Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Экология может «убить» украинскую экономику

Экология может «убить» украинскую экономику

Категорія: Позиція » Статті » Економіка

Экология может «убить» украинскую экономикуСтремление Украины непременно стать частью европейской семьи накладывает на нее определенные обязательства. В основном они касаются экономических аспектов, но и смежные с ними сферы не оставили без внимания. Например, уже много лет весь мир гудит о проблемах экологического характера – дескать, промышленность и традиционные источники энергии наносят окружающей среде непоправимый вред посредством парникового эффекта.


Если коротко, углеродные выбросы накапливаются в атмосфере, пропускают солнечный свет, но не дают ему рассеяться в космосе. Поэтому тепло от солнечных лучей остается в атмосфере, постепенно ее нагревая. По оценкам Межправительственной группы по изменению климата при ООН, к середине XXI века средняя температура в мире вырастет на 1,5 градуса по Цельсию. Это может привести к уменьшению урожайности и изменениям в экологических системах всей планеты.

 

В связи с этим мировая общественность заключает разного рода договоры и соглашения, призванные минимизировать влияние выбросов на атмосферу. Так, в 2015 году 196 стран объединились в рамках Парижского соглашения, подписанного в качестве рамочной конвенции ООН по изменению климата. Для этого необходимо согласовать общий свод правил для углеродных рынков и решить ряд других вопросов.

 

Растущий нейтралитет

По подсчетам экспертов, для выхода к 2050 году на нулевой глобальный уровень выброса парниковых газов нужно увеличить долю расходов на «очищенную» энергию в глобальном ВВП с 8% до 25% к 2035-му. Второстепенные моменты – модернизация сельскохозяйственных практик, снижение углеродного следа в производстве продуктов питания и т.д. Межправительственная группа по изменению климата обнаружила, что для удержания планеты от нагрева выбросы парниковых газов должны к 2030-му сократиться на 45%, а страны - достичь так называемой «углеродной нейтральности» уже к 2050 году.

 

В данный момент все больше государств, отдельных городов и компаний присоединяются к этой доктрине. В 2020-м об аналогичных планах заявили Китай, Япония, Южная Корея, Южно-Африканская Республика и Канада. Евросоюз также взял на себя обязательство сократить выбросы по максимуму, а 127 стран, на которые приходится около 63% мировых выбросов в атмосферу, уже приняли «нулевые ставки» или рассматривают их введение.

 

Глава ООН Антонио Гутерриш назвал действия по борьбе с изменением климата одной из важнейших задач для планеты. В 2021 году, по его словам, будет создан Международный клуб за углеродную нейтральность, поскольку загрязнение атмосферы угрожает продовольственной безопасности и тормозит борьбу с бедностью. Примечательно, что в тексте Парижского соглашения не предусматривается санкций к участникам договора, если они по каким-то причинам не смогут добиться поставленной цели. Тем не менее, Антонио Гутерриш в жесткой форме требует от руководителей государств выполнять взятые на себя обязательства - прекратить субсидирование ископаемого топлива и пересмотреть планы по строительству угольных электростанций.

 

Кроме того, защитники окружающей среды теперь рассчитывают на содействие со стороны США. Бывший американский лидер Дональд Трамп со скандалом вышел из Парижского соглашения – мол, вклад его страны в это дело огромный, а «окупаемость» проекта сомнительна. В то же время его сменщик в Белом доме Джо Байден сразу же после вступления в должность вернул США в число участников договора.

 

Сплошные потери

Теперь, собственно, переходим к украинским реалиям. В 2017 году наша страна приняла Национальную программу по сокращению выбросов (НПСВ), цель которой – снизить выбросы оксидов азота на 72% к 2033-му, а серы и пыли – на 95% до 2028 года. И если таких показателей достичь не удастся, придется сворачивать мощности действующих в стране энергоблоков. Отличная перспектива для страны, относящейся к развивающимся!

 

В Европейской Бизнес Ассоциации уже заявили, что сокращение нормативов выбросов, запланированное на 2021 год (в зависимости от вещества, типа генерирующей энергию установки и процесса, от 17 до 94%), может привести к значительным экономическим потерям предприятий. По прогнозам, государственный бюджет может потерять около 70 миллиардов гривен поступлений, а страна – порядка 600 тысяч рабочих мест. Поэтому в ассоциации поддерживают инициативу Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов по отсрочке применения новых нормативов до 1 января 2024 года.

 

- В условиях текущей экономической ситуации, отягощенной локдаунами и карантинными ограничениями, внедрение экологических проектов на предприятиях в предлагаемые законодательством сроки не представляется возможным. По данным Госстата, в 2012-2015 годы объем производства металлургической продукции сократился более чем на треть и продолжает сохранять негативную тенденцию. В то время как экологическая модернизация предусматривает разработку долгосрочных инвестиционных планов, - говорит координатор комитета экологии и устойчивого развития Европейской Бизнес Ассоциации Ольга Бойко.

 

Могут себе позволить!

Как отмечают специалисты, если введение этих нормативов состоится сейчас, стране не избежать остановки ряда производственных процессов. Как следствие, придется импортировать ресурсы, которые сама Украина больше создавать не сможет. Мало того, что это станет огромной нагрузкой на казну, так еще и приведет к снижению конкурентоспособности наших предприятий на мировых рынках. Одна только приостановка производства железорудного агломерата и кокса приведет к сокращению ВВП страны сразу на 13%.

 

- В Евросоюзе процессы экологической модернизации промышленности начались еще в начале 1990-х годов и были в значительной степени профинансированы путем государственной помощи. Источниками были также зарубежные инвестиции, налоговые льготы, кредиты, дотации из госбюджета и так далее. Так, начиная с 2000 года ЕС поддержал более тысячи проектов экологической модернизации предприятий на сумму 445 миллиардов евро, - говорит Ольга Бойко. Так это за два десятка лет, а нас хотят обязать справиться с проблемой здесь и сейчас!

