Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Как "взрослый" праздник Николая стал детским

Как "взрослый" праздник Николая стал детским

Категорія: Культура, Суспільство
Как "взрослый" праздник Николая стал детскимПредставьте, перед вами человек среднего роста - 167 сантиметров, плотного телосложения, со смуглой кожей. Имеет высокий лоб, темно-карие глаза, седую шкиперского бородку. Нос похож на орлиный. Он не ест мяса, принимает только растительную пищу.

Так, по мнению профессора Луиджи Мартино, выглядел при жизни Николай Чудотворец. Итальянский ученый составил его портрет после тщательного изучения мощей, находящихся в городе Бари.

Исследования произошло в 1953 году с разрешения Ватикана.

Никольский город

Николай Чудотворец издавна почитаем в Украине. В этом легко убедиться, открыв, например, карту Киева начала ХХ века.

Сразу бросается в глаза изрядное количество объектов, названия которых так или иначе связаны со св. Николаем.

Посчитаем только храмы Николаевская церковь на Аскольдовой могиле, Военно-Никольский собор ("Большой Николай") и Свято-Никольский Пустынный монастырь ("Малый Николай") на Печерске, Николаевский больничный монастырь в Киево-Печерской лавре, подольские церкви Николая Доброго, Николая Набережного и Николая Притиска, Николаевский собор Покровского женского монастыря, Никольско-Иорданская церковь, Николаевский костел неподалеку Олимпийского стадиона.

Добавим Николаевскую училищную церковь при IV мужской гимназии, училищную церковь Николая Мирликийского при I мужской гимназии и домовую Николаевскую церковь в доме генерал-губернатора.

Еще один храм, посвященный св. Николаю, остался недостроенным - говорится о церкви Николая Чудотворца на Зверинецкой горе, заложенной в 1916-м году в память погибших в Первой мировой войне.

Кроме того, икона Николы Мокрого в Софийском соборе - предмет общегородского поклонения с древних времен.

Никольские ворота на Печерске - от них начиналась ул. Никольская, на которой расположены Большой Николай и Малый Николай. 

И это не все. В тогдашнем Киеве существовали улице Никольская, Никольско-Ботаническая и Притисско-Никольская, Никольский переулок, Никольские ворота.

А путешественников, въезжающих в город по Николаевскому цепному мосту, встречала на правом берегу часовня Николая Чудотворца.

К сожалению, бурный ХХ век почти полностью стер по топонимике Киева следы популярности св. Николая.

Откуда подарки? 

Святой Николай жил в III и IV веках на востоке Римской империи (ныне территория Турции).

Современная традиция дарить подарки ушла от такого случая. Николай узнал (задолго до своего епископства), что обедневший человек не имеет приданого для своих трех дочерей. А если их не возьмут замуж, то они вынуждены будут стать проститутками.

Николай имел большой отцовское наследство и решил помочь этой семье.

Нашел убогий дом этого человека и ночью бросил в окошко мешочек с золотом - приданое старшей дочери. Следующей ночью то же сделал для средней.

На третью ночь тронут отец решил выяснить, кто является благодетелем. Николай узнал об этом и, чтобы остаться неузнанным, бросил золото не в окно, а в дымоход. У камина в комнате сушились туфли (или носки) младшей сестры, и именно там она нашла чудесный подарок.

Поэтому Николаю приписывали множество чудесных дел - спасение трех жителей города Миры, несправедливо приговоренных к смерти, спасение военачальников, которых безосновательно обвинили в подготовке мятежа против царя, спасение моряков, попавших в бурю и т.д. - часть из них, очевидно, является легендами.

Зато его стали считать "вторым после Бога на земле": он помогает обездоленным, спасает больных, предохраняет немощных, заботится о голодных. Кстати, поддерживает не только людей, но и животных.

Правда, в разных странах Николая Чудотворца воспринимают по-разному.

По православной традиции, он - патрон путешественников, заключенных и сирот. У католиков - покровитель, главным образом, детей. Именно из Галичины распространился по всей Украине обычай, по которому св. Николай раздает детям подарки.

Началось с Киева

В Восточной Европе культ Николая Чудотворца был основан именно в Киеве - благодаря князю Владимиру Красное-Солнышко. Он, по легенде, привез 988 года с Херсонеса икону св. Николая, которой его благословили при крещении.

Князь-креститель всячески популяризировал св. Николая. Существует даже версия, что него было еще и второе - молельное, тайное имя Николай. Такое положение вещей, между прочим, отвечало средневековой церковной традиции.

Новые праздники - 19 декабря (день смерти св. Николая, "зимний Николай") и 22 мая (день перенесения мощей из Ликии в Бари, "весенний Николай") - были введены в украинском церковного календаря в XI веке киевским митрополитом Ефремом.
 

То есть почти тысячу лет назад!

Шло время. Люди связывали с небесным покровителем и спасителем все новые и новые чудеса.

Киевляне, например, считали, что именно Николай Чудотворец помог при задержании ночного грабителя. А в другой раз пригодился жителю Подола при взыскании долга по злостного неплательщика. Еще спас малыша, который выпал из лодки в Днепр и не умел плавать.

Одесситы ценили, что св. Николай защищает людей на воде. Все одесские рыбаки имели в доме его икону. И обязательно брали ее с собой, выходя в море на промысел.

Запорожские казаки тоже считали св. Николая покровителем мореплавателей, а потому перед отплытием в поход собирались в церкви и служили молебен Угоднику Николаю.

Пиво для перемирия

Издревле в Украине сложились обычаи и возникли приметы, связанные с днем ​​св. Николая. Праздновали преимущественно взрослые, а не дети.

Древнейший обычай - варить до "Зимнего Николая" пиво из ячменя нового урожая. В одной древней колядке, записанной этнографом Алексеем Воропаев, говорится о том, что все беды мира возникли из-за того, что в настоящее время "Святым Николаям пива не варят".

Как сварили пиво, то созвали много гостей - и друзей, и врагов. На стол ставили, кроме пива, постную кутью, узвар, пироги и вареники с грибами и капустой тому подобное. Такая трапеза была, по традиции, еще и актом примирения, прощения взаимных обид, а также возврат долгов. Говорили: как не вернет долг к Николаю, не вернет никогда.

На Западной Украине существовала традиция к этому празднику печь специальные песни лепешки - николайчики.

Ну а выпив пива, впрягали лучших лошадей в телеги и, напевая, ездили по селу, чтобы узнать, "скользкий ли снег выпал в этом году". При этом самой любимой из песен была "А кто, кто Николая любит".

Погода этого дня говорила о том, какой будет зима.

Если холодно, то и весь сезон будет холодным, а если тепло, то зима будет ясной, без сильных морозов.

Снег, выпавший в Николая, свидетельствовал, что зима будет морозной и суровой.

Дождь на Николая - к хорошему урожаю. 

"Николай на хлеб цену строит"

В древности существовала традиция укладывать на Николая договоры и соглашения - считали, что в этот святой день никто не решится на обман. Не случайно "Зимний Николай" открывал ярмарки - их так и звали: Никольский, - где основным товаром был хлеб.

Во время Никольской ярмарки устанавливались цены на хлеб и муку. Поэтому говорили: "Николай на хлеб цену строит" или "Никольский торг всему указ".

На Харьковщине праздновали трехдневные святки на Николая, на которые варили постную кутью и узвар, чтобы в наступающем году был богатый урожай зерна и плодов.

На Подолье этого дня ждали "полазника" - человека с положительной энергией, который первым должен зайти в дом. Но лучше, если "полазником" будет сам хозяин. Поэтому он просыпался раньше обычного, и шел в хлев накормить скот, приговаривая: "Дай Бог, добрый день. Чтобы сконитушка здоровая была, и я с тобой, еще и со своей женой". И возвращался в дом как первый посетитель. Считали, что иначе на семью ждет большое горе.

В Украине день св. Николая стал детским праздником только в XIX столетии, когда в Галиции начало развиваться школьное. Но празднование не сводилось исключительно к подаркам: дети старательно готовились, учили песенки и стишки, соревновались в различных конкурсах.

Но в Центральной и Восточной Украине эта "зарубежная" традиция - Галичина находилась в составе Австро-Венгрии - продвигалась очень медленно. По крайней мере в воспоминаниях о киевском жизни в конце XIX века упоминаются исключительно рождественские подарки.

Обычно детям дарили игрушки - деревянных лошадок, которых можно оседлать, паровозики с вагончиками, которые ездят по рельсам, кукол, которые умеют говорить "ма-ма" и другие.

В советские времена традицию празднования дня св. Николая почти подавили, Но в 1990 году она начала возрождаться.

Сейчас считается, что Николай приходит к детворе с подарками в ночь с 18 на 19 декабря. При этом на Западной Украине для подарков ставят на подоконник ботиночки. Зато в Восточной Украине малыши ищут подарки под подушками.

По традиции, подарки и сладости должны получить только послушные дети (так непослушным Николай пришлет символы наказание - розги и кусочек угля). Но на самом деле получают все, а требование послушания побуждает детей быть смиренными хотя бы в первой половине декабря.

Также 19 декабря пекут пирожные-николайчики, которыми одаривают не только детей, но и взрослых. Обычно пирожные имеют форму снежинок, потому что считают, что после дня св. Николая наступает настоящая снежная зима.