Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Закон об олигархах: миллиардеры против миллионеров

Закон об олигархах: миллиардеры против миллионеров

Категорія: Позиція » Статті » Політика

Закон об олигархах: миллиардеры против миллионеров Так и не дождавшись выводов Венецианской комиссии, которые должны были поступить ориентировочно в середине декабря, Верховная Рада во втором чтении и по ускоренной процедуре (без учета правок от оппозиции) приняла так называемый закон об олигархах. 279 голосов «за» документ получил от фракций «Слуга народа» и «Голос», а также депутатских групп «За будущее» и «Доверие».


Президент Владимир Зеленский назвал это решение победой и отметил, что отныне олигархической «ветви власти» в Украине больше не будет. Тем не менее, принятый законопроект вызывает немало вполне справедливых нареканий. Хотя бы потому, что наша страна стала первой в мире, где ограничивать влияние толстосумов решили не традиционно – с помощью силовиков, судов и антимонопольных органов, а по решению такой структуры, как Совет по национальной безопасности и обороне. Причем он будет рассматривать представления о признании лица олигархом по своему усмотрению.

 

Ранее уполномоченная по правам человека Людмила Денисова заявила, что документ нарушает Конституцию, так как СНБО не может заниматься «назначением» олигархов избирательно и ограничивать тем самым права граждани.Что ж, давайте проанализируем, как будет работать новый закон и кому, кроме «записных» олигархов, может посчастливиться попасть в «черный список»?

 

 

Как уже писала ПОЗИЦИЯ, определять их будут по четырем критериям: а) участие в политической жизни; б) влияние на СМИ; в) монопольное положение на рынке; г) состояние в сумме от 80 миллионов долларов.Чтобы попасть в реестр, достаточно соответствовать трем из этих пунктов. И ежели такое случится, олигарх «в законе» не сможет поддерживать политические партии и участвовать в приватизации крупных госпредприятий. Разумеется, что первое, что второе – в открытой форме.

 

 

В то же время критерии определения олигарха в законе выписаны, мягко говоря, размыто. Ну, кроме разве что размера доказанных активов – тут все более-менее понятно. И то с оговоркой: а если некое лицо, допустим, владеет долей в 5% акций предприятия на определенную законом сумму, ему тоже теоретически нужно готовиться к попаданию в «черный список»? Тогда по факту любой крупный бизнесмен, а их у нас немало, оказывается в зоне риска! Не здесь ли собака зарыта?

 

 

Что касается монополий, процедура признания предприятия занимающим доминирующее положение на рынке предусмотрена в Законе Украины «О защите экономической конкуренции». Отметим, что на момент принятия документа против олигархов в стране насчитывалось 3338 субъектов естественных монополий. Но соответствующее подтверждение их статуса может давать только Антимонопольный комитет, а никак не СНБО, который этим правом почему-то наделили в законе. Вы же понимаете, чем грозит такой поход не в свой «огород»?

 

 

Совсем запутанная ситуация - в определении «участие в политической жизни». По закону таковым может быть признано лицо, близкое к президенту, главе парламента, министрам и т.д. Просто «близкое», включая друзей детства и соседей по лестничной клетке или дому, что ли? И если так, то даже условный сантехник дядя Вася, менявший трубы в жилище высокопоставленного чиновника, уже влияет на политическую жизнь в Украине. Сам дядя Вася, безусловно, может гордиться таким статусом, но в целом это какой-то абсурд, направленный на расширение перечня новоявленных олигархов.

 

 

Очевидно, что у нас и раньше партии финансировались опосредованно, а теперь богатеям придется «шифроваться» еще тщательнее. И будьте уверены, они с этой задачей все равно справятся – никакой закон им тут не указ. Да и вообще, в законе нет четкого разъяснения, что такое участие в политической жизни. Понятно, что подразумеваются денежные вливания в партии или кандидатов, но конкретика подводит. Что, впрочем, характерно для всего закона об олигархах.

 

Кроме того, им предусмотрено, что чиновники и попавшие в реестр толстосумы или их представители будут обязаны отчитываться о контактах между собой. Но как это будет выглядеть на практике? Приходит к госслужащему некий гражданин и говорит: «Я от Ивана Ивановича, есть разговор?» А знаете, что будет, если не отрекомендуется по всей форме? Ответственность за этот контакт понесет только чиновник! Представляете, сколько оснований появится снимать «неугодных» с их должностей или держать их на коротком поводке – тех же антикоррупционеров, например?

 

По поводу влияния на СМИ тоже есть вопросы – имеется в виду его основатель, бенефициар или совладелец? Причем определение человека олигархом по этому признаку возможно к лицам, которые отвечали ему только до момента вступления в силу закона. А потом что – контролируй прессу как угодно, никто не придерется?

 

Закон о деолигархизации вводится в действие через полгода, потому что СНБО должно подготовиться к его реализации – в частности, внедрить «инструменты финансовой разведки». А потенциальные олигархи уже могут готовить свои объяснения относительно оснований признавать их таковыми. Правда, как они могут повлиять на решение СНБО, в документе не сказано...

 

Зато вряд ли после вступления закона в силу страна избежит многочисленных обращений в Конституционный суд или Европейский суд по правам человека от украинских «олигархов». И если со старой гвардией все более-менее понятно (они-то с властью наверняка сумеют все «порешать», как обычно), то «новички-середнячки» однозначно будут сопротивляться. Потому что чуют: дело пахнет новым переделом собственности и «ручным управлением» бизнесом. А еще плакали наши зарубежные инвестиции: кто ж захочет иметь дело с «сомнительными личностями», внесенными в реестр олигархов...

 

Кроме того, как нам кажется, имеет место быть недопущение крупных украинских олигархов к расширению их бизнеса за счет приватизации. К ней «новая молодая команда» наверняка допустит западный капитал, иначе кредитов и поддержки ей не видать. А без них власть не выкрутится.

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция