Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Как Украину превратили в территорию фастфуда

Как Украину превратили в территорию фастфуда

Категория: Политика, Здоровье

Как Украину превратили в территорию фастфуда Кто-нибудь задавался вопросом, почему в США не празднуют наших исконных праздников? А в Украине – «дни влюбленных», «хэллоуины», героями берем санта-клаусов, меню пестрит гамбургерами, бургерами, чизбургерами с чипсами и колой... Сегодня поговорим о том, как в нашу жизнь проникла американская еда и чем обусловлена ее популярность.


Основой любой национальной кухни являются кулинарные традиции. Каждая нация обладает богатым таким наследием. Например, Германия – это немецкие колбаски, шницель, рулька, пиво. Франция – фуа гра, лобстер, говядина шароле, роскошные соусы, коньяк, шампанское, шардоне. Италия – пицца, паста, лазанья, тирамису, вина - тосканское, бароло, кьянти. Испания – паэлья, тортилья, гаспачо, хамон, вина сангрия и херес. Украина – гречаники, вареники, борщ, кулеш, горилка, медовуха – здесь не перечесть.


Кухня любого народа уникальна. Она формировалась под влиянием климатических особенностей, географического положения, совершенствовалась веками и является национальным культурным наследием. При этом есть нация, не обладающая таким сакральным пищевым багажом - это американцы. Практически все их блюда, разве что кроме кукурузы, заимствованы из других культур. Должное следует отдать иммигрантам, толпами заселявшими США начала ХХ века: это они принесли свои аутентичные рецепты в «страну свобод и демократий».


Но до эмигрантской волны «национальная» кухня этой страны начиналась с английских традиций, когда потомки англосаксов в XVII веке понаехали из Британии на американский континент. Они принесли с собой виски, пудинги, стейки, мюсли, ставшие прообразом еды на скорую руку. Потом британцы экспортировали на американский континент из Африки негров, которые именуются сегодня афроамериканцами. Те также поделились с белыми поработителями своими кулинарными наработками: колой (основной ингредиент напитка - орех колы – произрастает в Африке) и барбекю.


В общем, возникла так называемая субкультура, или «подкультура» американского питания, отличная от доминирующих национальных кулинарных традиций. То есть если их спросить, какие корни у вашего пищеблока, они ответят: американские. Что может быть проще – сплагиатить наработку и объявить своей.


При этом у заокеанских граждан есть, так сказать, личная фишка, авторские права на которую они свято блюдут и не позволяют никому на нее посягнуть. Это культура фастфуда (быстрая пища) авторства братьев Ричарда и Мориса Мак-Доналдов. Кулинарным рецептом их изобретение можно назвать с большой натяжкой - скорее, это ноу-хау формы обслуживания в середине прошлого столетия. Была у братьев придорожная забегаловка для дальнобойщиков и прочего заезжего люда – любителей побить посуду. Мак-Доналдам это надоело, и они стали заворачивать в бумагу еду, которая состояла из булки, напичканной мясным продуктом, огурцами и томатом. В результате перекус резко подешевел, и народ затолпился у «точки» до такой степени, что пришлось расширяться. Вот так появилась сеть фастфуда, ставшая символом американской жизни.


В 1960-х культ американского «макдональдса» проник в Европу. Это было обусловлено популяризацией американского образа жизни. Семь из десяти популярных мировых брендов были сосредоточены в США. Некоторые из них, являясь символами американской культуры, стали символами и американизации. Те же «Пепси» и «Кока-кола» подавались в европейских McDonalds как квинтэссенция приобщения к «стране неограниченных возможностей». Ну и как не отведать этого напитка, если в голливудских боевиках его пьют только бравые ковбои и освободители планеты от инопланетного нашествия?


В конце прошлого века - дефицитов и пустых полок магазинов – наш человек воспринимал США как райское место, где булки и сосиски висят на деревьях, а в «макдональдсах» может питаться каждый неимущий, ибо за него платит государство. В общем, каждый представлял себе этот «эдем» в меру своего воображения. С активизацией капиталистических отношений в нашей стране закончились времена подглядывания на заокеанский образ жизни – Америка сама пришла к нам. Со своими национальными наработками, включая и культуру еды, от которой добрая половина американцев страдает избыточным весом. Так этот культ быстрого питания США принесли в Европу, включая Украину, вместе с демократией и толерантностью. Такое явление как трапеза стало архаизмом, уступив массовой культуре перекуса.


Первый набег фастфуда в Украину случился в мае 1997 года, когда в Киеве открылся ресторан быстрого питания McDonalds. Наша пищевая индустрия в условиях разрозненных мелких производств не выдержала транснационального конкурента и резко сдала позиции. Посмотреть на «американскую мечту» собрались толпы бывших строителей коммунизма. Пошел отсчет расползания по стране транснациональной сети бесплатных туалетов, и соответственно, точек общественного питания.


В том, что эти забегаловки именуются ресторанами, нет ничего странного. В английском языке restaurant в принципе означает любую столовую. До начала нулевых «макдональдсы» были почитаемым местом у населения. В них отмечали детские праздники, знаменательные даты типа дней рождения и даже проводили деловые переговоры. Сегодня эти заведения стали настолько же привычными в нашей жизни, как корчма для украинского жителя XIX века.


О том, что чизбурная империя как минимум не загибается, говорят цифры. В 2018 году прибыль McDonalds в Украине составила 620 млн грн, в 2019-м – 959 млн грн. Результаты за 2020 год обнародуют по завершении аудита, но наверняка они будут не меньшими в силу растущей дороговизны пищи, а не популярности. Хотя многие потребители уже понимают, что в этом заведении они платят за избыточную норму потребления трансжиров, усилители вкуса и прочее, заложенное в порцию. Так, шесть лет назад британский кулинар Джейми Оливер выиграл суд у американской сети ресторанов McDonalds, показав в своей передаче, что начинку для гамбургеров делают из непригодных в пищу отходов мясного производства, предварительно отмытых в аммиачном растворе. После такого антипиара в американских забегаловках не желает питаться даже самый асоциальный англичанин. Вот что значит защита собственного производства!


А мы бодаемся в международных организациях за свое справедливое право на борщ и вареники - вместо того, чтобы добиться признания практической популяризацией наших исконно украинских продуктов. Задвигается или, точнее, на словах продвигается наша национальная кухня. Вспоминаем сеть вареничных «поющего ректора» Михаила Поплавского. До Революции достоинства он нашего сакрального продукта тоннами продавал, а с 2016 года начал пускать с молотка уже свои общепиты...


В это время лучшие места в городах отдаются под «коллег» МакДаков. Привокзальная площадь Киева застроена точками быстрого питания с американской историей. Например, KFC, который появился несколько позже McDonalds. Там еще товарный знак с изображением мужичка, уж больно напоминающего всесоюзного старосту товарища Калинина, если кто помнит этого исторического персонажа. В этой сети специализируются на приготовлении блюд из курятины, вымоченной в каких-то непонятных соусах. В США, в силу дешевизны производства, заведение посещают в основном безработные афроамериканцы. А у нас оно популяризируется как светское заведение для якобы среднего класса с соответствующей ценовой категорией.


Вместо национально ориентированной кухни появилась украинская версия McDonalds в виде McFoxy. Там блюда только из курицы, да и цены пониже, чем в МакДаке. Интересно то, что концепция работы ничем не отличается от McD. Говорят, что запустил сеть McFoxy гражданин Украины, бывший сотрудник McDonalds. За плагиат принципа работы американской сети наказания он не понес в силу нашего несовершенного законодательства.


Из заполонившего отечественные прилавки американского фастфуда можно также назвать чипсы, сухарики с лошадиными дозами усилителей вкуса для разжигания аппетита. Еще есть попкорн, вытесняющий наши семечки. Для него уже и лексический аналог имеется – бахканці.


Но вот что интересно: в Штатах есть и «статусные» блюда, но они для более узких ценителей гастрономии, а точнее – состоятельных. Это яства из мяса не вымоченной в растворах курицы, а утки, индейки или гуся. Есть у них еще достойные напитки. И это не кола на самый невзыскательный украинский карман, а, например, виски с бурбоном, позаимствованные у англичан. Бурбон – это тот же виски, только на американский лад. Он перегнан из смешанного сусла, где в норме не менее 51% кукурузы. Употребляют господа эти напитки из цилиндрических и конических бокалов, наливают данную благородную субстанцию не более чем на «два пальца», дабы понять глубину аромата. В Украине этот напиток также популярен среди держащихся на плаву предпринимателей и потихоньку вытесняет коньяк европейского происхождения. Но то уже дело вкуса.


Остановимся на более прозаичных вещах. Так вот, блюда вроде рождественской индейки (утки, гуся), барбекю или крабы в кляре рассчитаны на людей, которых на американском континенте называют средним классом. Там прекрасно понимают, что для Украины это исчезающий вид. Неслучайно, что чем беднее мы становимся, тем уверенней разрастаются по стране заведения, готовые за наши же деньги создать иллюзию хорошего вкуса. Таким образом, популярность бургерных обусловлена их относительной дешевизной и доступностью. При этом следует понимать, что «макдаки» - не благотворительные организации, несущие светоч кулинарного просветления. Там заправляют продуманные капиталисты, извлекающие выгоду из всего. И они будут задвигать наши лучшие кулинарные традиции, усиленно продвигая свои.


При этом право выбора никто не отменял: хочешь – иди в ресторан быстрого питания, хочешь - не иди. Только детям выбора не остается. Куда поведут родители – там и праздник. Маркетинговая политика McDonald’s профессионально «охотится» за детскими впечатлениями. В заведении очень продвинут комплексный заказ еды для детей Happy Meal, зал для проведения праздников, яркие коробки с игрушками. Эти яркие впечатления впитываются на всю жизнь. Через годы, когда ребенок вырастет, и у него появятся свои дети, он вполне закономерно поведет их туда, где пережил когда-то позитивные эмоции. И это будет продолжаться из поколения в поколение. И где здесь патриотическое воспитание и сохранение культурных традиций, на которые в прошлом месяце правительство выделило треть миллиарда гривен?

 

Артем ОЧАКОВ

 

Источник Позиция