них перевесит - серьезный вопрос.

Недавно назначенный председатель Госгеокадастра Роман Лещенко сообщил, что вскоре во исполнение постановления Кабинета Министров №1118 от 16 ноября 2020 года начнется ликвидация главных управлений этого ведомства в областных центрах и Киеве. Будут заменены на территориальные управления, которые будут заниматься предоставлением сервисных услуг наполнением кадастра. Благодаря этому штат ведомства будет сокращен до 4000 вместо имеющихся 10 000 сотрудников. Это, по словам председателя Госгеокадастра, стало возможным благодаря передаче земель за пределами населенных пунктов в распоряжение ОТГ.

Однако, замечает Иван Томич, еще не осуществлено окончательное разграничение земель государственной, коммунальной и частной собственности. Получается, что эту работу и связанные с ней расходы (а землеустроительные работы стоят недешево) и многочисленные судебные иски государственное ведомство перекладывает на плечи ОТГ.
 
 

Как продать то, чего нет

Там, где разграничение земель различных форм собственности не осуществлено, коррупция усиливается. Даже обычный человек может представить, какой здесь простор для злоупотреблений, а у махинаторов фантазия в этом значительно богаче. В самой же власти заявляют, что 5 млн. гектаров государственной земли где-то прилипли к чьим-то загребущим рукам. Как так, ведь государственная собственность должна находиться под особой защитой государства? Получается, нет.

Так как мы собираемся продавать то, чего на самом деле нет в наличии? Представьте: кто законно приобрел государственную землю запаса, а ее, оказывается, уже кто-то обрабатывает и отдавать не собирается. Хорошо, когда дойдет только до суда, а не до столкновений! А сколько таких дел появится в судах и сколько времени продлится их рассмотрение? И как это повлияет на общую политическую обстановку в государстве?

В развитых странах действуют государственные органы (именно государственные!), Которые проверяют каждую сделку по купле-продаже земли и свидетельствуют ее законность. В Украине такого нет и не предвидится. В свое время наш корреспондент задал вопрос об этом тогдашнему министру экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофею Милованову, но ответ получил уклончивый. Поэтому вероятность купить проблемный земельный участок очень велика.
 
 

Чужие почвы никто не будет сохранять

Еще одна проблема - сохранность почв. Ведь если землю обрабатывают нелегально, за ее рациональное, бережное использование никто не отвечает. Неудивительно, что у нас распашка сельскохозяйственных земель составляет более 70%, тогда как в европейских странах, где свободного, ничейного клочка нет, - менее 50%. Примерно 5 млн. га уже деградированные, истощенные из-за хищнического использования. Распахивают прибрежные полосы, а это уже преступление. Посевы на таких землях первыми страдают от природных катаклизмов, которых в последнее время довольно много. Поэтому не стоит пенять только на природу - люди часто сами прилагают рук, чтобы создать себе же беду.

Деградированные земли следует вывести из оборота, пока не восстановится их плодородие. Но как это сделать, есть ли такой организационно-правовой механизм? А нет!
 
 

Передать землю, а не коррупцию

Настоящая, а не показательная инвентаризация земель нуждается в коренной реформе Держгеокадастру, но Иван Томич предостерегает против простого сокращения численности ведомства, которое уже запланировано, или его полной ликвидации. Хотя, по его словам, там хватает коррупции, которая происходит в симбиозе с местными органами власти и правоохранительными структурами. Это главное основание для рейдерства.

Преступные схемы, складывались годами, их следует разорвать, а профессиональные кадры сохранить. Без поддержки правительства и Президента это сделать невозможно. Ведь новоназначенное руководство ведомства сможет преодолеть негативные явления. Главное - не передать местным органам власти землю вместе с коррупцией. Это надо сделать прозрачно, помочь местным общинам информационно, административно, юридически и контролировать их деятельность в земельной сфере.

Фермер, вице-президент союза сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов Украины Леонид Кириченко тоже обращает на коррумпированность Госгеокадастра, в частности на саботаже всех попыток руководства реформировать ведомство со стороны работников среднего звена. В качестве примера Леонид Кириченко привел ситуацию на Херсонщине. Там вновь назначенный начальник территориального управления Держгеокадастру, пытаясь навести порядок, наткнулся на скрытый саботаж всех трех заместителей: все одновременно ушли на больничный - и выкручивайся, как хочешь, если такой умный!

Еще один важный момент, который отметил Леонид Кириченко: у государственного ведомства, которое имеет дело с малыми частными производителями, кроме контролирующей функции, должна быть и консультативная функция помощи. Зато на практике ее почти не существует. Фермер привел примеры, как коллеги годами не могут решить простой вопрос, потому что государственное ведомство не может (или не хочет?) Объяснить, как это сделать.

Фермер, первый председатель ассоциации фермеров Черниговской области Александр Гудименко добавляет: земля у фермеров находится не на одинаковых правовых принципах: у кого в постоянном пользовании, в других - в пожизненном с правом наследования, а у кого - на правах частной собственности. У многих возникают проблемы с наследованием хозяйства в случае смерти фермера, а единого механизма их решения нету. В этом заключается одна из причин, почему сейчас фермеров меньше, чем их было в начале фермерского движения.

Александр Гудименко не может говорить за всю страну, но в его районе инвентаризация земель длилась всего месяц и принесла проблем больше, чем их было. Теперь окончательно не понятно, где чья земля и кто где должен сеять. Сам Гудыменко по итогам той инвентаризации вообще потерял землю, находившуюся у него в частной собственности, и теперь тщетно пытается ее вернуть.

Поэтому с чем собираемся идти на земельный рынок? Мало дел годами ожидают решения в судах, надо больше? И разве редко во время споров за землю поля орошают кровью земледельцы? Ответить на эти вопросы нужно как можно раньше до 1 июля.