Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Зато Запад доволен: как гробят производство в Украине

Зато Запад доволен: как гробят производство в Украине

Категорія: Позиція » Статті » Політика

Зато Запад доволен: как гробят производство в Украине Государственный сектор экономики – сфера, которая десятилетиями поддается жесткой критике. Более того, с годами она становится все более язвительной. В лидерах по «разбору полетов» традиционно значится «Укрзализныця», чья работа вызывает нарекания у многих наших соотечественников и гостей из-за рубежа. И ведь есть за что: средства в компанию вкладываются солидные, а отдача – минимальная. 

 

Тот, кому «посчастливилось» на себе испытать всю «комфортабельность» пассажирских поездов «УЗ», недоумевает: что мешает руководству предприятия (какому уже там по счету) заниматься своими прямыми обязанностями по его развитию? Потому что уже реально стыдно видеть, во что превратилась «Укрзализныця».


Недавно появилась информация о том, что компания объявила тендер на покупку в текущем году 100 новых пассажирских вагонов общей стоимостью 3,04 млрд грн. По словам министра инфраструктуры Владислава Криклия, реформирование железной дороги – одна из приоритетных задач государства.

 

- Впервые за годы независимости в госбюджете страны предусмотрена поддержка на закупку ста пассажирских вагонов и обновления железнодорожной инфраструктуры. Самое главное, чтобы обновленный подвижной состав и улучшение сервиса «Укрзализныци» полностью соответствовали ожиданиям граждан и учитывали их мнение, - отметил Владислав Криклий.

Что подразумевается под нашими «ожиданиями»? Современная система кондиционирования, вакуумные туалеты, системы видеонаблюдения, регулирование освещения в купе и СВ, адаптивный вход для маломобильных людей, розетки и USB-порты у каждого места, увеличенный объем багажного отделения и т.д. В общем, чтобы все было «как в Европе».

 

«Укрзализныця» объявила тендер на покупку таких вагонов со сроком подачи заявок до 30 марта, а сам аукцион назначен на 5 мая. Коммерческие предложения разослали как украинским производителям, так и зарубежным. И это уже первый минус: в нашей стране пока еще есть собственное вагоностроение, а мы привлекаем иностранные компании? Кроме того, они как раз и имеют большие шансы выиграть торги, поскольку производство за рубежом менее энергоемкое и потому обходится дешевле. Может, тендер – вообще для отвода глаз? Согласитесь, это не только непатриотично, но и не содержит в себе даже намека на развитие национального продукта. Равно как обеспечением работой наших граждан. Сомнительно, чтобы европейцы поступали так же по отношению к своим людям. Ну, а у нас протекционистские законы – большая редкость...

 

А между тем, вагоностроительная отрасль в Украине погибает без государственных заказов. Судите сами: если в 2011 году в ней были задействованы 18 предприятий, то в декабре прошлого на плаву остались только 5 – Крюковский вагоностроительный завод, «Днепровагонмаш», «Дизельный завод», «Карпаты» и Попаснянский вагоноремонтный завод.

 

Трудятся в этой сфере около 12 тысяч человек, хотя еще в 2011-м эта цифра составляла 32 тысячи работников.

Еще несколько цифр для понимания ситуации: в 2018 году вагоностроительная отрасль выдала на-гора 11 тысяч единиц продукции – в два раза больше, чем в 2017-м. Но потом снова последовал спад: в 2019 году было выпущено 10,5 тысяч единиц, а за 9 месяцев 2020-го – всего 2,4 тысячи единиц. И если сейчас держава не обратит внимания на отечественного производителя, отрасли однозначно кранты. Власть наверняка это понимает, только разбираться в ситуации не спешит.

 

«Укрзализныця» в 2020 году приобрела за собственные средства 28 пассажирских вагонов и в 1406 единицах произвела ремонт разной степени сложности и объема. В текущем предприятие планирует обеспечить собственные мощности по ремонту вагонов, локомотивов и оборудования значительным объемом заказов, как заявлял в середине января председатель правления «УЗ» Владимир Жмак. В частности, на ремонт вагонов должны направить 7 миллиардов гривен.

 

Разумеется, деньги небольшие. Но и покупка сотни новых вагонов положения не спасет, учитывая общее состояние железнодорожного транспорта в Украине. «Хотим построить 3 тысячи новых вагонов и отремонтировать около 10 тысяч», - озвучивал планы на этот год Владимир Жмак. А на какие, простите, шиши?

 

Хотя есть здесь и такой немаловажный аспект: обновление пассажирского состава, в отличие от грузового, может происходить только за счет государства и самой «УЗ». По имеющимся данным, для нормального функционирования компании нужно около 5 тысяч вагонов, а их в наличии – примерно 3 тысячи. С учетом того, что в стране говорят о необходимости списать вагоны старше 35 лет, их вообще останется критический минимум.Соответственно, железнодорожные перевозки в Украине окажутся под вопросом, а это ударит по экономике оглоблей.

 

Еще одна большая проблема вагоностроителей – запчасти, которых всегда не хватает. Если наладить их производство в Украине, это решило бы многие трудности. Но государство в решении и этого вопроса никуда не торопится. Хотя озаботься оно им – и не пришлось бы обращать взор на комплектующие из-за границы, а также появляется возможность дать работу тысячам украинцев. Это ли не приоритет внутренней политики державы?

 

Одним словом, сегодня власть должна уяснить простую истину: за нее проблемы в стране никто решать не будет. Другое дело, в состоянии ли она это сделать? Тут на одних только «новых лицах» не выехать, профессионалы нужны. А кадровая обойма у новой команды если не закончилась, то уже на исходе. Беда в том, что не вагоностроением единым - и на других фронтах придется поднатужиться. Или «верхам» все по шпалам?..

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция