Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Гигантский канал Эрдогана в Стамбуле. Почему арестовывают турецких адмиралов?

Гигантский канал Эрдогана в Стамбуле. Почему арестовывают турецких адмиралов?

Категория: Позиция » Новости Позиция » Мир
Гигантский канал Эрдогана в Стамбуле. Почему арестовывают турецких адмиралов?  Турция задержала десятерых адмиралов в отставке после того, как они откровенно раскритиковали проект гигантского Стамбульского канала, который отстаивает президент Реджеп Тайип Эрдоган.

Адмиралы были среди тех 104 морских военных, подписавших открытое письмо с предостережением о выходе из международного договора, регулирующего использование стратегической пролива Босфор.

Через пролив проходит очень много судов. Это единственный водный путь, связывающий Черное море со Средиземным морем.

Канал, который хотят построить, является его альтернативой.

Почему задержали адмиралов?

Десять адмиралов обвиняют в том, что они хотели совершить преступление против безопасности государства и конституционного строя.

Адмиралы оказались в похожей ситуации, и много военных деятелей, которых обвиняют в попытке переворота против президента Эрдогана в 2016 году.

"Оставайтесь там, где вы есть ... Эта нация показала всем, как она победила путчистов 15 июля (2016 года) Знайте свое место!" - заявил пресс-секретарь президента Фареттин Алтун в Twitter, отвечая на письмо отставных адмиралов.

Некоторые оппозиционные политики Турции обвинили правительство в "паранойе переворота".

В прошлом месяце правительство утвердило план строительства Стамбульского канала длиной около 45 км. Он будет пролегать с севера на юг через Стамбул, к западу от Босфора.

Официальным обоснованием проекту является перегруженность Босфора - по данным информагентства, вместо 25 000 судов, ежегодно через него проходят 40-42 тысячи судов.

Отставные адмиралы выразили опасения, что новый канал может подорвать Конвенцию Монтре от 1936 года, которая предоставила Турции контроль над проливом Босфор и установила ограничения для коммерческого и морского судоходства там.

Военные говорили, что следует избегать любых действий, которые могут привести к началу обсуждения конвенции, добавив, что этот документ "лучше защищает турецкие интересы".

В светской турецкой республике, созданной Мустафой Кемаль Ататюрком, к военным относились как к охранникам светского режима. Но Реджеп Эрдоган, возглавляющий Партию справедливости и развития, который имеет исламистские корни, ограничил власть военных и все больше обращается к консервативным традиционалистам.

Что это за новый канал?

В 2011 году г-н Эрдоган объявил, что Турция начинает работать над "Стамбульским каналом, одним из крупнейших проектов века, который затмит Панамский и Суэцкий каналы".

Он сказал, что водный путь будет иметь глубину около 25 метров и сможет ежедневно пропускать до 160 судов.

Как сообщало турецкое информагентство Анадолу, строительство канала к западу от Стамбула между Мраморным и Черным морем может стать крупнейшим инфраструктурным проектом в истории Турции.

Критики, однако, поставили под сомнение прогнозируемую стоимость канала более чем 10 млрд долларов. Некоторые утверждают, что экономика Турции, переживающей непростые времена, не может себе этого позволить. Что Стамбул требует лучшей защиты от землетрясений и проект еще больше загрязнит многолюдный город, где живет более 15 миллионов человек.

Экологи неоднократно выражали обеспокоенность, что через новый канал в Мраморное моря будет попадать вода из Черного моря с сероводородом, а уровень воды в Черном море уменьшится, что затронет все черноморские страны, в частности, Украину.

Некоторые также подозревает, что люди, которые владеют недвижимостью вдоль будущего канала, и которые от этого выиграют, связанные с Эрдоганом.

Что изменит новый канал в регионе?

Дискуссии ведутся относительно того, не станет строительство канала концом для конвенции Монтре, которая с 1936 года регулирует режим прохождения проливов, в частности, военными кораблями. Согласно конвенции тоннаж и продолжительность пребывания в Черном море военных кораблей не черноморских государств, например США, существенно ограничен. То есть ограниченно и пребывание американских военных кораблей во время учений НАТО, в которых принимают участие ВМС Украины.

Поэтому оппозиционное турецкое издание Cumhuriyet считает, что создание канала приглашает НАТО для большего присутствия на Черном море, что может разрушить конвенцию Монтре и устранить ограничения для флоту не черноморских государств на присутствие в Черном море и привести к конфликтам Турции с Россией.

Эрдоган ранее поддержал членство Грузии в НАТО и заявил, что конвенция Монтре не будет распространятся на новый канал.

Посол России в Турции Алексей Ерхов в комментарии РИА Новости в 2019 году заявил, что строительство канала не изменит международно-правовой режим конвенции, то есть и ограничения присутствия военных корабли не черноморских стран в Черном море.

Для нивелирования конвенции Монтре сооружения только одного канала "Стамбул" не хватит, потому что конвенция действует и для пролива Дарданеллы, через которую также необходимо проходить военным кораблям, прежде чем попасть в Босфор. То есть нивелировать конвенцию можно только сооружением 2 каналов, которые будут альтернативой и Босфору, и Дарданеллам. Или, если такое желание возникнет у турецкого руководства, разорвать ее.