 

Вместе с тем, добавим, что с момента принятия НПСВ украинская власть не прилагала никаких усилий для того, чтобы хоть как-то приблизить его к выполнению. Более того, на финансирование мероприятий по модернизации производства необходимо более 4 миллиардов евро. Естественно, бюджет наш такой нагрузки не вынесет. А еще на время установки очистных сооружений пришлось бы приостановить работу энергоблоков отечественных ТЭС и, соответственно, покупать электроэнергию за границей (пока мы еще продаем ее за рубеж).

 

Потому в Украине экологическая модернизация и происходит исключительно за счет самих предприятий - на помощь со стороны державы рассчитывать производственникам не приходится. Заставить их сейчас удвоить-утроить усилия для снижения уровня выбросов вредных веществ в атмосферу - пиши пропало: денег не всегда хватает не то что на модернизацию, а просто для расчетов по текущим расходам, в том числе заработной плате. И если придется выбирать между ними и экологией, чему отдать предпочтение? Или легче вообще закрыть производство и посодействовать, таким образом, убийству украинской экономики? Кстати, нельзя исключать, что именно такого развития событий и добиваются наши «западные партнеры».

 

Выйти из строя?

На недавнем заседании комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики и природопользования также отметили, что реализация НПСВ в нынешних экономических условиях в нашей стране де-факто невозможна. Председатель комитета Олег Бондаренко заявил, что настаивает на выполнении предприятиями-загрязнителями принятого плана, но в данный момент он нереалистичен – нужно подключать к работе Кабинет министров, чтобы разработать механизмы финансирования проекта.

 

В свою очередь, заместитель министра экологии Роман Стрелец напомнил, что в среднем около 70% всех вредных выбросов в атмосферу непосредственно осуществляют объекты промышленности и энергетики, поэтому для улучшения ситуации необходимо найти финансовые инструменты для реализации НПСВ, которых на данный момент нет.

 

- Программа по снижению уровня выбросов - это принятие гибкого механизма перехода к более жесткой директиве 2010-75 ЕС о промышленных выбросах. Все понимали, что быстро перейти к этой модели очень трудно и больно, потому что необходимы огромные инвестиции, и за один день это сделать невозможно. Поэтому и был принят НПСВ. Рыночная модель в энергетической отрасли, которая была принята, сейчас работает с недостатками и вносит сложности в реализацию плана. Чтобы выполнять природоохранные мероприятия, государство должно найти действенные механизмы их финансирования на каждом предприятии-загрязнителе. Это положительно повлияет как на энергетическую, так и экологическую безопасность, - подчеркнул Роман Стрелец.

 

Председатель комитета по вопросам энергетики и ЖКХ Андрей Герус сообщил, что условия выполнения НПСВ должны быть реалистичными в текущих экономических реалиях. «Европейские страны имеют возможность инвестировать в экологию, так как уровень богатства там выше. У нас таких средств нет, иначе Украина также вкладывала бы миллиарды в модернизацию производства и защиту окружающей среды. Да, уменьшать выбросы необходимо, но при этом важные для энергосистемы мощности должны оставаться в строю», - говорит народный депутат.

 

Меж двух огней

Словом, Украина в очередной раз оказалась меж двух огней. С одной стороны, нужно выполнять ранее взятые на себя обязательства по защите климата. Тем более что Запад в случае саботажа этих требований грозит нам не просто санкциями или прекращением кредитного потока, а чуть не ли международной изоляцией. С другой стороны, на кону стоит судьба части, и притом немалой, нашей промышленности и миллионов людей.

 

Безусловно, украинцы и сами заинтересованы в улучшении экологической обстановки, но готовы ли мы терпеть тяготы и лишения в связи с этим? И так еле-еле концы с концами сводим. Опять же, угроза потери энергетической безопасности в случае немедленного внедрения постулатов НПСВ станет реальностью, а это уже проблема государственного масштаба. Словом, снова мы наблюдаем замкнутый круг, вырываться из которого власть обязана. Вот только есть обоснованное опасение, что она понятия не имеет, как это сделать. По крайней мере, от первых лиц страны мы рассуждений на эту тему еще не слышали.

 

Кстати

Между тем, с целью сокращения выбросов парниковых газов и достижения углеродной нейтральности продолжается разработка механизма их налогообложения и целевого использования собранных средств начиная с 2025 года. Об этом заявил министр защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины Роман Абрамовский.

 

- Определен перечень секторальных мероприятий по стимулированию сокращения выбросов парниковых газов. Проведен ряд обсуждений в рабочих группах, переговоры с ключевыми игроками из секторов энергетики, промышленности, сельского хозяйства. 17 декабря президент Украины Владимир Зеленский объявил о снижении выбросов в атмосферу в диапазоне 36-42% выбросов от уровня 1990 года, - сказал Роман Абрамовский.

 

По его словам, наибольший потенциал для сокращения выбросов сейчас есть в секторах энергетики, тяжелой промышленности и зданиях в части энергоэффективности. Также повышенное внимание нужно уделять сельскому хозяйству, где выбросы парниковых газов увеличиваются. Капитальные инвестиции, необходимые для реализации этого сценария на 2021-2030 гг., составляют около 225 миллиардов евро. Для сравнения: в 2010-2019 годах на эти цели потратили около 160 млрд евро, в 2019 году - 20 млрд евро.

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция

 

Скорее подписывайтесь на наш Telegram-канал — Позиция