Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Станислав РОМАНЧУК: «С развитием информационных технологий ценность знаний несколько нивелировалась»

Станислав РОМАНЧУК: «С развитием информационных технологий ценность знаний несколько нивелировалась»

Категорія: Суспільство, Регіон, Культура

Станислав РОМАНЧУК: «С развитием информационных технологий ценность знаний несколько нивелировалась» Многие сферы общественной жизни в Украине с годами претерпевают коренные преобразования. Подтверждением тому служит ряд реформ, над реализацией которых трудится уже не первое наше правительство. Не обошла стороной эта участь и систему отечественного образования. Но в правильном ли направлении мы движемся?

Этот вопрос является, пожалуй, одним из самых животрепещущих для украинского социума. Ведь именно от качества полученных нашими детьми знаний зависит будущее всего государства, и это отнюдь не преувеличение. Ведь образование – тот самый базис, на котором впоследствии формируется личность. О насущных проблемах средней украинской школы, реформе образования в целом, о подходах в воспитании подрастающего поколения - беседа шеф-редактора «ПОЗИЦИИ» Сергея Знаменского и руководителя департамента образования и науки Запорожского горсовета Станислава Романчука.

 

- Станислав Юрьевич, для начала – об идущей полным ходом реформе начальной и средней школы. Как вы ее охарактеризуете, чего нам от нее ожидать?

- Реформа стартовала еще в 2017 году, когда была принята новая редакция закона об образовании. На мой взгляд, он был очень своевременным и достаточно революционным, кардинально изменил подходы и философию самого образовательного процесса. В документе были четко прописаны полномочия руководителей учебных заведений, сам факт их назначения на выборной основе, самостоятельность школ, качество образования и т.д. Кроме того, не могу не упомянуть закон о полном среднем образовании, который регламентирует деятельность непосредственно общеобразовательных школ. Наша задача – внедрение этих законов, контроль над их выполнением. На мой взгляд, действующий закон об образовании учитывает многие нюансы, связанные с нынешними особенностями обучения в Украине.

 

- Как известно, так называемый «болонский процесс» глубоко проник в нашу высшую школу. Однако к ней непосредственно подвязано и среднее образование. Именно поэтому у нас вскоре должны появиться лицеи и гимназии. То есть по факту произойдет расслоение и размежевание потоков учеников. Насколько это прогрессивный момент?

- Во-первых, это решение было очень своевременным. На сегодняшний день у школы есть социальный заказчик – вузы. Отмечу, что мы поддерживаем плотные контакты с ректорами Запорожского национального университета, Национального университета «Запорожская политехника», Запорожского государственного медицинского университета и других, интересуемся также запросами вузов из других городов. Кроме того, есть еще профессионально-техническое образование – в Запорожье 11 ПТУ, и каждое занимается своим направлением. Причем, считаю, довольно успешно.

 

Так вот, именно под социальный заказ и исходя из требований закона, реформируется сама структура учебных заведений. До 2024 года она должна быть преобразована таким образом, чтобы у нас была начальная школа, гимназическое образование (5-9 классы) и лицеи (10-12 классы). Задача департамента образования и науки Запорожского городского совета – создать такие условия, чтобы учащиеся могли удовлетворить свои образовательные потребности в полной мере. То есть, например, в одном лицее была возможность получить и гуманитарное образование, и естественно-научное. И сегодня мы заняты тем, что формируем сеть таких учебных заведений в Запорожье.

 

- Станислав Юрьевич, многие инициативы правительства (не только нынешнего, но и предыдущих) в части образования нередко критикуются. Насколько качественно выписаны профильные законы, в полной ли мере они адаптированы к реалиям?

- Эти законы писались не один год и стали результатом коллективного труда профессионалов в сфере образования, поэтому с их качеством все в порядке. Кроме того, как я уже говорил, меняются подходы и требования к качеству получаемых в школе знаний, умений и навыков. Жизнь сегодня требует от выпускников школ так называемых компетенций – это еще одна новация в системе образования. Иными словами, полученные в школе знания нужно еще уметь применять на практике, в быту, в обществе. Профильное образование будет ориентировано в первую очередь на социальную компетентность, когда выпускник школы должен будет уметь адаптироваться к любым условиям.

 

- Правильно ли я понимаю, что компетенция – это сужение знаний, более глубокое овладение определенной сферой или направлением?

