Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Воротилы без принципов, или Как лоббисты меняют ландшафт экономики

Воротилы без принципов, или Как лоббисты меняют ландшафт экономики

Категорія: Позиція » Статті » Економіка

Воротилы без принципов, или Как лоббисты меняют ландшафт экономики Подкуп должностных лиц, он же коррупция, существует не только в бедных странах, где нет нефти и полноценных торговых отношений с внешним миром. Например, в таком форпосте демократии как США пару веков назад поняли, если победить коррупцию невозможно, значит, ее нужно возглавить, в частности, на правительственном уровне. Она за океаном в законе и называется «лоббизмом». Это легальный вид деятельности по продвижению законопроектов - как на федеральном уровне, так и на уровне большинства штатов. 

 

Лоббизм – это тот случай, когда капитал нанимает на работу власть, чтобы она формировала бюджет и кроила законы в их пользу. Явление родилось в средние века, в британской Палате общин, где, по официальной версии, сновали «люди с особыми интересами и набитыми конвертами», а также поджидали в фойе депутатов.


Эталонная коррупция

С английского lobby так и переводится – кулуары. Соответственно, лоббисты – это люди, которые кулуарно договариваются с законодателями по вопросам принятия нужных решений. В 1946 году в США был принят закон о лоббизме, и с тех пор этой деятельностью занимаются тысячи компаний, при этом еще и пополняют американский бюджет. Местные лоббисты-профессионалы в обязательном порядке регистрируются и каждые три месяца подают отчеты своей деятельности. Они торгуются с законодательной властью в Конгрессе и Сенате, и от их предложений сложно отказаться.

 

Можно сказать, практически невозможно, потому что «кулуарные люди» являются главным образом ставленниками ФРС и ЦРУ, поддерживаются финансовыми воротилами с Уолл-стрит и даже Пентагоном. С такими учреждениями не соглашаться совершенно излишне. При этом финансистам, промышленным магнатам, военщине и разведке совершенно не пристало брать на службу мелких политиков, поэтому во власть пускают строго доминирующие политические силы.

 

Речь идет о двух партиях – республиканцах и демократах, которые рулят США с XIX века. Хотя в действительности партий в этой стране более чем завались – либертарианцы, «зеленые», коммунисты, социалисты, юнионисты, христианские либералы и еще масса других. Стать губернатором какого-нибудь штата представителю мелкой партии получается, но вот только попадание в двухпалатный парламент практически нулевое. Просто Конгресс надежно огорожен от них специфической системой выборов, где работает принцип «победитель забирает все». В нем нет второго места – лидер гонки получает голоса всех избирателей.

 

Такой подход мотивирует избирателей голосовать за партии, имеющие наибольшие шансы на победу, а мелкие игроки попросту теряют интерес к заведомо бесперспективной борьбе. Также и президентами США становятся по очереди демократы и республиканцы. Правда, зачастую выборы главы Белого дома характеризуются непредсказуемостью исхода, бессмысленным накалом борьбы и разгулом демократии. Например, во время выборов Джо Байдена, когда громили не только малые, но и крупные архитектурные формы. А в остальном демократы и республиканцы вполне нормально уживаются в Конгрессе.

Благодаря своим отличительным чертам у каждой из этой партий есть свой электорат. Республиканцы – патриоты-консерваторы, в своих политических программах они следуют истинно мужским ценностям: свободное ношение оружия, неприкосновенность жилища и смертная казнь отъявленным злодеям. Очень религиозны, любят говорить о семейных ценностях, не приемлют однополых браков, абортов, эвтаназии и прочих либеральных скреп. Свободу слова ценят, но не верят в глобальное потепление. В экономике выступают за низкие налоги для крупного бизнеса, низкие пособия для безработных, эмигрантов и прочих бездельников. Потому что нечего разбазаривать деньги трудового народа. Консерваторы популярны у белых фермеров, техасских охотников и аризонских ковбоев.

