Страна на продажу
05 січня 2021 16:52
Переглядів: 661
Коментарів: 0
Надрукувати
В Украине стартует грандиозная распродажа крупнейших объектов государственной собственности. В конце 2020 года правительство одобрило законопроект, открывающий «большую приватизацию» в наступившем. Ожидается, что реализация этих объектов принесет в казну около 12 миллиардов гривен.
Согласно документу, ограничения на продажу снимаются с
Киевской теплоэлектроцентрали №5, трех облэнерго, предприятия «Большевик»,
Одесского припортового завода, Объединенной горно-химической компании и столичного
«Президент-отеля». Причем это далеко не первое и, наверное, не последнее
поползновение украинской власти на госимущество.
Реализация распродажных планов превратилась в некий
квест, который участники процесса (читай: чиновники) не могут преодолеть из-за
того, что путают «государственную шерсть с личной». Очень сложно, знаете ли, разорваться между желанием пополнить державную
казну и одновременно набить собственный карман. Из-за алчной потребности
контролировать финансовые потоки образовались, скажем так, «долгожители»
приватизации: ОАО «Центрэнерго», Запорожский алюминиевый комбинат, завод по
производству минеральных удобрений «Сумыхимпром», Одесский припортовый завод,
цену на который пытались сбить до копеечной, но не смогли. В других случаях
конфликты интересов соискателей госимущества попросту остановили торговые
сделки.
Напомним, что в начале ушедшего 2020 года Кабинетом
министров была заявлена продажа более 300 объектов малой приватизации (детские
лагеря, кинотеатры, магазины, корабли и т.д.), а также пять крупных
предприятий. Но не судьба – удалось сбыть лишь отель «Днепр» в центре Киева за
1,1 млрд грн. Сложности в приватизации
госимущества еще возникли из-за сотрудничества некоторых предприятий с РФ.
Например, Сумской химический завод производил минеральные
удобрения из российского природного газа, а припортовый завод в Одессе является
монополистом на отечественном рынке услуг по приему, охлаждению и перегрузке
аммиака в морские суда, экспортирующие химическую продукцию украинского завода
«Стирол» и «Тольяттиазот» (РФ). Кому достанется такое счастье, в накладе не
останется. Привлекательным объектом выступает и завод «Большевик» (АО «Первый
киевский машиностроительный завод»), который, по предварительным оценкам, можно
продать за 1,3-1,5 млрд грн.
Конечно, можно усомниться в благости намерений высшего
украинского руководства относительно распродажи градообразующих объектов
государственного имущества. Так вот, для сомневающихся соотечественников у
Кабинета министров на этот счет заготовлен непререкаемый довод: скупка
инвесторами державного стратегического имущества поможет искоренить коррупцию и
воровством.
- Послы стран «Большой семерки» также поддерживают наше правительство на
пути прозрачной и выгодной для государства приватизации, – объявил премьер-министр
Денис Шмыгаль. И тогда становится понятно, кто истинные инициаторы грандиозной
скупки украинского имущества.
Тем временем в стране, как горячие пирожки,
разметаются государственные заводы «Укрспирта». За полтора месяца перешли в
частную собственность уже десять спиртзаводов. Самый дорогой - Вишняковский, расположенный в 100 км от Полтавы, был продан за 234 млн грн.
Новый владелец станет счастливым обладателем спиртосклада, бродильного цеха,
производственной лаборатории и здания брагоректификации. Самый дешевый - Бершадский
спиртовой завод (Винницкая обл.) мощностью 1,1 млн декалитров в год - ушел
частникам за 19,8 млн грн. Столько стоит самая дорогая квартира в Киеве, и за
эти деньги покупатель получил не только производственные мощности, но и землю,
подъездные пути и прочую инфраструктуру, а также специально оборудованное место
хранения спирта, лабораторию, артезианскую скважину. Иными словами, распродажа
предприятий «Укрспирта» пользуется огромной популярностью благодаря бросовым ценам на приватизированные заводы, что
намекает на коррупционную составляющую в плане откатов чиновникам за сделку.
Помимо
едва ли не бесплатной передачи в частные руки одних из немногих оставшихся у
государства активов, в течение следующих четырех лет Министерство
инфраструктуры планирует передать в концессию или частную собственность все
порты Украины. Об этом в ходе недавней первой ежегодной международной
конференции UkraineInvest заявил глава ведомства Владислав Криклий.
На
данный момент, по его словам, ведомство готовит к концессии
железнодорожно-паромный комплекс, первый и контейнерный терминалы порта
«Черноморск» и пассажирский комплекс в порту Одессы. В дальнейших планах
министерства - концессия морских торговых портов в Бердянске и Измаиле. Кроме
того, министерство готовит к приватизации порты в Белгород-Днестровском,
Усть-Дунайском и Скадовске.
То есть правительство Украины самоустраняется от
решения насущных инфраструктурных вопросов, отдавая их на откуп «невидимой руке
рынка» в лице приглашенных к приватизации иностранных инвесторов. Не секрет,
что нашим западным «партнерам» совершенно не нужен процветающий сосед-конкурент
на европейском рынке. Однако странно только, почему мы с этим соглашаемся?
Наталья НЕСТЕРЕНКО
|