АО «МОТОР СИЧ»: наукоемкому производству нужны квалифицированные кадры! Конкурентоспособность продукции – залог успешного развития любого производства. Особенно это касается такой высокоинтеллектуальной отрасли промышленности, как авиастроение. Новые прогрессивные технологии и оборудование, принципиально новые подходы и материалы позволяют идти в ногу со временем. Но чтобы с ними работать, нужны специалисты, обладающие необходимыми знаниями и умениями.
Как решается этот вопрос на ведущем предприятии авиастроения Украины, с какими проблемами сталкиваются кадровики, рассказывает директор по управлению персоналом АО «МОТОР СИЧ» Олимпий Покатов.
- Изменяются рынки труда, законодательство, политические аспекты, рейтинги предприятий, сферы образования – идет перетекание технической составляющей в IT-технологии, гуманитарное направление, - говорит Олимпий Валерианович. - Все это не может не влиять на кадровую политику. Если раньше – еще 5-6 лет назад – после окончания Запорожского авиаколледжа к нам на предприятие приходили работать 120-150 выпускников, то сегодня мы принимаем всего 25-30 человек. Имея диплом о среднем образовании, они получили возможность продолжить обучение в вузах. А для юношей это еще и отсрочка от службы в армии.
У молодых сейчас свои взгляды на жизнь, будущую профессию, способы самореализации. Нам нужно встраиваться в этот новый формат, чтобы обеспечить производство качественным персоналом. В сентябре на предприятие, согласно подписанному договору, придут на практику 120 студентов 4-го курса колледжа – завтрашние выпускники. Все они будут распределены по цехам основного производства. Практика у них длится 8 недель, и задача руководства цехов и кадровой службы – за это время дать им определенный образовательный уровень и возможность почувствовать, что здесь они будут иметь все условия для самореализации. Это для молодых специалистов послужит мотивацией сделать выбор в пользу МОТОР СИЧ.
- На последнем совещании заводского актива президент АО «МОТОР СИЧ» Вячеслав Богуслаев говорил о необходимости воссоздать школу мастеров. Что именно планируется сделать? - На сегодняшний день действительно есть дефицит мастерского состава. Имеются вакансии мастеров участка и старших мастеров – в общей сложности порядка 70 человек. Дело в том, что для многих предпочтительнее место рабочего, где при должном старании через определенное время можно получать среднюю заработную плату на предприятии и даже больше – с учетом сверхурочных. В то же время ключевую позицию в организации производства занимает именно мастерский состав. Мастер, старший мастер, начальник цеха и руководитель предприятия – на них держится весь завод. Стоит исключить хотя бы одно из этих звеньев, и предприятие станет неработоспособным. Подобрать кандидатуру на должность мастера не так просто – этому никто не учит.
Обязательно ли мастеру участка в цехе основного производства иметь высшее образование? Могу сказать однозначно – нет. Но при этом надо уметь работать с людьми, понимать их нужды, заботиться о своем коллективе, быть ответственным, инициативным... Чтобы принять первую деталь, достаточно знаний выпускника училища. Это подтверждают и конкурсы профмастерства, где ребята демонстрируют свои умения. Но мастер должен, прежде всего, быть талантливым организатором. Готовить мастеров мы будем в стенах нашего Международного технического центра. Причем отбор планируем произвести на конкурсной основе. Обучение организуем с отрывом от производства. В качестве преподавателей будут привлечены лучшие специалисты нашего завода. На занятиях учащиеся познакомятся с организацией и системой планирования, порядком формирования и оформления сменных заданий, вопросами техники безопасности, трехступенчатой системой контроля, культурой производства и корпоративной этикой предприятия.
По моему мнению, наиболее приоритетной и востребованной школа мастеров должна стать для молодого персонала, имеющего руководящий опыт, например, для ребят, которые во время службы в армии командовали отделениями, взводами. Свою роль в подготовке мастерского состава может сыграть и молодежная организация предприятия, ведь именно она работает с молодыми моторостроителями. Участвуя в различных конкурсах, организованных отделом по делам молодежи, они проявляют инициативу и успели себя должным образом зарекомендовать.
Большую роль в мотивации играет, безусловно, и финансовая составляющая. Окончившие школу мастеров, придя на должность мастера, однозначно получат повышение заработной платы, потому что система оплаты меняется, и вышло соответствующее положение на предприятии. Кроме того, обучение даст молодым людям определенный уровень компетенции, знания, которые, несомненно, пригодятся им в жизни.
Что касается наших профильных ВПУ, считаю, что они могли бы готовить младших бакалавров. Если есть изменения в системе образования, затрагивающие колледжи, логично было бы подтягивать и профессионально-технические училища.
