Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Украинская ГТС и «Северный поток-2»: что дальше?

Украинская ГТС и «Северный поток-2»: что дальше?

Категория: Позиция » Cтатьи » Экономика

Украинская ГТС и «Северный поток-2»: что дальше? На прошлой неделе российский президент Владимир Путин поставил Европу перед выбором: либо покупайте у нас более дешевый и чистый газ, либо – сомнительные сланцы из США. Об этом он сообщил в контексте окончания строительства первой нитки газопровода «Северный поток-2» и скором завершении второй. «Данный маршрут напрямую соединит газотранспортные системы России и Германии», – пояснил Путин. При этом отметил, что газ по «СП-2» для конечных потребителей будет дешевле, чем с помощью транзита через несколько стран – как бы намекая на «дорогостоящую» поставку через Украину.


Кампания против Nord Stream-2 началась при администрации Дональда Трампа, продолжилась при Джо Байдене по понятным причинам: американцы тоже продвигают свой сжиженный газ в Европу. В декабре 2019 года Вашингтон ввел санкции против компаний, участвующих в прокладке NS2. Тогда официально было заявлено, что трубопровод сделает Европу более зависимой от поставок российских энергоносителей. Правительство Германии отказалось остановить проект, аргументируя сие тем, что это коммерческое предприятие и суверенный вопрос. В прошлом месяце США отказались от санкций против компании-оператора, контролирующей «Северный поток-2». Послабления коснулись только немецких, но не российских участников проекта - из-за нежелания портить отношения с Германией.


Сдача трубы

Как известно, «СП-2» проходит в обход Украины, и этот факт потенциально лишает ее прибыльных транзитных сборов. При этом у нас есть своя газотранспортная система – между прочим, одна из крупнейших в мире. Вот эту мощь теперь собираются передать в пользование Европе и США. Об этом намерении недавно сообщил немецким журналистам президент Украины Владимир Зеленский: «Я действительно считаю, что было бы круто иметь как партнеров, как совладельцев в ГТС Украины Европу и Соединенные Штаты».

 

Данная идея рассматривается как решение проблемы дальнейшего функционирования нашей ГТС. Примечательно то, что сейчас «трубу» намерены передать во внешнее управление совершенно бесплатно, хотя сравнительно недавно Украина хотела получить за нее десятки миллиардов долларов. ГТС того стоит: более 37 тысяч километров магистральных газопроводов, 71 компрессорная станция, пропускная способность на входе до 290 миллиардов кубометров и на выходе до 175 миллиардов.

 

Из истории стратегического ресурса

В конце 1970-х годов СССР подсадил на газовую иглу всю Восточную Европу. Труба проходила, начиная с сибирских газодобывающих месторождений, через Украину в страны социалистического лагеря. Чуть позже на газ, взамен угля, перешла и Западная Европа. В 1991 году Союз распался, ГТС досталась Украине, газ по инерции шел из Уренгоя.

Впервые вопрос о трехстороннем управлении (по схеме «поставщик – транзитер – потребитель») украинской ГТС был поднят в 2002 году. Но Киев отверг предложение, потому что была абсолютным монопольным транзитером. Стороны ограничились подписанием десятилетнего контракта на поставку Россией газа по 50 долларов за тысячу кубометров в обмен на транзит по одному доллару за 100 километров.

 

Второй этап «сдачи трубы» развернулся весной 2009 года. Тогда СБУ возбудила уголовное дело по факту хищения должностными лицами НАК «Нафтогаз Украины» 6,3млрд кубометров транзитного природного газа. В результате «Нафтогазу» деньги на покупку газа прекратили давать даже самые лояльные банки, и подземные хранилища не наполнялись. Президент Виктор Ющенко поддержал действия СБУ. Премьер-министр Юлия Тимошенко заявила, что спорный газ принадлежал «Нафтогазу», а конфликт спровоцирован желанием украинского президента и его окружения сохранить коррупционные схемы поставки газа. Она заподозрила, что «Газпром» хочет втихую обанкротить суверенную ГТС, после чего скупить ее за полкопейки и в итоге не платить за транзит. Глава правительства, руководствуясь логикой «что угодно, лишь бы Москве не досталось», срочно вылетает в Европу, где предлагает западным партнерам приобрести ГТС. «Газпром» оказался очень впечатлен таким поворотом дел, ибо уже строил коварные планы по газовому шантажу Украины. А вот в Европе все оказалось не так просто.

 

Дело в том, что «Нафтогаз Украины» состоит из двух частей. Одна занимается покупкой и продажей газа по территории нашей страны и, соответственно, из-за низких внутренних цен убыточна. Другая часть озабочена транзитом газа в Европу и его продажей тамошним жителям - что, как можно понять, приносит хороший доход. Благодаря внутреннему распределению денег обе эти системы худо-бедно существовали. Но для прагматичных европейцев, где ничего личного – только бизнес, убыточная часть газового регулятора совершенно без надобности. Поэтому они согласились купить только тот сегмент, который приносит деньги, а со своим внутренним газом пусть украинцы разбираются сами.

 

Сложилась неприятная коллизия, которая угрожала бесповоротному загибанию внутренней газотранспортной сети ввиду отсутствия экспорта. Правда, Европа взамен транзитной трубы предложила хорошие деньги, но в кредит - чтобы «Нафтогаз», оставшийся с внутренней распределительной сетью, окончательно не загнулся. Неизвестно, чем бы закончилось дело, если б Россия не подняла скандал на предмет того, что Украина «ворует наш газ». Посыпались угрозы встретиться в Стокгольмском суде, при этом никаких бумаг, хоть как-то определяющих спорные моменты, предъявлено не было. В общем, в рамках безосновательных наездов российская сторона вырубила газ. Эпохальным утром 1 января 2009 года была прекращена подача ресурса Украине, 5 января значительно уменьшена европейским потребителям, а с 7 числа транзит российского газа через территорию Украины был прекращен полностью.

