Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » За что боретесь, господа?

За что боретесь, господа?

Категорія: Позиція » Статті » Головна тема

За что боретесь, господа? В Украине в конце уходящего 2020 года продолжается передел власти, пришедшие очередные новые руководители регионов пытаются «правильно» взять ее в свои руки. Учитывая, что их представителем является и президент страны, и как бы еще не окончательно распавшееся монобольшинство в ВР, основания для получения властных полномочий на местах у них есть. Тем более что в руках у любой власти есть и силовой государственный механизм. Однако за что, собственно, идет борьба?


Вспомним выборы 2004 года, когда к власти на Майдане пришли первые либералы – тогда под «оранжевым» флагом. В стране впервые была проведена люстрация на местах – хотя это новое словечко вошло в моду только во второй фазе Майдана, уже в 2014 г. А в 2004-м тихо, без какой-либо помпы, но и без особых репрессий с государственных должностей областного и районного уровней были вычищены кадры, которые имели опыт административно-хозяйственного управления. Во власть пришли национал-популисты. Наш проницательный читатель легко вспомнит фамилии трех первых губернаторов Запорожской области тех лет – птенцов гнезда Виктора Ющенко, которые продержались на своей должности от 4 месяцев до двух лет.

 

Реванш украинские социал-демократы взяли в 2010 году, когда вернулась системная составляющая организации власти. Они попробовали «сшить» страну, обложив весь бизнес своими налогами – происходило это быстро, системно, но недолго. Наш народ насилия не терпит. И в 2014 году второй приход национал-популистов вновь вверг страну в хаос. Что лучше – жесткая дань в пользу узкого круга лиц или необузданная свобода, вопрос спорный. Фактом остается то, что системная государственная вертикаль в Украине так и не выстроена.

 

Сегодня, в процессе как бы еще идущей территориально-административной реформы, власть в стране вновь переформатируется. Предполагается, что функции председателей областных государственных администраций уже с 2021 года будут «кастрированы» и распределятся между областным советом, в котором (опять же предположительно) ведущую роль будут играть облисполкомы, и представителем президента – префектом. Кто заберет под себя право контролировать силовые органы, пока вопрос. Но нынешние руководители ОГА уже спешно пытаются пересесть в кресла председателей областных советов – это гарантия трудоустройства предположительно на пять лет. Но вот об организации страны по части задекларированной территориально-административной реформы не думает никто.

 

В первую очередь – центральная власть, которая, к слову сказать, является таковой лишь номинально, ибо не понимает, что она реорганизует в регионах страны. Избранные районные советы имеют неясные функции, громады так и не получили необходимой финансово-экономической свободы, чтобы стать истинными хозяевами на местах. Мало того, есть громады большие и бедные, а есть маленькие, но зажиточные. А это предполагает опять ручное управление из центра. Ну и, спрашивается, где здесь децентрализация?

 

Для осуществления качественного государственного управления нужно уметь управлять не первой производной, а второй или даже лучше третьей. В нашем случае это означает, что областной совет (для того же он и областной!) должен уметь выстраивать отношения и с районными советами, и с громадами. Именно выстраивать, так как функционально они от него независимы, впрочем, как и бюджетно. Но координировать организацию региона кто-то ведь должен. Однако не только в умелой управленческой функции дело – вопрос еще и в понимании социально-экономической ситуации в целом по всему региону, знание криминогенной обстановки в период массового «схлопывания» числа рабочих мест...

 

Да мало ли что еще должна знать и уметь ответственная местная власть, которой – предполагается – будут делегированы управленческие функции в результате децентрализации. У нас же пока продолжается банальный дележ должностей по партийно-политическим мотивам – кто получит право контролировать бюджет в результате межпартийных договорняков. А идейная составляющая, обещания перед выборами, ответственность перед избирателями никакой роли не играют. Так что речи о тех сложных выкладках по организации и власти, и в целом нашей с вами жизни, которые приведены выше, в ближайшее время идти не будет. Пока ее, эту самую местную власть, «правильно» не упакуют.

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ

 

Источник Позиция