Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Год после введения локдауна. Что случилось с малым бизнесом?

Год после введения локдауна. Что случилось с малым бизнесом?

Категорія: Економіка, Суспільство
Год после введения локдауна. Что случилось с малым бизнесом? 12 марта 2020 года в Украине впервые объявили карантин из-за COVID-19. Через 4 дня государство закрыло все границы, а 17 марта был введен полный, или как его еще называют "жесткий" локдаун. Тогда закрыли ТРЦ и все магазины, кроме продуктовых. Не работал подземный транспорт, а наземным можно было воспользоваться только при наличии специального пропуска. Впоследствии штраф можно было получить даже за прогулку в парке. По словам экспертов, больше всего в это время пострадал бизнес.

Второй локдаун, интеллектуальный, ввели в ноябре. По-другому его еще называли "карантин выходного дня". Третий - в январе. 

Наталья Носенко, тренер по кенгу-джампингу в Черкассах

Кенг-джампинг - это вид фитнеса с использованием специальных туфель. Наталья занимается этим направлением уже несколько лет. Онлайн тренировки начала проводить весной 2020-го. Раньше приходилось тратить деньги на аренду зала, сегодня работает дома. Во время занятий в ход идет все домашняя утварь.

"Дома есть стена, стул, диван, стол, кастрюля, бутылка с водой, полотенца и книги. Мы используем все это для упражнений. Это настолько эффективно, не сравнить ни с одним инструментом в тренажерном зале. Работать из дома меня вдохновили клиенты. Долго просили - и я попыталась онлайн. Мне понравилось. В нашем спорте очень важна регулярность, а как только ты ее теряешь, трудно вернуться к тренировкам. Кое-кто уже и не возвращается. Из-за этого девушки сами сказали: мы будем вставать утром и делать зарядку!", - рассказала Наталья.


Иван, курьер

Иван несколько лет работает в одной из служб доставки еды и продуктов. В начале прошлого года в столице в ней было около 1000 курьеров, сегодня эта цифра достигает 3500.

"С началом карантина заказов стало значительно больше, начала расти доставка, соответственно и компании начали расширять состав работников - количество курьеров увеличилось. Многие потеряли работу, и это было как подработка. Я, например, ежедневно беру около пятнадцати заказов, и это не максимальная цифра, а если вдуматься, что нас несколько тысяч? Только представьте, сколько людей обращаются ежедневно в компанию!", - рассказал парень.

Игорь Кураян, владелец сети обувных магазинов в Херсоне

Игорь Кураян считает 2020 год убыточным, хотя магазины закрывал только при трех локдаунах. При последнем, уже в январе 2021-го, получил помощь от государства в размере 8000 гривен. Всю сумму предприниматель потратил на отопление.

"Только за ТЭЦ в этом магазине я заплатил 7000 гривен. Мы платили и ЕСВ в полном объеме, и единый налог, то есть мы брали кредиты, чтобы рассчитаться с арендодателями. Мы постарались сохранить все рабочие места. В силу специфики бизнеса искать новые формы торговли - например онлайн, мы не могли, поскольку большинство людей хотят мерить обувь перед покупкой. И еще проблема в том, что снизилась платежеспособность покупателей", - отметил мужчина.

Светлана Могильникова, экс-владелица кафе в Хмельницком

Светлана около шести лет назад открыла кафе на вещевом рынке. Год назад ей пришлось сократить штат и временно закрыть заведение. А уже в июле из-за убытков женщина закрыла кафе полностью.

"Думали, что начнем работу. Но так случилось, что люди начали уходить с рынка, потому что не было ни работы, ни людей. Для кого работать? Так же у нас сложилась такая ситуация, что люди не могли приходить и полноценно обедать у нас. Впоследствии мы поняли с мужем, что мы не потянем этот бизнес и были вынуждены закрыть кафе. Во время локдауна я уже начала вышивать маски, чтобы хоть как-то продержаться. Очень жаль, потому что очень много души вложила в этот бизнес. В настоящее время я работаю в продуктовом магазине. А что делать? Надо как-то выживать. Может, дай Бог, все в стране наладится и мы снова вернемся к любимому делу. Частичка души она уже останется в кафе, пожалуй, навсегда", - поделилась Светлана.

Юлия Возная, владелица мастерской по пошиву танцевальной одежды в Хмельницком

В карантин женщина имела собственное ателье. Чуть менее года назад ей пришлось перепрофилировать его в цех для пошива дизайнерских защитных масок.

"Перед карантином только начала набирать обороты в танцевальной сфере - в пошиве танцевальной одежды. И, к сожалению, карантин притормозил на самом деле, и пришлось заниматься тем, чем мы даже не думали, что будем заниматься. Этот период стал толчком для меня. Больше времени, и я задумалась о создании собственного бренда и открытие магазина. Сейчас остается ждать стабильной ситуации в стране", - рассказала Юлия.

Что говорят эксперты

Таких, кто полностью закрыл свой бизнес на самом деле немного, считает эксперт по развитию малого и среднего бизнеса Любомир Черний. Большинство закрывались временно. И хотя предприниматели, как и само государство, понесли убытки, этот кризис эксперт называет и возможностью совершенствоваться и развиваться.

"У нас значительно вырос внутренний туризм. Украинцы не ехали за границу, а посещали наши курорты. Выросла курьерская доставка. Выросли навыки в тех профессиях, которые предполагают дистанционное предоставление тех или иных услуг. IT-отрасль весомо поднялась. Конечно, эти отрасли сейчас спрашивают больше человеческого ресурса. Спрашивают больше кадров. И, собственно говоря, что они породили дополнительный спрос на рынке труда. Кроме того, страна и сама диджитализувалася. Надо понимать, что мы уже никогда не вернемся к тому, как было раньше, и с какой-то стороны это даже лучше", - считает эксперт.

По словам экономиста Тараса Козака, сейчас 40 процентов бизнеса находится в тени, поэтому подсчитать, какой ущерб понесло государство в 2020 году, невозможно, общем экономика не получила такого ущерба, как прогнозировали в прошлом году, считает он.

"В 2020-м падение ВВП было в размере 4,2%. При том, что на момент апреля-мая оценивалось, что эта цифра достигнет 7-8%. Кто-то даже говорил, что экономика упадет на 11%. На самом деле 4,2 - это не так уж и много. Европа упала больше, Штаты упали больше. И самое важное в этой истории, что мы научились жить в локдауне. Конечно, первые шаги правительства были не всегда логичными, но это была новинка для страны и вообще мира. Сегодня мы знаем, что такое COVID-19. И психологически, и физически мы научились работать в экстремальных условиях", - убежден эксперт.