 

Европе оставалось перебиваться газом, идущим по узким трубопроводам через Беларусь «Ямал - Европа». Это слабо решало проблему обеспечения потребителей теплом. Что, в общем-то, мало волновало «Газпром»: пусть мерзнут, другого выбора все равно нет. Украинцы в это время оставались, как говорится, в тепле и добре – Юлия Владимировна обеспечила наполнение газовых хранилищ до апреля. При этом тогдашний премьер уверяла, что газа хватит на год. Не то что запасов было под завязку, просто в условиях тогдашнего мирового кризиса наблюдался спад украинской промышленности, и газа в прежних объемах не требовалось. Также народ успокаивали тем, что в недрах нашей страны газа - под завязку. Также Юлия Тимошенко выдвинула концепцию добычи голубого топлива из каких-то то ли водорослей, то ли бактерий. Но это на случай, если станет совсем невмоготу. А Европа продолжала без поставок мерзнуть.

 

В конце концов, украинская и российская стороны пришли к соглашению о покупке Киевом газа с 20%-ной скидкой от среднеевропейской цены. 19 января 2009 года между «Нафтогазом» и «Газпромом» был подписан соответствующий договор, и 20 января поставки газа для Украины и транзит в Европу возобновились. Премьер-министры Украины и РФ (Тимошенко и Путин) так организовали закупки газа в 2009 году, что «новая цена» не отличалась от той, которую они согласовали 2 октября 2008-го. По итогам за 2009 год Украина получила ресурс от «Газпрома» по средней цене 232 доллара за 1000 куб. м. В то же время Евросоюз призадумался об обеспечении себя «своей» трубой, дабы в дальнейшем не повторить ситуации, в которую он попал из-за ссоры соседей.

 

Кстати, в 2009 году Стокгольмский арбитражный суд таки признал, что Украина «подрезала» 11 млрд экспортного газа у аффилированной с Газпромом конторы под названием РосУкрЭнерго. РФ не оставила своих поползновений на украинскую ГТС. В 2010 году, в период президентства Виктора Януковича, предпринимались попытки купить нашу газотранспортную систему и лишить Украину монополии на транзит. Уже строились «Северный поток-1», «Турецкий поток», что мешало нам как транзитеру.

 

«Газпром» предложил за нашу трубу первоначально 4 млрд долл. С последующим выкупом, что принесло бы Украине несколько десятков млрд «у.е.», но, как утверждали тогда наши политики, лишило бы суверенности. Как вариант обсуждался вопрос управления ГТС «на троих» – с европейцами. Но Украина удержалась от соблазна и в этом случае. Нет, нашей стороной была предложена более экономически обоснованная цена 58 млрд долл «здесь и сейчас», а также требование остановить строительство «Турецкого потока», но российская сторона на такую сделку не пошла.

 

После 2013 года Европа увидела, что газ ей брать больше неоткуда, кроме как через Украину и из России, а вопрос поставок чреват разными форс-мажорами. Поэтому все-таки «раскачалась» на строительство газопровода. Таким образом, в 2015-м был начат совместный (Россия - Германия) мега-проект «Северный поток-2». Естественно, с организацией хаба на германской территории и со всеми преференциями для этой страны при такой организации дела. Понятное дело, возникла мрачная перспектива полного лишения транзита, сопутствующих средств и последующего распила ГТС на металлолом. Запущенный в 2020 году «Турецкий поток» уже лишил Украину транзита на более чем 30 млрд кубометров газа в год, а тут еще и «СП-2» нарисовался...

 

Не все потеряно

С оглядкой на функционирование «Турецкого потока», весьма неудобного для Украины в плане работы ГТС, контракт «Газпрома» с «Нафтогазом» был продлен. Также Кремль заявил, что продолжит сотрудничать с Украиной как с транзитером газа. То есть прокачка 40 млрд куб в год будет продолжена в рамках пятилетнего плана, предусмотренного контрактом от 2019 года.

 

Следует понимать, что трубы «Северного потока-2» в диаметре составляют 1153 мм, а трубы нашей ГТС – до 1420 мм. Чувствуете разницу? Проходимость «СП-2» составляет 55 млрд куб м газа в год, а через нашу ГТС прокачивается на входе – 290 млрд куб м, на выходе – 175 млрд куб. м. Ну разве можно с таким ресурсом расставаться? Даже если запустится «СП-2», потребность у европейцев докупать более дешевый сжиженный газ все равно сохранится. Поэтому наша ГТС просто стратегически необходима.

 

В первую очередь – Евросоюзу и «Газпрому». От нас идет очень рентабельная и короткая доставка благодаря сохранившейся со времен СССР разветвленной потребительской сети. То, что у украинской газотранспортной системы отличная логистика, прекрасно понимают в «Газпроме», вот и обеспечивают прогнозируемые объемы поставок газа. Тем более пиаря Nord Stream-2, российский лидер скромно не упоминает о том, что после пуска трубы в эксплуатацию контролировать ее РФ будет на пару с Германией. Вот поэтому в Берлине всегда выступали за достройку газопровода и отвергали санкции США, а Россия просто молча потирала руки...

 

А у Украины есть шанс оставаться самостоятельным игроком на газовом рынке, если использует ближайшие несколько лет как карт-бланш для технологического и структурного изменения экономики. Хотя это – под большим вопросом, если нашу ГТС отдадут бесплатно...

 

Наталья ЕРМАКОВА

 

Продолжение - в следующем номере

 

Источник Позиция