Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Радиация как мем. Как меняется туризм в Чернобыле?

Радиация как мем. Как меняется туризм в Чернобыле?

Категорія: Суспільство, Світ
Радиация как мем. Как меняется туризм в Чернобыле?  Через 35 лет после крупнейшей в истории человечества техногенной катастрофы на ЧАЭС ее место все больше становится похожим на постапокалиптический парк развлечений для фанатов сериала "Чернобыль" и игры Stalker.

На въезде в Чернобыльскую зону продают Мерч Enjoy Chornobyl, а дизайнеры разрабатывают бренд мертвого города с "радиационными мемами".

Потеряется ли за всем этим трагедия бывших жителей Припяти и может ли туризм помочь преодолеть эту травму?
 

"Футурама под боком"

В 2019 году Чернобыльскую зону посетило более 120 000 туристов. Эта количество имело все шансы перевалить за 200 000 в 2020 году, если бы не коронавирус.

Сейчас каждые выходные в Зону отчуждения въезжают несколько сотен туристов - около тысячи за выходные в теплое время года.

На КПП "Дитятки" их встречает забрендированы БРДМ турфирмы Chornobyl Tour и два ее же киоски с сувенирами: магниты и кружки, противогазы и костюмы "химзы", футболки и даже вышиванки с радиационной символикой.

Дизайнеры Михаил Вербицкий и Ярослав Козлитин пошли еще дальше и решили создать неофициальный "бренд Чернобыля" (хотя речь, очевидно, все же о бренде Припяти) с "мутационным дизайном".

"Это же "Футурама" у нас под боком. Сколько игр и контента создано на основе нашей родины. Радиация является сильным мемом, и будет тупо не воспользоваться существующим культурным явлением", - написал Михаил Вербицкий, но позже убрал упоминание о "Футураме".

В интервью Strelka Mag он потом объяснил, что все это фантазия и не более: "Брендинг Чернобыля - просто попытка посмотреть на мир без печальной составляющей техногенного влияния".

При этом саму Чернобыльскую зону он считает опасным местом, а туризм туда - абсурдом.

"Это все равно, что раскапывать могилы"

Антон Калмаз - бывший житель Припяти, который навсегда уехал оттуда на следующий день после аварии, 27 апреля 1986 года.

А впервые вернулся к своему прежнему дому вместе с BBC News Украина в апреле 2021 года.

Радиация как мем. Как меняется туризм в Чернобыле? К Мерчу в "Дитятках" он отнесся равнодушно, но стилизованная под бренд Coca-Cola футболка с надписью "Enjoy Chornobyl, die later" ( "Наслаждайся Чернобылем, умри позже") его все же зацепила.

"Ты на себе будешь нести отметку "радиоактивный"? Когда мы поехали из Припяти, то мать просила, чтобы мы не говорили, откуда, потому что люди думали, что мы радиоактивные и не хотели быть рядом", - вспоминает Антон.

"Для многих это все еще трагедия. Когда уже жили в Киеве, то не было такого месяца, чтобы среди "чернобыльцев" не было похорон", - добавляет он.

А к идее продавать "артефакты" из Припяти (например, безопасные с точки зрения радиации куски колючей проволоки), как продают обломки Берлинской стены, бывший припятчанин относится отрицательно.

"Это мертвый город. Все равно, что раскапывать могилы и продавать что-то оттуда", - считает Антон.

При этом саму идею "чернобыльского туризма" он не отрицает полностью: "Пусть люди едут и смотрят, что может произойти. Пока нет какого скалолазания по домам аттракционов или пейнтбола в Припяти - это ок. Но развлечения здесь неуместны".

Другой бывший припятчанин, с которым говорили BBC News Украина, инженер Владимир Вербицкий говорит: "Главное, доносить туристам реальную информацию о ЧАЭС".

Он рассказывает, как родные первой жертвы аварии - оператора циркуляционного насоса реакторного цеха Валерия Ходемчук, чье тело навсегда осталось под обломками 4-го энергоблока, - организуют поездку в его мемориала на станции.

"Что для них это все туризм? Для них важна память и правда", - отмечает Владимир Вербицкий.

"Не дайте Припяти умереть"

Сейчас туристов в зону возит около двух десятков турфирм из Киева, несколько операторов из Польши и других стран. Есть и нелегальный туризм, когда сталкеры водят иностранцев за несколько сотен долларов брошенными селам в Припять.

Уникальных локаций в зоне очень много: сама ЧАЭС с новым укрытием над 4-м реактором и огромными градирнями, загоризонтная радиолокационная станция "Дуга", десятки бывших деревень с заброшенными кладбищами и церковью в селе Красно, железнодорожная станция Янов и, собственно, сама легендарная Притч пять - эпицентр чернобыльской туристического мифа.

Радиация как мем. Как меняется туризм в Чернобыле? Градирня - башня для охлаждения воды - один из крупнейших объектов ЧАЭС. 

Директор агентства Chornobyl Tour Ярослав Емельяненко вспоминает разговор с коллегами из Словакии: "Они говорят: слушайте, как вам повезло, что у вас был Чернобыль. Мы так бьемся, чтобы рекламировать наши Татры, но горы, замки, церкви есть везде. А Чернобыль есть только у вас".

