Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Стабильности не хватает...

Стабильности не хватает...

Категория: Позиция » Cтатьи » Экономика

Стабильности не хватает...На первый взгляд, экономика Украины оказалась устойчивой в карантин. В отличие от предыдущих кризисов, «корона» вроде бы проходит без потерь. Гривна в некоторые периоды даже укреплялась, а международные резервы росли.


Экспорт, на котором специализируется Украина, почти не пострадал, тогда как импорт, который всегда существенно превышал экспорт, существенно просел. Поэтому платежный баланс Украины вышел в профицит - вполне нетипично как для кризисных времен. Даже переводы работников снизились не так существенно, как могли бы - на 2,5%, а в конце лета и осенью они превысили поступления за аналогичные месяцы прошлого докарантинного года.

 

Наиболее уязвимыми к кризису оказались государственные финансы. Принятый в 2019 году бюджет на 2020 год уже в апреле пришлось пересматривать в сторону уменьшения доходов, увеличения расходов и установления дефицита в размере 298 млрд грн.

 

При запланированном на январь-октябрь дефиците 214 млрд грн было покрыто лишь 120 млрд грн. Это означает, что на ноябрь-декабрь приходится 178 млрд грн «дефицитных» расходов (тех, на которые не хватает доходов бюджета). Всего в последние два месяца года правительство должно профинансировать 353 млрд грн расходов.

 

Перекрыть дефицит бюджета помогло бы продолжение сотрудничества с Международным валютным фондом.Новый транш или даже миссия фонда открыли бы Украине финансирование от ЕС, Всемирного банка и позволили бы выйти на рынок еврооблигаций. Однако на возобновление сотрудничества с МВФ власть уже не рассчитывает. С 23 ноября Государственная казначейская служба остановила финансирование всех незащищенных расходов.

 

Блокировка расходов

Государственный бюджет не в состоянии обслуживать все расходы, предусмотренные законом на 2020 год. Сразу двое высокопоставленных чиновников в Кабинете министров сообщили, что с 20 ноября Государственная казначейская служба остановила финансирование всех расходов, кроме защищенных (зарплаты работников бюджетной сферы, пенсии, социальные выплаты, погашение долгов и т.д.).

 

Из-за «плотного графика» министр финансов Сергей Марченко не нашел возможности прокомментировать остановки финансирования расходов из госбюджета. «Казначейство осуществляет выполнение показателей госбюджета и обслуживания других клиентов в соответствии с законодательством», - ответили в пресс-службе Минфина.

 

Остановка означает, что государство отказывается от финансирования в первую очередь капитальных расходов (ремонт, реконструкция, строительство). По итогам трех кварталов в 2020 году на эти цели правительство потратило 45,8 миллиарда гривен из запланированных на этот год 112,6 миллиардов. То есть за три месяца до конца года финансированию подлежали расходы еще на 66 млрд грн.

 

Что может сделать Кабмин?

Во-первых, внутренние заимствования. Средств, которых не хватает для покрытия дефицита, Минфин мог бы занять на внутреннем рынке. Однако масштабные заимствования в условиях неопределенности относительно будущего усиления карантина и сотрудничества с МВФ приведут к росту стоимости обслуживания долга. Кроме того, такие заимствования будут краткосрочными, то есть возвращать их придется уже в начале 2021 года. Минфину уже сейчас трудно привлекать средства для финансирования расходов бюджета.

 

Однако, даже несмотря на это, желающих занимать деньги государству находится немного. Бюджетный кризис догнал Украину: средств на незащищенные расходы уже нет. Предложения напечатать недостающие деньги для финансирования расходов не исчезают из информационного повестки дня. Об этом говорил не справившийся с поставленными задачами и потому отправленный в отставку бывший глава Минэкономики Тимофей Милованов.

 

- Я сейчас скажу вещь, которую большинство экономистов назовут неправильной, а может, даже нарушением «религии». Считаю, что сейчас нам нужно закрывать бизнес и предоставлять ему финансирование. Его не хватает, поэтому речь идет о печати денег, - сказал он. Впоследствии Тимофей Милованов объяснил, что имел в виду привлечение эмитированных средств через ОВГЗ, но по рыночным ставкам, которые, по мнению экс-министра экономики, должны быть на уровне 15-18%. Ну, просто адвокат дьявола... простите, Сороса.

 

Отметим, что украинское законодательство запрещает Национальному банку прямо занимать деньги правительства, поэтому делать это нужно при посредничестве банков: они будут брать у регулятора кредит рефинансирования, а за него покупать облигации.

 

- У нас есть очень сложные задачи. Последние дни мы занимаемся сложными вещами по поводу убеждения Национального банка, коммерческих банков в том, что у нас есть вопросы финансирования бюджета и способы его финансирования, - убеждал подопечных еще в начале мая текущего года Марченко. - Поэтому ко всем просьба: пытаться быть максимально тщательными по поводу выполнения расходных полномочий. Вот и попытались – а сейчас не знаем, на что жить...

 

Николай МАКСИМЧУК

 

Источник Позиция