 

В то же время 90% нацменьшинств голосуют за либералов, именуемых демократами. Этой партии свойственно ратовать за толерантность, политкорректность, права разнообразных меньшинств и за свободную продажу марихуаны. Разбрасываются социальными гарантиями и пособиями. Выступают против смертной казни и предлагают ковбоям добровольно сдать «стволы». Свобода слова для них представляет ценность только в том случае, если там все толерантно и не оскорбляет чувств лиц с особыми наклонностями. У них транспарентность и политкорректность настолько гипертрофированы, что если они в женском монастыре не увидят чернокожего гея, то могут настоятеля обвинить в сексизме и расизме.

 

Приходя к власти, запускают руку в государственную экономику путем повышения налогов для богатых. При этом не забывают поднять пособия «цветному» населению, которое составляет костяк малоимущих. Каждый приход демократов к власти люто бесит владельцев крупных производств ввиду угрозы национализации их предприятий, как бы в качестве защиты от банкротства.

 

Общее у демократов и республиканцев то, что они в одинаковой степени любят нагибать другие страны во имя демократии, но под разными лозунгами. Республиканцы приходят в ужас, если в стране третьего мира начинает расти экономика. Для них это в полном смысле угроза безопасности США. А если там еще атомную электростанцию начинают строить – так вообще орут на весь мир, что это подготовка глобального теракта с целью разнести весь мир. Из недавнего вспоминаем, как Трамп санкциями давил Китай, который, в принципе, из категории «банановой республики» уже вырос.

 

В представлении же демократов мир населен угнетенными народами, которые в лучших снах мечтают приобщиться к американским ценностям. Остается самое небольшое – дать им их. Они охотно раздавали «демократические ценности» с «правами человека» во Вьетнаме, Сербии, Ливии. Украина семь лет также «наслаждается» американской демократией с разгромленной экономикой и обнищавшим населением. Краткую характеристику американских партий мы получили, и теперь понимаем, почему за океаном непозволительно всякой партийной «мелочи» лезть в управление государством, зато в странах третьего мира они охотно и на регулярной основе спонсируют приход к власти тех, кого бы у себя и к парадному не подпустили.

 

Лоббируют законы о политическом, военном, экономическом вмешательствах в дела других стран соответственно ставленники ЦРУ, Пентагона, ФРС и некоторые корпорации. Если американцам и их союзникам по НАТО нужно, скажем, подкупить политиков других стран, то за работу сразу принимаются лоббисты. А если надо поработать против союзников, то и в этом случае лоббисты все утрясут. Не будем останавливаться на лобби-заказчиках во внутренней жизни США, просто отметим, что в топе там финансисты, банкиры, содержатели казино и нефтяники. Как последние будут продавливать свои интересы при демократическом президенте – любителе «чистой энергии» – неизвестно. Хотя, как говорится, нерешаемых вопросов нет, если они подкреплены мотивирующим хрустом купюр.

 

Единственный позитив у американского лоббизма как высшей и узаконенной формы коррупции – своевременно налоги государству от нее выплачиваются.

 

Тайны профессии

Упростили этот вид официального мздоимства и в Евросоюзе. Лоббистам достаточно просто «добровольно» зарегистрироваться и можно спокойно заходить в официальные учреждения ЕС и проворачивать свои дела с персоналом Еврокомиссии или членами Европейского парламента. У них на 25 тысяч работающих чиновников приходится до 20 тысяч лоббистов! Они работают под видом экспертов, без участия которых невозможна подготовка любого закона. Можно сказать, к каждому депутату приставлен персональный лоббист. Заинтересованные корпорации и бизнес-группы берут их из «бывших», не растерявших старых связей и сохранивших лидерский задор.

