Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Ритейл и технологии энергосбережения: что уже используется, а чего ждать в ближайшем будущем?

Ритейл и технологии энергосбережения: что уже используется, а чего ждать в ближайшем будущем?

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Економіка

Ритейл и технологии энергосбережения: что уже используется, а чего ждать в ближайшем будущем?Приблизительно 50% расходов супермаркета — это все, что связано с эксплуатацией холодильного оборудование, включая затраты на электроэнергию. В условиях высокой конкуренции в сфере продуктового ритейла внедрение технологий, которые позволяют сократить эту расходную статью, крайне важный и желательный шаг.  

 

Да, и в целом тренд на энергосбережение в Украине сегодня отчетливо прослеживается во всех сферах и отраслях. Поэтому точно также, как жильцы квартир или домов хотят снизить расходы на отопление или кондиционирование, представители розничной торговли ставят себе схожие цели.


Современное оборудование и уровень автоматизации таков, что практически любая торговая сеть или единичный магазин может снижать энергопотребление и за счет этой экономии окупать вложения в соответствующие технические решения. О том, что уже является чуть ли не обязательным, а что будет внедрено в будущем, мы и расскажем вместе с техническими специалистами популярной харьковской сети супермаркетов «КЛАСС».


Энергосберегающее остекление

Если в жилых помещениях окна и стеклопакеты должны удерживать тепло в комнате, то для стеллажных витрин супермаркета основной задачей является сохранение холода и снижение расходов на охлаждение.


Так называемые «холодильные горки» (стеллажные витрины с холодильным оборудованием) зачастую предусматривают сегодня либо стеклопакеты, либо одинарные стекла со специальным энергосберегающим покрытием. Остекление дает возможность сократить поступление теплого воздуха в рабочее пространство витрины, что в свою очередь снижает нагрузку на оборудование, ответственное за охлаждение.

 

Кстати, установить стекло или стеклопакет можно не только на этапе заказа витрины, но и в ходе ее эксплуатации. Это значит, если супермаркет или магазин ранее по каким-то причинам от остекления отказался, то для сокращения энергопотребления может его поставить в любой момент.

 

Установить одинарное стекло проще технически, а холодопотребление «горки» сократится при этом на треть, отмечают представители сети «КЛАСС». Но более теплый воздух из торгового зала все равно может проникать внутрь, ведь герметичного примыкания рамы тут нет, да и само стекло пропускает тепло.

 

Использование стеклопакетов с одной или двумя камерами (соответственно парой или тройкой стекол) — более прогрессивное решение. Раньше его применяли для низкотемпературного, но сейчас и для среднетемпературного холодильного оборудования магазина. Стеклопакет весит больше одного стекла, обойдется дороже, но обеспечивает герметичное прилегание и сам по себе является отличным теплоизолятором. В результате снижение потребления холода может достигать даже 80%.

 

Так, в среднем по размеру супермаркете имеется от 30 до 50 «холодильных горок». Тут применение и стекол, и стеклопакетов для остекления сокращает расходы и продлевает рабочий ресурс оборудования супермаркета. Максимальная экономия холодопотребления может достигать 77%, что полностью окупает затраты на их внедрение в течение года (если изначально приобретаются «горки» с остеклением) или до 3-4 лет (при условии дооснащения оборудования).

 

Инверторные компрессоры

Как в бытовых холодильниках, так и в профессиональном оборудовании для супермаркетов и магазинов нормой стало применение компрессоров с возможностью плавной регулировки производительности. Это инверторные устройства, которые дают возможность точно изменять рабочие параметры с учетом имеющихся потребностей.

 

Традиционный компрессор чередует включение и выключение, то есть либо работает на максимум нагрузки, либо вовсе не работает. Это приводит к росту энергопотребления и снижению общей надежности устройств. Инверторный компрессор оснащен преобразователем частот и позволяет плавно регулировать производительность с учетом имеющейся нагрузки. Так, если продуктов внутри холодильного агрегата мало, то он будет работать на 25-35% от максимальной мощности. А если в рабочую камеру только что добавлены новые продукты в большом количестве, то он поднимет производительность до 100% или требуемых показателей.

 

Сегодня компрессоры с плавной регулировкой производительности стали нормой для сферы продуктовой розничной торговли, считают в  сети «КЛАСС». Они позволяют не только выдерживать нужный уровень нагрузок на холодильное оборудование, но и экономить электроэнергию. Окупить себя инверторный компрессор в супермаркете площадью от 1000 м2 способен быстрее, чем за 3 года.

 

Прогрессивная электроника управления

Времена, когда температурные режимы и другие рабочие параметры холодильного оборудования задавались вручную, уже давно в прошлом. В особенности, если речь идет не о малом магазине, а о крупном супермаркете. Последние используют электронные системы управления, которые способны на автомате корректировать температуры, отталкиваясь от самых разных переменных. Так, к основным возможностям автоматики во многих торговых сетях относится следующее:

  • функция плавающего давления конденсации. Она корректирует работу холодильных компрессоров с учетом температуры окружающей среды. Эта опция обеспечивает экономию электропотребления холодильных агрегатов на уровне 20%. Затраты на внедрение сводятся к установке температурного датчика и активации соответствующей опции в контроллере управления;

  • функция плавающего давления кипения. Она анализирует температуру внутри рабочих камер и меняет настройки компрессоров, увеличивая давление кипения, если нужно. Работа с повышенным давлением является более эффективной с точки зрения энергосбережения. Экономия до 5% в год на энергоресурсах;

  • адаптивное оттаивание. Тут электронная система управления оценивает работу испарителей и при необходимости (снижении их производительности) активирует режим оттаивания. Эта функция позволит сократить энергопотребление минимум на 1%.

Дополнительно приветствуется использование электронных терморегулирующих вентилей в испарителях вместо традиционных механических. Они позволяют более эффективно использовать теплообменники и точно заполнять испарители холодильным агентом. Их использование дает возможность сократить расходы электроэнергии до 10%, а окупаемость составляет менее 3 лет.

 

Суммарное снижение затрат на электроэнергию от всех описанных технических решений может превышать 40%. Сэкономленные деньги позволят не только покрыть затраты на внедрение, но и станут подспорьем для расширения торговой сети, других модернизаций и новшеств.

 

Технологии будущего

В скором времени в супермаркетах и других продуктовых магазинах будут появляться и другие энергосберегающие технологии. По мнению экспертов, к самым ожидаемым и перспективным можно отнести следующее:

  1. Использование холодильного оборудования, работающего на диоксиде углерода вместо привычных сегодня хладагентов. Такие агрегаты постепенно дешевеют, что позволяет сократить сроки их окупаемости (сейчас это около 4-5 лет).

  2. Применение тепловых насосов для обогрева супермаркета. Они позволяют отапливать помещение полностью на электроэнергии, выигрывая по эффективности у электрических котлов.

  3. Внедрение концепции «умного» магазина, то есть комплексной автоматизации большинства процессов, начиная от освещения и вентиляции и заканчивая работой всех технических агрегатов.