Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Платные дороги в Украине: прокатимся или прокатят?

Платные дороги в Украине: прокатимся или прокатят?

Категория: Позиция » Cтатьи » Экономика

Платные дороги в Украине: прокатимся или прокатят?Одним из признаков состоявшегося государства есть его способность реализовывать масштабные инфраструктурные проекты. В Украине их призван воплощать в жизнь проект «Большое строительство», но поскольку финансовые возможности нашей державы более чем ограничены, а приватизация объектов госсобственности продвигается все хуже, она занимается продвижением такого явления, как концессия.


Если коротко, это договор о создании или реконструкции за счет средств инвестора (или совместно с государством) казенных объектов недвижимого имущества, в результате чего он получает возможность эксплуатировать объект на возмездной основе, собирая доход в свою пользу. И наша власть хочет воспользоваться такой возможностью в полной мере, предлагая бизнесу участвовать в проектах по строительству/реконструкции морских портов, аэропортов, вокзалов и т.д. Пока процесс в этом направлении идет ни шатко ни валко, а вот с дорогами дело вполне может выгореть.


Вообще с этой идеей государство безуспешно носится уже более 20 лет, поскольку четко осознает: самостоятельно дорожные расходы не потянет. «Укравтодор» произвел подсчеты, по которым на полный ремонт этой инфраструктуры державе понадобится около триллиона гривен в течение 10 лет - сумма неподъемная. Поскольку средств в казне нет, нужно либо привлекать новые кредиты, либо заключать концессионные сделки.

 

Еще в феврале 2018 года Верховная Рада приняла закон, позволяющий передавать дороги в концессию. То есть инвестор строит дорогу и получает ее в собственное распоряжение на несколько десятков лет, взимает плату за проезд и зарабатывает на сопутствующей инфраструктуре (кафе, автозаправки, отели и т.д.), а затем передает дорогу в собственность государства. Прошло три с половиной года – воз и ныне там, не пошел проект...

 

Тендер для «своих»?

В 2021 году в частные руки на 20 и более лет могут отдать шесть трасс: Харьков – Днепр – Запорожье, Борисполь - Полтава, Херсон – Николаев, Киев – Житомир – Ровно, Ягодин – Ковель – Луцк и Днепр – Кривой Рог – Николаев. В рамках этой пилотной программы за счет инвесторов планируется построить порядка 1400 км дорог, а каждый из проектов обойдется в 200-350 миллионов долларов.

 

- Эти дороги не будут платными для граждан. За инфраструктуру будет платить государство, но в рассрочку. Если дорога не будет содержаться в соответствии с установленными стандартами, платеж инвестору со стороны державы уменьшается на соответствующий размер штрафов, что определяется договором, - отмечал теперь уже бывший министр инфраструктуры Владислав Криклий.

 

Конкретно эти шесть дорог выбрали потому, что они являются важными в плане соединения Украины с другими странами и по ним пролегает наибольший трафик транспорта. В среднесрочной перспективе власть намерена привлечь более 9миллиардов долларов частных инвестиций для восстановления и обслуживания более 4,5 тысячи километров дорог государственного значения.

 

Примечательно, что все шесть упомянутых трасс уже были приведены в порядок за счет бюджетных денег. Тогда со сдачей их в аренду что-то нечисто получается. Зачем их кому-то отдавать, если дороги уже, по идее, сделаны? И вообще, кто претендует на их аренду - зарубежные инвесторы или отечественный бизнес? Злые языки поговаривают, что процедуры тендеров выписаны нечетко, то есть имеется раздолье для вероятной коррупции. А ну как отдадут дороги «своим» людям, и им останется просто в нужных местах повесить знаки о том, что на таком-то участке нужно платить? Миллиардером же можно стать в два счета!

 

1 июня заместитель главы Офиса президента Кирилл Тимошенко, отвечающий за «Большое строительство», назвал два участка дорог, которые станут первыми платными: Краковец - Броды - Ровно, Стрый - Мукачево.

 

- Участок трассы от Краковца до Дубно, по которой пролегает путь из Киева во Львов, неплохой, но однополосный. Именно поэтому инвесторы заинтересованы, чтобы там построить участок платной дороги. Если мы запускаем платные дороги, то они должны стать альтернативой бесплатным дорогам, - отметил Кирилл Тимошенко.

 

Право выбора – обязательное условие таких проектов. Только вот словосочетание «бесплатные дороги» означает, что они будут «убитыми», как сейчас, и еще неизвестно сколько. Не жалко своего автомобиля – пожалуйста, экономь себе вволю, а бережливый хозяин раскошелится и выберет платную трассу. Ежели, конечно, они будут построены.

 

Завышение без оснований

Кстати, правительство Украины заранее утвердило стоимость проезда по платным трассам, которых еще даже не существует. 77 копеек за километр возьмут с легковых автомобилей и мотоциклов, микроавтобусов с количеством мест для сидения до 10 и грузовых автомобилей с максимальной массой до 3,5 тонны. 1,5 гривны придется платить грузовикам массой от 3,5 до 12 тонн, а также автобусам с числом посадочных мест от 10 до 29. Еще более крупные транспортные средства раскошелятся на 4,44 гривны. Чтобы, понимаешь, как в Европе!

