Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » День условного закона

День условного закона

Категорія: Позиція » Статті » Політика

День условного закона 28 июня Украина отпразднует День Конституции. Ее приняли четверть века назад, в 1996 году, и во всем мире признали одной из самых демократичных. В Основном Законе – преамбула, 15 разделов и 161 статья о государственном и территориальном устройстве, гражданских правах и конституционных органах.

 

По замыслу, это общественный договор между народом и властью. Но уж слишком сомнительно его выполнение в правовом поле, в силу несоответствия между декларируемым и реальностью. Статья 1 Конституции о том, что Украина суверенная и независимая слабо соответствует действительности. В памяти всплывает, как минимум из недавнего, посещение Киева госсекретарем США Энтони Блинкена, посоветовавшего заниматься реформами и не увольнять людей (из Нафтогаза), аффилированных с США. В принципе, все ключевые государственные решения принимаются в офисе американского посольства на Сикорского, а уж потом с Банковой транслируются народу.


Декларируемые в ст.1 демократию и социальность вообще грешно подвергать критике, уж больно убогими они сегодня выглядят. Право на труд украинцам охотно предоставляют в Европе, право на бесплатное образование звучит как насмешка. Нет, право, конечно, есть, только немногие могут им воспользоваться.

 

Статья 10 Основного закона гарантирует свободное развитие русского языка. Но закон об использовании украинского языка вытесняет русский из всех сфер, загоняя в рамки бытового общения. Разве могло русское национальное меньшинство на заре независимости представить, что его, с точки зрения предложенного президентом законопроекта о коренных народах, вообще не существует?

 

Татары, караимы и крымчаки есть – русских нет. С закарпатскими венграми численностью чуть более 100 тысяч тоже приходится считаться, чтобы венгерское правительство в очередной раз не заблокировало диалог Украины с НАТО.

Бросая вызов идеологическому диктату, статьей 15 государство гарантирует свободу политической деятельности: «Общественная жизнь в Украине основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия. Никакая идеология не может признаваться государством как обязательная». В ней также сказано о недопустимости цензуры. Однако мы видим, как за последние несколько лет оппозиционные политсилы буквально вычеркнуты не только из политической жизни, но и общественной. А «запрещенная» цензура последовательно зачищает медиа, идущие вразрез с мнением «генеральной линии».

 

24-я статья говорит, что граждане равны перед законом. Все, понятно, равны, но есть равнее, говоря языком классики. Помните, как первый заместитель секретаря СНБО Свинарчук-Гладковский превратил ведомство в источник собственной наживы? Его в процессе так называемого «свиногейта» разоблачили на распиле денежных потоков. По итогам Свинарчук на свободе, как, впрочем, и другие крупные коррупционные игроки. А ведь как обещались: «весна придет – сажать будем».

Статья 39 гарантирует свободу мирных собраний. Ага, особенно для оппозиционных сил. В прошлом году люди Шария вышли на мирный протест, и по полной огребли от так называемых общественников. Именно они держат монополию «уличных протестов». Промолчим о 2 мае 2014 года в Одессе. А в День Победы даже пожилым и детям проходу не дают, если при них вдруг обнаружится какой-нибудь декоммунизированный символ победителей.

 

Статься 35 гласит, что церковь отделена от государства. Вспоминаем, как Петр Порошенко создал ПЦУ – по сути государственную церковь, тем самым расшатав конфессиональный баланс религиозного мира в стране.

 

Статья 41 – никто не может противоправно лишиться собственности. Расскажите это тем фермерам, у которых уже начинают отжимать землю.

 

Согласно статьи 49, государство создает условия для эффективного доступного бесплатного медицинского обслуживания. После одиозной реформы от Супрун эта статья полностью себя изжила. Безденежный украинец лишен возможности лечиться. Из-за закрытых психиатрических лечебниц по городам Украины разгуливают голышом. Чаще всего они замечены в столице. Коронавирус затмил тот факт, что от туберкулеза в стране ежедневно умирают 8–10 человек. А тубдиспансеры на замке.

 

Неужели в нашей Конституции не найдется неукоснительно соблюдаемой статьи? Ну почему же, есть такие. Статья 107: «Совет национальной безопасности и обороны Украины является координационным органом по вопросам национальной безопасности и обороны при Президенте Украины». Это ведомство отлично реализует конституционную волю, запуская по пятницам феерические заседания. Что интересно, Совбез без оглядки на то, что нельзя концентрировать в одном органе разные функции, совмещает судебные, исполнительные и законодательные полномочия. Поправ конституционные основы, члены Совбеза в конце трудовой недели одним махом закрывают «пропагандистские» каналы, шельмуют оппозицию. А что, издали указ – и в «дамки».

 

Есть еще работающие поправки к статьям 85, 102 и 116. В них закреплен курс на евроинтеграцию и членство в НАТО. Здесь мы первопроходцы, потому что ни одна страна мира не додумалась включить внешнеполитическую составляющую в свою Конституцию. Помогают ли эти правки в статьях натовскому и евроинтегационному курсу? А как же. В ответ на вопрос «почему мы не в НАТО?», заокеанские «партнеры» советуют разобраться с коррупцией. Европейцы оказались не настолько краткими. Они сунули Украине под нос резолюцию из 137 пунктов, в которых скучно объяснили, почему мы не с ними. Ну, в общем, там все, что в Украине не соблюдается конституционно: нарушение прав избирателей; отсутствие реформ, из-за коррупционной безнаказанности; присвоение олигархами народных недр; избирательное использование правосудия. Только из этого формулируется вывод, что мы не туда пошли, в смысле не в европейском направлении. Так что говорить о том, что поправки к статьям 85, 102 и 106 работающие – весьма и весьма сомнительно. А что ж тогда по нашей Конституции выполняется? Очень сложный вопрос…

 

Наталья НЕСТЕРЕНКО

 

Источник Позиция