Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Андрей Первозванный – в тени полузабвения

Андрей Первозванный – в тени полузабвения

Категорія: Позиція » Статті » Культура

Андрей Первозванный – в тени полузабвенияНе пора ли сделать день памяти апостола Андрея Первозванного великим праздником Украинской Православной Церкви? Здравый смысл и чувство справедливости говорят, что давно пора. И вот почему.


Апостол Андрей - основатель христианской общины в небольшом фракийском городке Византии - будущем Константинополе, Новом Риме, столице Восточно-Римской (Ромейской) империи, которую с середины XIX века принято именовать Византийской. Здесь в 38 году он рукоположил во епископа своего соработника Стахия, апостола от семидесяти. Поэтому Константинопольская Церковь по праву считает Стахия, прослужившего на епископской кафедре до 54 года (то есть 16 лет), своим первым правящим архиереем. Недаром фойе патриаршей резиденции в Фанаре украшает мозаичное панно «Святой апостол Андрей и его ученик Стахий».

 

Поскольку с 325 по 1453 годы Константинополь-Царьград был столицей самого передового государства позднеантичного и раннесредневекового периода, столичный патриархат постепенно стал своеобразным олицетворением Православия как такового. Особенно после великого раскола 1054 года, когда единая прежде Христианская Церковь догматически и канонически разделилась на Восточную (Ортодоксальную, т.е. сохраняющую верное учение) и Западную (Католическую, т.е. Соборную, или Вселенскую). Хотя, по логике вещей, олицетворять незамутненную Ортодоксию должна бы Иерусалимская Церковь как исторически самая древняя (к тому же, в отличие от Константинопольской, никогда не уклонявшаяся в ереси).

Впрочем, как бы там ни было, Константинопольский патриархат, присвоивший себе наименование Экуменического (т.е. опять-таки Вселенского), является Матерью-Церковью для ряда поместных Православных Церквей: Болгарской, Сербской, Русской, Кипрской, Элладской, Румынской и Албанской. Все они свято чтут память всехвального Первоапостола.

 

Более того, древнерусская «Повесть временных лет» прямо утверждает, что-де Андрей Ионин вместе со своими учениками бывал там, «идеже после же бысть Киевъ», и даже в тех прохладных северных краях, «идеже ныне Новъгородъ». О том, что это не «легенда», не «миф», не «позднейшая вставка», косвенно свидетельствует письмо ромейского императора Михаила VII Дуки великому князю Киевскому Всеволоду Ярославичу:

 

«Священные писания и подлинные исторические книги убеждают меня, что наши государства имеют одно происхождение и общие корни, и что одно и то же спасительное слово дошло до нас обоих, и те же самые свидетели и предвозвестники божественной тайны принесли нам обоим слово Евангелия». То бишь «подлинные исторические книги», в которых говорилось о проповеднической миссии апостола Андрея в Великой Скифии, в государственных архивах Ромеи все-таки хранились – по крайней мере, до начала XII века. Поскольку же теперь этих документов уже нет (или они недоступны), признание византийского базилевса просто бесценно.

 

Таким образом, Первоапостол - основатель епископской кафедры, ставшей со временем символом Вселенского Православия, он же Небесный Заступник и Покровитель правой веры, он же единственный из ближайших учеников Христовых, который посетил земли будущей Руси (таким образом, и Украины тоже), вполне заслуживает того, чтобы день его памяти (13 декабря/30 ноября по старому стилю) стал шестым по счету великим праздником Православной Церкви. Для начала хотя бы канонической УПЦ, да и всей полноты РПЦ тоже.

 

В самом деле, чем Андрей Первозванный «хуже» своего родного брата апостола Петра, которому присвоен титул Первоверховного и который считается основателем Римской епископской кафедры (правда, авторитетный церковный историк, профессор дореволюционной Киевской духовной академии Михаил Поснов утверждал, что-де «об основании Римской Церкви ап. Петром не может быть и речи»)? Только тем, что рядом с ним не было такого талантливого хроникера, как апостол от 70-ти Лука – автор «Деяний апостольских»? Наконец, не богоискатель ли Андрей, как более старший по возрасту и более «продвинутый» в духовном плане, привел Петра к Мессии-Спасителю?

 

Между тем, память славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, почитаемых римо-католиками в качестве основателей и покровителей их конфессии, отмечается Вселенским Православием как один из пяти его великих праздников (12 июля/29 июня по ст.ст.). И это правильно. Более того, сему духовному торжеству предшествует так называемый Петров пост. К другим великим праздникам (Обрезанию Господню, Рождеству Иоанна Предтечи, Усекновению главы Иоанна Предтечи, Покрову Пресвятой Богородицы) посты не приурочены.

 

Каким образом наша Поместная Церковь славит своего Небесного Заступника и Покровителя (определение покойного ныне митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана))? Несколько лет назад по инициативе президента АО «МОТОР СИЧ», Героя Украины, главы Украинского отделения Фонда Андрея Первозванного Вячеслава Богуслаева дата 13 декабря выделена в церковных календарях мелким полужирным красным шрифтом; сие означает, что в честь апостола Андрея положено совершать всенощное бдение.

 

Кроме того, Первозванного среди первых учеников Христовых поминают 13 июля (Собор 12-ти апостолов: «Петра, Андрея, брата его», и т.д.), и 28-го (15 ст. ст.) июля (Собор Киевских святых). Но как поминают? 13-го числа, на другой день после великого праздника, народу в храмах – раз-два и обчелся. Ну, а главное событие 28 июля – день памяти великого князя Владимира, во святом крещении Василия, он же сугубо светский День крещения Руси. Апостола Андрея, который изрек пророчество о славном грядущем златоглавого Киева, если и поминают при этом, то, опять же, протокольно, вскользь, как бы «для годится». И это не только у нас в Запорожье: в столице на многотысячных всеукраинских Крестных ходах от Владимирской горки до Лавры – то же самое.

 

Между тем, по-настоящему всенародное почитание, достойное подвига Андрея Первозванного, имело бы немаловажное практическое значение – как в плане возрождения национальной культуры и духовности, идущей от сердца и пронизанной любовью к «преданьям старины глубокой», так и в плане воспитания общегражданского патриотизма, чувства православного славянского единства. Как это ни парадоксально, однако культа Первоапостола в период от Петра I до Николая II в Российской империи фактически не было. Имела место быть его казенная имитация, скучный официоз, от которого за версту несло синодальной канцелярщиной. О советском периоде и говорить нечего. Так что по счетам пращуров платить все-таки нам.

 

И шагом в этом направлении могло бы стать решение Синода Украинской Православной Церкви о том, чтобы объявить день памяти апостола Андрея великим православным праздником. Тем более что полномочий у самоуправляемой Церкви, каковой, согласно своему статусу, является УПЦ, для этого предостаточно.

 

Сергей ГРИГОРЬЕВ

 

Источник Позиция