Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Нулевая попытка: Украина и мир

Нулевая попытка: Украина и мир

Категорія: Позиція » Статті » Політика

Нулевая попытка: Украина и мирУкраинские власть имущие – это своеобразная категория граждан, которая на ровном месте может нажить себе неприятности. В основном, это выражается в доходах, законность происхождения которых доказать проблематично. Ну, вот так у них, в «верхах», заведено. Однако предпринимаются попытки все это дело свернуть – например, тем же нулевым декларированием. Оно предусматривает, что указать можно только те доходы, которые лицо сочтет нужным.


По состоянию на сегодня юридического понятия нулевой декларации нет в украинском законодательстве. Как разговорный, этот термин употребляется предпринимателями в отношении налоговой декларации с отсутствием дохода (убыточностью). Это возможность для граждан уплатить налоги с доходов, с которых ранее налоги не уплачивались, и уже истекли установленные законодательством сроки платежей. В этом случае налогоплательщик заполняет так называемую нулевую декларацию.


В теории неуплата налогов - это преступление. Но во время налоговой амнистии государство не пользуется своим правом наказывать, а позволяет вывести из тени и легализовать капитал, который его владельцы получали, не уплатив налоги, или же вообще вывели из страны. За это они могут оплатить меньше налогов и/или избежать наказания за их неуплату. Обычно к налоговой амнистии прибегают развивающиеся страны или страны с низкой налоговой дисциплиной. Иногда это происходит после каких-то чрезвычайных экономических потрясений или кризисов, и тогда целью скорее является быстрое пополнение бюджета.

 

Критики налоговых амнистий, среди которых и МВФ, говорят, что они лишают смысла уплату налогов теми, кто все оплатил вовремя и полностью. А если это и имеет смысл, то только как часть более широкой налоговой реформы в стране с усилением ответственности за неуплату налогов уже после амнистии.

 

Не менее четверти украинской экономики находится в тени. Данные об объемах теневой экономики в Украине зависят от методов расчетов. Но очевидно одно: «тень» является значительной. По данным министерства экономики, непосредственно перед введением карантинных мероприятий весной этого года доля теневой экономики в Украине составляла 31% от ВВП. Если же делать оценки по методу убыточности предприятий, то «тень» составляет до 38%.

 

Но не только мы, так сказать, в авангарде сего явления. Например, президент Аргентины Маурисио Макри в 2016 пообещал вернуть в страну 500 млрд долларов выведенных капиталов и отдать их пенсионерам. Однако есть момент: начиная с 1980-х в этой стране было шесть налоговых амнистий. Они происходили тогда, когда налоги были недостаточными, чтобы покрыть огромные бюджетные расходы, которые заставляли государство проходить через экономические кризисы снова и снова.

 

Кроме Аргентины, можно вспомнить еще несколько знаковых налоговых амнистий. В Индии они начались почти сразу после того, как страна отпочковалась от Великобритании. Амнистию 1997 года, которую назвали «Схема добровольного раскрытия доходов», многие считают успешной, многие и критикуют. Тогда ставку налогообложения по сравнению с предыдущими амнистиями снизили до 30%, и в бюджет поступило 2,5 млрд. долларов вместо ожидаемого 1 млрд. Почти полмиллиона налогоплательщиков задекларировали все - от килограммов драгоценных металлов до... слона, которого его владелец годами скрывал от налоговиков. Всего было задекларировано активов более чем на 8 млрд долларов.

 

В Италии, где счет налоговых амнистий пошел уже на десятки, «отбеливание» теневых капиталов стало едва ли не национальным видом спорта.В ситуацию даже пришлось вмешиваться Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), эксперты которой советовали итальянской власти вообще отказаться от налоговых амнистий, чтобы не разрушать налоговую систему.

 

На постсоветском пространстве примером эффективной амнистии теневых доходов называют Казахстан. В 2001 году там легализовали капиталов почти на полмиллиарда долларов. Сумма, казалось бы, не такая и большая, но после этого мировые рейтинговые агентства повысили кредитный рейтинг Казахстана. Задекларированные доходы полностью освобождались от уплаты налогов и необходимости объяснять их происхождение. А чтобы еще больше привлечь владельцев теневых капиталов и вывести их из тени, все налоговые документы декларантов за 1995-2000 годы были уничтожены. Одновременно с амнистией были снижены налоги - на 4% НДС и на 5% социальный налог.

 

Зато в Грузии, которую часто упоминают как пример экономических реформ, амнистия капиталов не просто не сработала, а стала настоящим провалом. Во время «революции роз» грузины поддержали коренные реформы в стране, но в 2005 не поверили в налоговую амнистию. Ею воспользовались лишь восемь граждан, а бюджет получил 35 тысяч долларов доходов вместо ожидаемых 4 млн.

 

В России к налоговым амнистиям прибегали также несколько раз. Первую налоговую амнистию в России попытались провести в 1993, но она не дала ощутимого пополнения бюджета. Тем, кто скрывал доходы, предлагали уплатить налоги в полном размере. А за это государство обещало не применять санкции. Следующая налоговая амнистия состоялась в 2007-м, когда физическим лицам и индивидуальным предпринимателям предложили легализовать незадекларированные доходы 2006 года и уплатить 13% налог. При этом источники этих доходов можно было не раскрывать, а суммы - не ограничивали.

 

Сдается нам, в украинских реалиях также не стоит ожидать разительного эффекта от амнистирования капиталов. Хотя власть и предполагает, что сможет наполнить за счет этого госбюджет. Опыт других стран демонстрирует – не все так радужно и просто. А уж в наших реалиях даже самая хорошая идея порой обречена на провал. И самая главная причина здесь – наш народ своей власти уже не верит...

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция