Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » «Смотрящие» по набсоветам хлопнули дверью

«Смотрящие» по набсоветам хлопнули дверью

Категорія: Позиція » Статті » Політика

«Смотрящие» по набсоветам хлопнули дверью Из-за ситуации со смещением со своего поста теперь уже бывшего главы НАК «Нафтогаз Украины» Андрея Коболева наши западные партнеры не то что занервничали, а взбунтовались. Следствием этого стала приостановка деятельности комитета, ответственного за назначение членов наблюдательных советов государственных корпораций. Ну, прямо «великий исход» произошел! 

 

Во время визита в Украину государственный секретарь США Энтони Блинкен и его заместитель Виктория Нуланд раскритиковали Киев за увольнение Андрея Коболева с поста главы правления «Нафтогаза». Им не понравилось, что решение было принято без согласования с Западом.


- Для американцев не принципиальна сама личность Коболева. Важен принцип, что все решения по госкомпаниям должны проходить через контролируемый нашими «партнерами» наблюдательный совет компании. А Владимир Зеленский в случае с Коболевым решил вопрос без этого органа – и именно это стало главной претензией со стороны Вашингтона, - отмечает источник, близкий к власти. По его мнению, впечатление на американских гостей президент Украины и его окружение произвели не совсем положительное. А это, как говорится, чревато определенными трудностями в дальнейшем диалоге...

 

Впрочем, вернемся к нашим баранам – простите, к комитету по набсоветам. Для тех, кто кое-что упустил или запамятовал: в 2015 году началась реформа корпоративного управления, целью которого являлось получение госкомпаниями политического иммунитета, а топ-менеджеры должны были назначаться на рыночную зарплату через конкурс и собеседование с наблюдательным советом. В 2016-м Верховная Рада приняла закон, который предусматривает, что членами наблюдательного совета будут независимые эксперты.

 

При этом в июне 2018 года появилась такая информация: Международный валютный фонд положительно оценивает первые результаты работы обновленного порядка назначения руководителей крупнейших госкомпаний Украины, рассчитывая на формирование сильных наблюдательных органов.

 

- Первый опыт обновленного номинационного процесса позитивный: наблюдательный совет «Укрзализныци» сбалансирован и состоит из квалифицированных специалистов, - отметил постоянный представитель МВФ в Украине Йоста Люнгман. Он напомнил, что в рамках обновленной процедуры в состав номинационного комитета, помимо делегированных правительством представителей, вошли без права голоса представители ключевых международных финансовых организаций. Ну, вы поняли – самостоятельные решения украинской власти ни тогда не приветствовались, ни сейчас. «Суверенитет» Украины буквально прет изо всех щелей, вы не находите?

 

Согласно нашему законодательству, в наблюдательных советах крупнейших государственных компаний большинство членов должно быть независимыми, их отбирает рекрутер и номинационный комитет с совещательными голосами доноров, а утверждает Кабинет министров. Возглавляет комитет глава регионального представительства Международной финансовой корпорации в Украине и Беларуси Джейсон Пеллмар. В состав структуры входят также «независимые» члены – управляющий директор Европейского банка реконструкции и развития в странах Восточной Европы Маттео Патроне, уже упомянутый постоянный представитель МВФ в Украине Йоста Люнгман, а также бизнес-омбудсмен Марчин Свенчинский.

 

Именно эти господа и предприняли «наблюдательный» демарш. И с1мая из-за невыбранных номинационным комитетом независимых членов отсутствуют набсоветы сразу в12 крупных компаниях, контрольные пакеты которых переданы Фонду госимущества Украины. Вчастности, вэтом списке присутствуют Одесский припортовый завод, «Центрэнерго», «Турбоатом», «Энерготяжмаш», пять подконтрольных государству облэнерго, «Харьковэнергосбыт», а также Днепровская и Криворожская ТЭЦ.

 

Вот просто любопытно: а что, без иностранных «смотрящих» наблюдательные советы в нашей стране формироваться не могут в принципе? Мы же вроде бы сами выбираем себе главу государства, парламент, который потом формирует правительство, а страной, по сути, управляют некие иностранные граждане (причем с миллионными зарплатами). О какой независимости, даже формальной, можно говорить в такой ситуации?

 

Но у нее есть и обратная сторона: почему бы нам именно в этот самый момент не скооперироваться, не встать на защиту собственных национальных интересов? В конце концов, заезжие господа их явно не отстаивают – у них свои задачи. Причем часто идущие вразрез с потребностями нашей державы. Сейчас – самое время показать Западу, что и мы чего-то стоим, не «третий сорт», так сказать. А уж как он это «переварит» – сугубо личное дело Вашингтона и его приспешников. Или мы на такую смелость все же неспособны?

 

Источник Позиция