Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Наше еще не умершее завтра

Наше еще не умершее завтра

Категория: Позиция » Cтатьи » Колонка редактора

Наше еще не умершее завтра«Остановиться, оглянуться...» Бессмертные слова из известной песни еще недалекого прошлого особенно актуальны сегодня. Мы, дети ушедшей в небытие беспечной и очень человечной страны, выброшены судьбой из одной исторической реальности и еще не ощутили новой, в которую нас насильно впихнули. Живем в безвременье и не чувствуем под ногами земли.


Что происходит, например, в отечественном образовании? Ведь само по себе оно – не просто система знаний о мире, это современные информационные потоки, которые конкретно формируют менталитет, личность, создают реальную или искаженную картину мира. В которой мы живем, воспитываем детей, выбираем политиков во власть, питаемся и лечимся в соответствии с рекомендациями, полученными извне.


 

Практические познания

На протяжении семи десятилетий целые поколения нашего народа воспринимали картину мира во вполне конкретном ракурсе. Черное для нас было черным, белое – белым. И независимо от того, какие идеологические догмы навязывала власть, все же общечеловеческие основы и понятия для людей были доступны и близки. Совесть, мораль, взаимовыручка, вера в хорошее – это были не пустые звуки. Наши поколения от 30-х до 90-х годов различали, что такое можно, что нужно, а что нельзя. В конце концов, как в известном стихотворении – что такое хорошо, а что такое плохо. Это опять же с точки зрения общечеловеческих ценностей, накопленных столетиями.


Оказалось, мы не все знали. По мере открытия границ с так называемым цивилизованным западным сообществом, например, узнали, что браки (между мужчиной и женщиной, естественно) могут быть гражданскими. Ну, то есть, попросту говоря, мужчина может семью и не защищать, так как формально никто никому ничем не обязан. А женщине не обязательно быть хранительницей домашнего очага со всеми вытекающими отсюда последствиями. Об этом сейчас, уже на протяжении примерно двух десятилетий, закладывают в головы нашему подрастающему поколению учебные программы. И бедному учителю деваться некуда, он обязан все это ученику доносить. Иначе он не впишется в ту ценностную систему координат, которую настойчиво прививают в Украине наши западные партнеры, и потеряет работу.


Мы по-настоящему узнали – и ощутили на практике! – что такое капитал. Об этом понятии мы были как бы просвещены из одноименного произведения Карла Маркса, но то ж в теории... В реальности оказалось, что это – единственное мерило места человека в жизни. Чем больше денег, чем больше недвижимости, чем больше собственности, тем умнее человек и тем больше он имеет прав. Оказалось, что ум можно купить. Чем больше у тебя денег, тем больше прав ты имеешь поучать окружающих. Независимо от того, что они, эти окружающие, могут иметь ученые степени, значительно больший опыт работы по соответствующему профилю, чем владелец энного числа денежных знаков. Раньше у нас, конечно, была своя беда – власть неучей, кухаркиных детей, которые, получив эти самые власть или должность, считали себя умнее других. Теперь пришла беда иная – деньги. И с ней бороться гораздо тяжелее.


Знания, конечно, можно купить. Но таким путем их не заиметь. Можно купить должность, но специалистом так и не стать. Можно купить футбольную команду, симфонический оркестр или печатное издание, но так и не понимать, зачем этот инструмент звучит, для кого он создан.


 

Свобода без родства

А еще нам рассказывают, что разница между полами стирается. И родитель будет иметь не женский или мужской род, а средний – оно. Это понятие в ряде стран Запада уже вполне серьезно вводится на уровне обучения в школе. И не только в школе, в ряде стран, в тех же без меры передовых США, например, оно входит в обиход и при общении в высших законодательных органах власти. А так как в западной школе родители не имеют права влиять на процесс обучения своего чада, любые постулаты ребенку могут быть втиснуты в его неокрепшее сознание и душу легко. Что давно в цивилизованных европах и происходит.


Ребенку нельзя говорить «нет» – это унижает его эго. Нельзя наказывать – это вторжение в его личное пространство. Родителю в цивилизованном обществе оставлена одна функция – родить. Государство само знает, как ребенка воспитывать. Будущее мира позволено формировать не многим.


А отсюда – и гражданские браки, чтобы не понуждать свободную личность быть кому-то обязанной. И продвигаемая сексуальная свобода: имеешь право познать все, ты – свободная личность. Родители – не авторитет, семья – не обуза, знания не обязательны, тяжкий путь познания предначертан лишь для избранных, да и религия в западном, особенно протестантском обществе, ни к чему не обязывает. Там вера – не страдание и искупление, а лишь часть твоего повседневного бытия. Еда, секс, сон, молитва, караоке в клубе, шопинг – все в одном ряду и в одной ценностной категории. Ты хозяин жизни, выбирай, что хочешь и что по карману. Выше тебя нет никого, даже Бога.


 

Выбраться из глуши

Что делать нам, неотесанным пуританам из романтического прошлого? Настоящего, конечно, так просто не изменить, но вот о будущем следовало бы подумать уже сегодня. Конечно, речь идет о тех, кто неравнодушен к перспективам Украины. Только идущие нам на смену могут его изменить и организовать в соответствии с теми принципами и подходами, которые нам были всегда близки. Они теперь наша единственная надежа и опора.


Ребенок должен получить те знания, которые мы сами считаем базовыми и ценными. В том числе в сфере морали и этики. И если школа дать их не способна, это вполне можно делать самим родителям. Если у вас есть личная библиотека, постарайтесь, чтобы она не просто осталась наследнику, но и заменила ему современное виртуальное пространство.

Обязательно нужно выработать у него цельное мировоззрение. Не разорванное, сегментное и мозаичное, навязываемое Болонским процессом, а то классическое или хотя бы близкое к нему, исповедовавшееся десятилетиями в нашей школе, лучшей в мире.


Создание и укрепление статуса достойного гражданина, формирование связей с близкими по духу и мировоззрению сверстниками поможет молодому человеку быстрее встать на ноги и состояться как личность. Благо – сквозь слезы, конечно – дистанционное образование, тренд сегодняшнего дня, позволяет ребенку проводить больше времени в семье. А, значит, и впитывать больше те ценности, которые наша пока еще существующая первичная ячейка общества в себе несет.

Ну, и конечно, базовые материальные ценности, куда ж без них – здоровье и недвижимость. Помните, нас учили, что бедность – не порок? Оказалось, это работает – плохо все равно, правда, но в обществе равных возможностей и низкого материального достатка. В расслоенном же обществе это порок, да еще какой! Ну, а без здоровья никакую дорогу не осилишь.


Мы сами на нее свернули и себе ее организовали. И чем дальше по ней идем, тем яснее понимаем, в какую глушь забрели. Пройти и преодолеть безвременье можно лишь вместе и с ясным умом, иначе потеряем все. Но дорогу, как помним, осилит только идущий.

 

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