Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Родства не помнящие?

Родства не помнящие?

Категорія: Позиція » Статті » Політика

Родства не помнящие? Фамилию и имя украинский гражданин при желании сменить может. А отчество – пока нет. Но с 1 января 2021 года вступает в силу закон, позволяющий менять себя и «по батюшке». Народные депутаты инициировали этот закон во исполнение решения Европейского суда по правам человека по делу «Гарнага против Украины» от 16 мая 2013 года.


В 2004-м адвокат по профессии Наталья Гарнага решила вместо Владимировны стать Юрьевной – в честь отчима, и получила отказ. Тогда она дошла до европейской судебной инстанции, потому что в местных судах исковое заявление не принимали. Толерантный ЕСПЧ установил факт нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принял сторону Натальи пока еще Владимировны и призвал власть Украины усовершенствовать законодательство по данному вопросу. 3 ноября текущего года парламентарии большинством голосов исправили законодательное «недоразумение».

 

С нового года, если кто воспылал нелюбовью к биологическому отцу или по другим причинам, может с 16 лет изменить отчество; с 14 лет – с согласия родителей (опекуна). Вот представьте состояние родителя, когда к нему подходит отпрысок и объявляет о решении отказаться от причастности к своему роду. Может так случиться, что оскорбленный отец в лучших патриархальных традициях схватится за ремень, дабы выбить из сына эту «демократическую дурь», но не советуем. Демократия и в семейных ценностях нынче плотно увязла. Любой протест родителей относительно изменения отчества подпадает под судебное разбирательство. А оно вам надо? Несложно спрогнозировать, в чью сторону качнется маятник Фемиды – детских интересов, конечно.

 

К тому же, не исключены и сопутствующие разбирательства – это как нужно исполнять свои родительские обязанности, чтоб ребенок от наследственного отчества отказался?

 

Европейцы, например, свободно обходятся без отчеств. В наших заграничных паспортах тоже указаны только имя и фамилия. А у исландцев даже фамилий нет. С ними понятно, у них нет выбора, а вот нам он предоставлен: заменить главный признак семейной ценности – имя отца.

 

Отчества на Руси появились примерно в середине Х века. Писались они как, например, «Владимир, сын Глеба», «Святополк, сын Ярослава». Возможно, в устной речи отчества древних людей звучали как и в современном языке: Евсеич, Андреич. Традиция гордиться именем отца идет с той далекой старины, когда он был главным кормильцем семьи. Особый порядок, кстати, существовал и для появления отчеств незаконнорожденных детей. При их крещении имя давалось по святцам, отчество - от имени крестного отца. Простолюдины зачастую обходились без фамилий, но отчество являлось неотъемлемой частью имени.

 

Поголовно фамилии начали присваивать сравнительно недавно, в 1918 году, согласно соответствующему революционному декрету. Не мудрствуя лукаво, в метрики вписывали фамилии-производные от имени отца. Поэтому до сих пор не счесть по стране Кондратюкив, Панасенкив, Тарасовых и т.д. Попутно населению молодой советской державы было дано право изменить уже имеющуюся неприглядную фамилию на более благозвучную. И тогда Дрищук становился Днепровым, Тупорылов – Зориным, Дурнев – Подольским. Их можно понять, люди вполне обоснованно шли на корректировку личных данных. Потомки явно не сказали бы спасибо пращурам, если бы пришлось ходить по земле каким-нибудь Сопляковым.

 

Необходимость смены фамилии-имени-отчества у некоторых персонажей возникла после Великой Отечественной войны. Это пособники нацистов на оккупированных территориях. Благодаря возможности изменить свои личные данные, многим бывшим полицаям на время удалось уйти от ответственности за свои злодеяния. Они присваивали себе имена пропавших без вести советских солдат, уезжали подальше от мест своих преступлений, чтобы их не узнали родственники тех, кого эти подонки вешали, сжигали и расстреливали. Даже получали государственные льготы, выдавая себя за участников войны. Они думали, что так тихонько скоротают век, но их все равно находили. В частности, хорошо известен факт, как после Второй мировой по всему миру за карателями охотилась израильская спецслужба «Моссад» и без шума-пыли утилизировала их.

 

Когда в 2021 году в регистрационные центры пойдет поток обращений (если, конечно, пойдет) о смене отчества, наверное, ученые дадут свою оценку этому социальному явлению, но уже сейчас закрадывается подозрение, что с генетической памятью возникнут проблемы. Вначале забудем, как отца зовут, потом запамятуем, кто мы сами есть, ну и напоследок о родной стране не вспомним. Не забываем, что у отчества и Отечества одно производное слово – отец. В патриархальное «звать-величать по батюшке» вложен глубинный сакральный смысл о памяти и уважении своего рода. Изменить данное по роду отчество, поддавшись какому-то сиюминутному впечатлению, все равно что подрубить традиционную модель отношений в семье. Уже когда сын пойдет менять отчество, отец не усмотрит в этом ничего странного – ведь он сам в свое время сделал то же самое, отказавшись от почитания своего родителя.

 

Остается упомянуть об одном моменте: услуга по смене отчества будет платной. А это самое то для наполнения государственного бюджета. У нас привыкли хвататься за любую, даже бессмысленную, идею с целью получения профита. Как бы не сталось так, что после покупки нового отчества появится новая услуга – по приобретению нового Отечества, например.

 

Наталья НЕСТЕРЕНКО

 

Источник Позиция