- Нет, это, прежде всего, комплексность. Допустим, есть экономическая компетенция: человек четко понимает, как спланировать свой собственный семейный бюджет, но одновременно разбирается, что происходит в этом плане в государстве. И поскольку эти параметры взаимосвязаны, умеет сложить два плюс два. Это, если хотите, жизненная грамотность – понятие упрощенное, конечно, но раскрывающее суть явления компетенции.

 

- Изначально перед средней и высшей школами стоит задача готовить специалистов для участия в хозяйственной деятельности страны. Насколько тесно сотрудничество учебных заведений с запорожскими предприятиями, востребована ли такая работа?

- Исторически так сложилось, что в Запорожье практически все ПТУ формировались на базе предприятий. Например, бывшее училище №20, ныне «Моторостроитель», издавна готовит кадры для АО «МОТОР СИЧ», другие учебные заведения ориентированны на металлургические предприятия и т.д. Эти связи никто разрушить не смог, и их нужно только наращивать дальше – в этом заинтересованы все стороны.

 

- Каковы основные трудности системы образования в Запорожье?

- Главное, что есть конструктивный диалог, поэтому как таковых серьезных сложностей практически не возникает. Разве что финансового характера, но от этого никуда не деться. Как известно, любое учебное заведение финансируется из двух источников. Государственная субвенция идет на оплату труда педагогов в школах – она покрывает эту статью расходов. А из местного бюджета финансируются дошкольные учреждения, и профтехобразование. Это социальная ответственность города перед промышленностью. Хватает ли средств на все программы и проекты? По большому счету, да, однако хочется развивать образование еще интенсивнее. К тому же, если проблемы испытывает все государство, не может быть так, чтобы образование выгодно выделялось на чьем-то фоне.

 

Сейчас мы столкнулись с проблемой дистанционного обучения. Сам термин существует много десятков лет, он был прописан и в предыдущих законах об образовании. Но сегодня это не прихоть, а необходимость. Разумеется, есть определенные проблемы с обеспечением обучения в режиме онлайн. И я говорю не только о методических компонентах, но и технических. Более того, педагоги сами только начинают учиться работать по этой схеме.

 

- Приходится слышать, что дистанционное обучение – прямой путь к дегуманизации и образования, и общества. В классической школе, к которой мы все привыкли, педагог играл важнейшую роль. В ней учащимся давались не только знания, но и прививали некие моральные аспекты. «Образование – это то, что остается у человека после того, как он забыл все то, чему его учили в школе» - писал немецкий физик Вернер Гейзенберг. Дистанционно «ощутить» учителя невозможно, воспитывать в ученике человека он не может. Страдает ли от этого украинская школа?

 

- На протяжении последних лет очень активно муссируется тема, что общество постепенно уходит в онлайн, основные коммуникации уже давно перенеслись в плоскость Интернета. Поначалу мы этому ужасались, потом формулировали как проблему, а сегодня уже учимся работать по новым правилам. Так получилось, что современное поколение детей живет не только в реальном, но и в виртуальном мире. Задача педагогов (надеюсь, мы с этим справляемся) - подстраиваться под новую действительность. Конечно, учителю, который всю жизнь провел у доски, глядя ученикам в глаза, приходится очень сложно – и он видит ущербность дистанционного образования. Но такова данность – нужно смотреть вперед.

 

Вспомните: раньше, чтобы что-то узнать, школьники и студенты шли в библиотеку, открывали энциклопедии и справочную литературу – это была своеобразная составляющая культуры. Сейчас ценность знаний несколько нивелируется, потому что достаточно зайти в Интернет и найти там все, что требуется. Хорошо это или плохо - вопрос философский. Но с точки зрения образования мы должны создать условия для его дальнейшей диджитализации.

 

Сейчас совместно с областным институтом последипломного педагогического образования работаем над проектом «Открытая школа». Смысл его в том, что на одной платформе в Интернете будет собран материал по всем предметам, чтобы педагоги могли в любой момент воспользоваться этой базой, а ученики – получить материал, прошедший рецензию и критику от лучших педагогов Запорожья.

 

- Станислав Юрьевич, и напоследок: вынужденно вернулись в образовательный процесс родители, причем многие из них возмущены этим фактом...

- И зачастую вполне справедливо, но в то же время в законе об образовании сказано, что родители также являются участниками сего процесса, наравне с детьми и учителями. Хотя я категорически против того, что они вместе с детьми или вместо них делают уроки - это уже недоработка самих учителей. Зато налаживается обратная связь, появился контроль над выполнением заданий, родители в курсе успеваемости ребенка – и это позитивный момент.

 

Источник Позиция