 

Но тут, как говорится, есть нюансы. Кому приходилось бывать в странах ЕС, тот подтвердит – платные автобаны там имеются и находятся в идеальном состоянии. Предназначены они для того, чтобы как можно быстрее добраться из пункта «А» в пункт «Б» - без пересечения населенных пунктов, на приличной скорости, без светофоров и заторов, по три полосы в обе стороны. В то же время, например, в Испании доля платных автомобильных дорог доходит до 0,5% от общей протяженности автобанов. Они принадлежат государству, но сдаются в концессию частным компаниям на срок от 25 до 75 лет. Во Франции – около 1% платных дорог. В США – примерно 0,2%, и все они построены на базе частных и государственных инвестиций. Интересно, на какой процент рассчитывает украинская власть?

 

А теперь давайте пройдемся по ценам. В Западной Европе (Франция, Испания, Италия) стоимость проезда по платным дорогам в среднем составляет около 10 евроцентов за километр, то есть 3,4 грн. В соседней же Польше тариф более чем вдвое дешевле - 4 евроцента (1,4 грн). Так вот, проезд на упомянутых трассах Краковец - Броды – Ровно и Стрый – Мукачево, по предварительным расчетам, обойдется примерно в 4 гривен за километр. Это что же получается – мы будем впереди Европы всей?

 

Хотя еще несколько лет назад в «Укравтодоре» уверяли: цена платных дорог будет на европейском уровне - 7-10 евроцентов за километр. И сейчас в госкомпании не перестают повторять, что строить дороги в нашей стране примерно на 40-50% дешевле, чем в ЕС. Тогда почему стоимость проезда по ним планируется такая высокая, потрудитесь объяснить внятно.

Правда, есть вариант, при котором платить за проезд по таким дорогам будут не граждане, а государство. В смысле, граждане, но посредством державы - оплата будет поступать инвестору из средств налогоплательщиков в Дорожном фонде. То есть так или иначе залезут в карман ко всем автолюбителям - за счет акцизов на топливо. И это – тоже очень по-европейски.

 

Хотя сами ставки налога на топливо в Украине и странах ЕС ощутимо разнятся. Например, в так часто приводимой нам в пример Германии с 1 литра бензина нужно заплатить акциз в размере 0,8−0,9 евро, а в Украине– всего 0,21 евро. Причем из этой суммы только 0,16 евро пойдут в дорожные фонды: 0,056 евро на местные дороги, 0,096- на дороги государственного значения, и 0,008- на повышение дорожной безопасности. Кроме того, в развитых государствах уплата налога на автомобиль частично также идет в дорожный бюджет, а в Украине плата за регистрацию транспортного средства даже частично не направляется на финансирование дорожных работ. Почему же не перенимать передовой иностранный опыт в полном объеме, а не выхватывать из него лишь некоторые моменты?

 

Спасение только снится

Итак, наряду с платными дорогами в Европе существуют еще и бесплатные, до качества которых Украине еще ой как далеко. Из 170 тысяч км автодорог в нашей стране в хорошем состоянии – не более 10%. Во-первых, потому что средств на ремонт не хватает, а во-вторых, как известно, именно на строительстве дорог у нас действуют одни из самых крупных схем по «распилу и откату». Неудивительно, что у нас дорожное полотно, особенно в регионах, – словно после авиабомбежки.

 

-Для государства строительство дорог – это огромный денежный вопрос, ведь Украина – страна очень большая. В целом каждый такой проект финансируется отчасти за счет государственных средств и отчасти благодаря поддержке международных инвесторов. По итогу это выливается в приличные расходы для казны. Механизм партнерства сможет позволить в определенной мере отстрочить эти расходы, ведь в целом такие проекты рассчитаны на 20-30 лет. Но касательно платных дорог - они будут только тогда, когда инвестор возьмется строить новую дорогу, а рядом с ней будет еще одна, доступная для всех, то есть бесплатная, - говорит эксперт ОО «Институт законодательных идей» Владимир Анткив.

 

В любом случае, пока желающих взяться за спасение украинских дорог среди инвесторов немного. Отговорки вроде «работа ведется» больше не годятся: обещала нынешняя власть изменить всю систему на корню, вот пусть и меняет! Хотя, если честно, с трудом верится в то, что ей удастся даже с дорогами нашими совладать, и неважно – своими силами или с привлечением частного капитала. Тем более если у дорожной «кормушки» снова будут крутиться «знакомые все лица».

Такие подходы и условия, в которых Украина живет уже 30 лет, и привели к тому, что мы сегодня – не просто самая бедная страна в Европе, но еще и самая «разбитая» в плане инфраструктуры. Да и захочет ли иностранный бизнес иметь с нами дело, если правила игры одинаковы не для всех, а инвестиции не всегда защищены законом? С этими моментами ведь тоже нужно что-то решать...

 

Кстати

 

Скорее всего, самой первой платной трассой в Украине станет 150-километровая Киевская объездная дорога. В 2018 году заказ на ее строительство планировали отдать китайскому подрядчику, а сумма составляла около 54 миллиардов гривен. Но позже проект у местной власти отобрало правительство. В 2019-м меморандум на возведение этой дороги «Укравтодор» подписал с другой компанией из КНР, но снова что-то не срослось. В результате проект отнесли к «Большому строительству» и выделили на него уже 85 миллиардов гривен. А подряд на него, вероятно, получит американская компания Bechtel Overseas Corporation, причем в обход тендерных процедур. Возможно, чтобы убрать более дешевых конкурентов из КНР, ей пришлось надавить на украинскую власть с помощью политических рычагов в Вашингтоне?

 

Максим КОРОБЕЦ
 
Источник Позиция