- МОТОР СИЧ традиционно оказывает помощь профильным учебным заведениям в укреплении их материальной базы. Что планируется сделать к началу учебного года? - Мы стремимся создать базовую платформу – оснастить современным оборудованием ВПУ «Моторостроитель». В настоящее время готовим к передаче пять станков с программным управлением, а также всю необходимую оснастку, режущий инструмент, металл. В самом училище создали хороший учебный класс, где проходят занятия. Сейчас там подготовлена площадка, на которой будет размещена целая группа оборудования. Создание такого участка облегчит процесс обучения непосредственно в училище. Мы направим своих опытных операторов, наладчиков, они окажут содействие в запуске оборудования, а также в его освоении учащимися. Также на базе училища мы планируем проводить целевые курсы, готовить персонал для предприятия – обучать, скажем, операторов станков с ЧПУ.
- Руководитель предприятия Вячеслав Богуслаев говорил о планах создать первичное звено летной академии на базе учебных заведений города. Что имеется в виду? - Законом Украины определены области знаний, их 29, в том числе – «Транспорт», куда входит «Авиационный транспорт» (это специальность 272). Мы хотим в ближайшее время открыть специальности, которые относятся именно к этой области знаний: «Техническое обслуживание воздушных судов и авиационных двигателей» и в дальнейшей перспективе – «Летная эксплуатация воздушных судов».
Побудило нас принять такое решение то обстоятельство, что Кременчугский летный колледж ныне вышел из системы Министерства образования и вошел в систему Министерства внутренних дел. А значит, на сегодняшний день в Украине нет учебного заведения, которое готовит гражданских летчиков. Мы же занимаемся вертолетной тематикой, наши вертолеты могут использоваться и при пожаротушении, и в санитарной авиации, и для мониторинга территорий, и еще по целому ряду направлений. Но для их пилотирования нужны летчики.
Через три-четыре года желающие и годные по состоянию здоровья из числа тех, кто будет обучаться по вновь открытым специальностям, с учетом сертификации по линии Министерства образования и Государственной авиационной службы Украины, смогут осуществить свою мечту. И мы намерены помогать в организации и проведении учебного процесса. У нас создана для этого серьезная база, есть Центр авиационных тренажеров, учебные аудитории, своя авиакомпания и квалифицированный персонал. Планируем привлечь к обучению ряд учебных заведений: НУ «Запорожская политехника», НАКУ «ХАИ», Запорожский профессиональный колледж компьютерных технологий, Запорожский электротехнический колледж, Бердянский машиностроительный колледж, где студенты смогут изучать вопросы безопасности, аэродромного обслуживания, систем контроля, а также воздушные суда, авиационные двигатели и получать комплекс знаний.
Важно, чтобы молодежь закреплялась у нас, необходимо развивать потенциал персонала, который имеет опыт работы, хорошо знаком с производством, нашей корпоративной культурой. Ежегодно в МТЦ заводчане проходят обучение по разным программам - это и обязательные формы обучения, и вопросы повышения квалификации... В настоящее время 47 сотрудников ОКБ Управления вертолетной техники учатся в НАКУ «ХАИ», это позволит им в течение полутора лет получить профильное образование (второе высшее). Такой же подход к подготовке кадров планируем задействовать в сотрудничестве с НУ «Запорожская политехника» - сегодня продолжается набор в очередную группу.
Кроме того, нужно сделать предприятие привлекательным для выпускников учебных заведений. А для этого необходимо тесно сотрудничать не только с руководством вузов, колледжей и ВПУ, но и со студенческой средой. Молодежная организация завода должна работать в этом направлении, принимать активное участие в жизни города, проводить совместные мероприятия с будущими выпускниками, проводить экскурсии на предприятие, вовлекать их в нашу культуру, потому что, как правило, к мнению ровесников чаще прислушиваются.
Нужно находить подход к тем молодым людям, которые недавно пришли на завод, помогать им с адаптацией в коллективе, чтобы они смогли найти себя в профессии, чувствовали себя нужными. Надо бороться за молодежь! Только так мы сможем обеспечить АО «МОТОР СИЧ» квалифицированным персоналом. А это залог того, что наше предприятие будет и дальше развиваться, осваивать новые виды продукции, выпускать конкурентоспособную авиационную технику и укреплять имидж Украины как авиационной державы.
Лариса ДУДЕК
Источник Позиция
|
ВИБІР РЕДАКЦІЇ
КОМЕНТУЮТЬ
А ЗАВТРА ЗАКОНЧИЛАСЬ ВОЙНА
10816
0
ЯДРЕНОЕ УТРО
10002
0
ЗИГЗАГИ ИСТОРИИ
9854
0
КОГДА ЗАКОНЧИТСЯ ВОЙНА?
10108
0
НАША ИСТОРИЯ-ЗАБУДЬТЕ!
10293
0
ФАКТОР БЕЛАРУСИ
9822
0
БОЯТСЯ НЕ УСПЕТЬ?
9928
0
НУ, ПОДУМАЕШЬ, УКОЛ!
10692
0
ЗА КУЛИСАМИ ВОЙНЫ
9922
0
Колонка редактора
Шеф-редактор
Сергій ЗНАМЕНСЬКИЙ
Сергій ЗНАМЕНСЬКИЙ
Остання додана стаття:
ОПИТУВАННЯ
В какой Украине вы предпочли бы жить?
Автор: administrator
Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач. Ми рекомендуємо Вам зареєструватись або зайти на сайт під своїм ім'ям.
|