 

Например, экс-канцлер Германии Герхард Шредер был трудоустроен в Совет акционеров «Северного потока». Также прямым текстом заявил о стоимости своих услуг экс-министр внутренних дел Австрии Эрнст Штрассер: в 100 тысяч евро оценил он «продвижение» инициатив в Европарламенте. Несмотря на существование «Реестра прозрачности», деятельность европейских лоббистов не регламентирована законом. Контроль над ними осуществляется общественниками, поэтому если лоббисты в чем-то и отчитаются, так это в получении добровольных «пожертвований» от частных лиц.

 

Стоит заметить, что в Европарламенте «друзей» Украины больше всего среди поляков: Ежи Бузек, Яцек Сариуш-Вольский, Анджей Гжиб, Ричард Легутько. Это они несколько лет назад продавили безвиз для украинцев и открыли нам портал заробитчанства. А чтобы наш человек стал мотивированнее на исход в польские поля, то соглашением о евроассоциации угробили наши производства.

 

Украине и так неплохо

У нас лоббизм законодательно не урегулирован, поэтому у серьезных бизнесменов развязаны руки в плане спонсорства «нужных» партий, скупке мест в парламенте для своих людей, которые бы продвигали интересы своих боссов. «Нанятые» парламентарии отрабатывают хлеб в профильных комитетах и с трибуны в Раде, отстаивая интересы заказчика. Очень легко идут на сделки с совестью, но стараются не обличать оппонентов, если эта услуга предварительно не проплачена.

 

В поисках дополнительного источника дохода отправляют депутатские запросы или за долю малую лоббируют кому-нибудь теплое руководящее кресло. Имеют твердые политические убеждения, которые полностью совпадают с генеральной линией своей партии. Хотя сегодня нам известны случаи парламентской лоббистской рубки между представителями одной и той же партии. В результате «слабое звено» бесцеремонно выпиливается из пула однопартийцев – в основном за неправильное голосование. Но это единичные случаи, как следствие нарушения баланса между исполнением заказа и качеством его оплаты.

 

В принципе запросы «уважаемых людей» на законодательном уровне выполняются. Так, например, в прошлом году через день после принятия бюджета Верховная Рада уменьшила налоги аграриям. Вместо 20% НДС сельхозпроизводителям был установлен налог на уровне 14%. Крупным агропредприятиям это выгодно в плане экономии оборотных средств, когда при покупке сырья нужно платить НДС. За этим законом стоят крупнейшие украинские агрохолдинги, в частности, Kernel Андрея Веревского и МХП Юрия Косюка. Авторы законопроекта Марьян Заблоцкий и Олег Кулинич, близкие к Веревскому, и выступили лоббистами законопроекта. С точки зрения государства, бюджет недополучит налоги. А с точки зрения позитивного решения выиграли малые и средние предприятия.

 

Среди известных лоббистов, к примеру, стоит назвать нардепа Викторию Войцицкую. В сферу ее бизнес-интересов входят энергетика и нефтегазовый сектор. Место ей тоже «подогрели» соответствующее – она секретарь парламентского комитета по вопросам ТЭК, ядерной политики. Естественно не без ее участия продавливаются инициативы «Энергоатома», в частности повышение тарифа на электроэнергию.

 

Многие помнят прошлогодний скандал, связанный с работой сети гипермаркетов «Эпицентр», когда остальные строительные маркеты вынудили закрыться на карантин. На то была политическая воля нардепа Александра Гереги – совладельца «Эпицентра». Следуя правилу «своя рубашка ближе к телу», он продвинул свой проект и добился безусловного лидерства на рынке розницы товаров в «ковидный» период. За это заслал «малую долю» лоббистам своих интересов в ВР.

 

Эти примеры дают нам понимание того, что Америке до коррупционного эталона, который имеется в Украине, еще нужно дотянуться. У нас из рук в руки принятие «нужных решений» осуществляется. И посредничество при таких услугах государственной институции типа налоговой, как видим, совершенно неуместно.

 

Наталья НЕСТЕРЕНКО

 

Источник Позиция