Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Энергетика Украины: амбиции есть – с деньгами худо

Энергетика Украины: амбиции есть – с деньгами худо

Категорія: Позиція » Статті » Економіка

Энергетика Украины: амбиции есть – с деньгами худо Украинская компания «Энергоатом» и американская Westinghouse Electric Company достигли договоренности о строительстве пяти энергоблоков на территории нашей страны, включая новый энергоблок на Хмельницкой АЭС. Общая стоимость проекта - до 30 миллиардов долларов.


Энергоблок №3 на ХАЭС начали строить в 1985 году, а №4 - через год. Строительство было остановлено в 1990-м. На тот момент третий энергоблок был готов на 75%, а четвертый - на 28%. Впрочем, подписание документа отнюдь не гарантирует, что в Украину будет инвестирована эта сумма. Об этом заявил руководитель специальных проектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.

 

- Подписанный меморандум не является договором о строительстве энергоблоков. Это своеобразная декларация о намерениях, которая подтверждает, что в случае, если Украина когда-нибудь найдет финансирование под такой проект, стороны смогут совместно его реализовать, - говорит эксперт. С ним согласна член коллегии Госатомрегулирования Ольги Кошарна. Она напомнила, что аналогичный документ «Энергоатом» подписывал и с китайской компанией CNNC.

 

В то же время Украине необходимы дополнительные мощности в электроэнергетике, поскольку уже после 2030 года нужно будет выводить из эксплуатации некоторые энергоблоки, и им необходимо найти замену. Сегодня нужно думать о строительстве, по крайней мере трех новых энергоблоков. «Конечно, строительство энергоблоков по американскому проекту было бы очень выгодно Украине, поскольку сегодня у нас есть только блоки, построенные в советское время», - отметил Геннадий Рябцев.

 

Если новые энергоблоки таки будут построены в Украине, то позволят в перспективе отказаться от угольных ТЭС. На новых реакторах можно менять генерируемую мощность, повышая ее в часы пиковой нагрузки и уменьшая в ночное время. На тех блоках, которые работают в Украине сейчас, так делать не получается – поэтому в пиковые часы подключают в помощь угольную генерацию.

 

Сроки эксплуатации блоков украинских АЭС уже поджимают. Сейчас в стране работает 15 реакторов, и в период с 2030 по 2040 год нужно искать замену двенадцати из них – закончится 30-летний проектный и 20-летний сверхпроектный срок эксплуатации. То есть они отработают по 50 лет. Скорее всего, срок их эксплуатации продлят еще на 10-15 лет, но это уже последний из возможных периодов их эксплуатации. И говорить уверенно, что они смогут так долго отработать, нельзя.

В прошлом году власть активизировала работу в этом направлении. Президент подписал указ №406/2020 о неотложных мерах по стабилизации ситуации в энергетической сфере и развитию ядерной энергетики. В 2020-м стоимость проекта по достройке блоков ХАЭС оценили в 76,8 млрд грн. Согласно утвержденному Кабмином плану, до 2022 года должно завершиться производство необходимого оборудования для двух энергоблоков. До 2025 года – завершиться все строительные работы. Введение в эксплуатацию энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС запланировано на 2026 год.

 

Правда, эксперты критикуют эту идею по нескольким причинам. Во-первых, здания энергоблоков проектировались под старые типы реакторов, а сейчас выпускаются их более современные модификации, которые могут оказаться несовместимыми со старыми конструкциями. Кроме того, строительство новых энергоблоков - процесс не только дорогой, но и длительный. Поэтому даже если деньги найдутся, то большой вопрос - успеют ли их построить к сроку вывода старых блоков из эксплуатации.

 

- На строительство реакторов для китайцев ушло примерно 9 лет, - говорит эксперт Игорь Чалый. - За это время у нас должно быть выведено из эксплуатации 11 реакторов на суммарную мощность 9,8 ГВт. Понятно, что некоторым из них будет продлен срок эксплуатации.

 

- Строительство можно было бы финансировать за счет прибыли «Энергоатома», а также за счет внешних заимствований,- говорит Геннадий Рябцев. – Теоретически к этому можно привлечь частных инвесторов, однако это крайне нежелательно. Я лично не хотел бы видеть в Украине приватные атомные электростанции. По моему убеждению, все ядерные объекты должны находиться в государственной собственности, под прямым государственным управлением, надзором и контролем.

 

Есть еще один вопрос, который пока остается без ответа: где помимо Хмельницкой АЭС планируется построить новые энергоблоки? Ведь новые реакторы даже не упоминаются в Энергетической стратегии Украины до 2035 года. В принципе, наша страна могла бы за счет новых атомных мощностей экспортировать электроэнергию в страны ЕС. Но для этогоотечественная энергосистема должна объединиться с европейской. Есть серьезные опасения, что это произойдет в установленный срок, а речь идет о 2023 годе. Дело в том, что крупные атомные станции не могут маневрировать мощностью, как, например, теплоэлектростанции. И появление новых атомных энергоблоков эту проблему, очевидно, не решит.


Трудно было не заметить, с каким пристальным вниманием за новостями из-за океана следят в России. Ведь до недавнего времени РФ была единственным поставщиком ядерного топлива для наших АЭС, и до сих пор обеспечивает топливом около половины наших потребностей. Понятно, что дальнейшее развитие сотрудничества с Westinghouse будет и дальше ослаблять влияние Кремля на Украину.

 

Вместе с тем, строительство новых реакторов никак не компенсирует потери Украины от запуска «Северного потока-2». Поэтому, даже если реактор и будет построен, это случится через много лет после того, как будет запущен «СП-2». Не говоря уже о том, что не самый плохой проект может так и остаться меморандумом о намерениях.Особенно если Киев не найдет деньги на всю эту амбициозную идею...

 

Мирослав СТРЕЛЬЦОВ

 

Источник Позиция