Он также рассказывает, как туризм в свою часть Зоны отчуждения пытаются создать белорусы: "Но их зона - это лишь заброшенные деревни. Там есть одна-единственная вышка лесников, с которой в бинокль можно увидеть вдали саркофаг ЧАЭС. А нам достались все техногенные объекты".

Поэтому вряд ли Украина смысл полностью отказываться от такой "туристической Мекки", в которую превратилась Чернобыльская зона, особенно после сериала HBO.

В то же время Ярослав Емельяненко объясняет - их турагентство и гиды работают так, чтобы зона превратилась из места трагедии на место, где люди победили аварию.

"Если мы говорим, что мы - нация-победитель, которая своими руками укротила самую масштабную техногенную катастрофу в мире, то есть всем своим поколением показывать это место подвигу героев", - говорит руководитель турагентства.

Магазин "Пикник на обочине" в Чернобыле. Зона удивительным образом вобрала в себя черты одноименной повести братьев Стругацких и легендарного фильма "Сталкер" Тарковского, что является еще одним магнитом для туристов

Он сравнивает это с туристической индустрией США в сфере космических запусков NASA - там продают сувениры также связанные с неудачной миссией шаттла "Челелленджер".

Ярослав Емельяненко также упоминает о том, как туроператоры сделали новогоднюю елку в Припяти.

Тогда к нему подошла одна из бывших жительниц города: "Она сказала: рада, что Припять живет. Живет не таким жизнью, как прежде, но здесь живая природа и полно туристов. И добавила: не дайте Припяти умереть и разрушиться" .

А заместитель руководителя Госагентства по управлению зоной отчуждения (ГАЗО) Максим Шевчук в беседе с BBC News Украина отмечает, что там пытаются переосмыслить "чернобыльский туризм".

"Мы сейчас подходим к мысли, что вообще надо отходить от понятия "туризм", ведь посещение зоны отчуждения должна носить просветительскую миссию. Чтобы люди здесь делали переоценку мировоззрения", - объясняет Маким Шевчук.

Для Чернобыльской зоны действительно сделали официальный бренд - над ним работала агентство Banda.

Это стилизованное изображение реактора, которое, по замыслу дизайнеров, исчезнет до 2064 года, когда ЧАЭС должны окончательно вывести из эксплуатации.

А неофициальный брендинг Припяти с "радиационными мемами" Максим Шевчук критикует: "Это просто на голову не лезет".

"Однозначно мы не смотрим на поездки в Зону отчуждения как на развлекательные, а в первую очередь как на учебные и просветительские", - добавляет он.

Экзистенциальный туризм

Социальный психолог Владимир Савинов из Института социальной и политической психологии АПН считает, что для Чернобыльской зоны как места коллективной травмы лучше всего подходит модель "экзистенциального туризма".

"Это новое понятие туризма, где акцент не на мемориале, а на том, чтобы задуматься над экзистенциальными сущностями: жизнь и смерть, свобода и социальная изоляция, любви. Со всем уважением к людям, которых коснулась трагедия, и, при этом, с выходом на оптимизм", - говорит психолог.

Местами такого "экзистенциального туризма" являются бывшие концлагеря, как, например, Бухенвальд с надписью "Каждому свое", или поля великих сражений Первой мировой войны: Верден, Сомма, Марна, где погибли сотни тысяч человек.

"Когда люди, пострадавшие от аварии на ЧАЭС, будут видеть, что туризм не только приносит кому-то деньги, но и несет с собой какие-то смыслы - это и есть выход на оптимизм, социотерапия травмы", - объясняет Владимир Савинов.

Он также призывает к критическому отношению к истории ЧАЭС - по Фридрихом Ницше.

Немецкий философ различал три подхода к истории: "монументальный", когда историю восхваляют, "антикварный", когда ее просто хранят, и "критический", когда ее пытаются адекватно оценить и переосмыслить.

"Если относиться не монументально и не антикварно, а дорасти до критического отношения, в в том числе трагической истории, то это способствует излечению психологической травмы", - отмечает психолог.

Между тем Припять разрушается. После зимы стало известно об огромной трещине в крыше гостиницы "Полесье".

Это здание - одно из культовых для Припяти и расположено на его центральной площади.

В группе Chernobyl exclusion zone by stalker's eyes, которая объединяет более 20 тыс. Любителей "чернобыльского туризма" по всему в миру, выразили готовность даже скинуться деньгами на ремонт крыши.

Максим Шевчук из Государственного агентства Украины по управлению зоной отчуждения говорит, что ситуацию с "Полесьем" сейчас изучают инженеры на предмет того, что можно сделать.

По его словам, частные туроператоры предлагали установить домкраты уже, но сделать это без официальной оценки инженеров не могут - слишком опасно.

"В поисках финансирования для ремонта надеемся на социально ответственный бизнес, ведь он заинтересован в сохранении нынешнего вида Чернобыльской зоны", - добавляет Максим Шевчук.

Он также рассказал, что ГАЗО ищет средства на обследование зданий Припяти для консервации.

"Хотим укрепить такие здания как ДК "Энергетик", бассейн, кафе "Припять", автовокзал, один детский сад и одну школу, возможно - одну пятиэтажку. Чтобы сохранить хотя бы типовые здания", - объясняет заместитель председателя ГАЗО.

Параллельно Министерство культуры Украины подает заявку, чтобы внести Чернобыльский комплекс в мировое наследие ЮНЕСКО.