Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Елена АЛЕКСЕЕВА: «Авторская песня – это культурный феномен, который объединяет поколения»

Елена АЛЕКСЕЕВА: «Авторская песня – это культурный феномен, который объединяет поколения»

Категория: Общество, Регион

Елена АЛЕКСЕЕВА: «Авторская песня – это культурный феномен, который объединяет поколения» Запорожью повезло, что Театр поэтической песни под руководством Елены Алексеевой родился и уже много лет активно работает именно в нашем городе. Этот неординарный творческий коллектив не только сохраняет дух и традиции авторской песни, но и развивает ее, выводя на новый уровень, радуя и удивляя зрителей каждым новым проектом.


Основатель и стержень театра Елена Алексеева – личность яркая и многогранная, успешно сочетающая в своей работе множество направлений деятельности. Она актриса, певица, режиссер, педагог, член Национального Союза театральных деятелей Украины, лауреат песенных и театральных фестивалей.

 

- В сентябре исполнилось 30 лет с начала вашей профессиональной творческой деятельности. В декабре театру, которым вы руководите, будет 23 года. Как случилось, что, имея за плечами историческое образование, вы посвятили себя авторской песне?

- Прежде я никогда не отслеживала свои личные юбилейные даты. С долей иронии отношусь к тем, кто придает им слишком большое значение. Но недавно с удивлением вспомнила, что ровно тридцать лет назад, в 1991 году, пришла работать худруком в студенческий клуб Запорожского индустриального института (сейчас Инженерный учебно-научный институт Запорожского национального университета – авт.). Именно тогда я начала проводить фестивали авторской песни – межвузовские.

 

- Однако художественным творчеством начали заниматься гораздо раньше?

- Сколько себя помню! Окончила музыкальную школу №1 (фортепиано), в средней школе, а потом на истфаке руководила театром, много лет занималась в хореографическом ансамбле. В 1984 году впервые выступила на городском фестивале авторской песни. По иронии судьбы, это был последний фестиваль, который проводила ныне известный политик Александра Кужель, президент первого в Запорожье клуба авторской песни. А с 1986 года в Клубе песенной поэзии «Парус» началась моя активная концертно-фестивальная жизнь, но пока на уровне увлечения.

 

В 1988-м, уехав с мужем в Красноярск, мы оказались в центре бардовской жизни этого города. Лауреатом ІІ Краевого фестиваля я стала, когда моему сыну Кириллу был всего месяц. Когда вернулась домой, о занятии историей речи уже не было. В определенный момент увидела в авторской песне возможность объединить то, что меня интересовало: песню и театр.

В 1993 году в своей альма-матер - Запорожском госуниверситете - создала Студию авторской песни, где стала обучать исполнительскому мастерству на основе театральных предметов. В 1995-м окончила Мастерскую авторской песни Высшей школы деятелей сценического искусства при Российской академии театрального искусства (ГИТИС) в Москве. Худруком курса был известный автор-исполнитель Юрий Лорес, а преподавали нам ведущие театральные педагоги столицы. Сегодня в Украине такое образование имею я одна!

 

По возвращении началась большая работа над песнями Александра Вертинского – в то время их практически никто не исполнял. Это был совместный проект с гитаристом Сергеем Козубом и режиссером Владимиром Рачком. Песенный спектакль «Постскриптум» несколько лет успешно шел в Малом зале областной филармонии. Параллельно велась работа в студии. А 27 декабря 1998 года в ДК «Титан» спектаклем «Надежды маленький оркестрик» по произведениям Булата Окуджавы открылся Театр поэтической песни...

 

- Который очень быстро завоевал популярность и приобрел свою зрительскую аудиторию.

- Да, то было счастливое время! Все было впервые! Мы ставили песенные спектакли, которые неоднократно занимали призовые места на театральных фестивалях. Занимались крупными концертными проектами с оркестровой группой. Осваивали лучшие площадки города: ДК им. Шевченко, ДК «Металлург», областную филармонию, Театр им. Магара, часто выступали в Киеве и за рубежом.

 

- Не так давно завершился 38-й фестиваль авторской песни и поэзии «Байда». Он существует много лет, и прежде всего благодаря усилиям энтузиастов. Активное участие в его организации принимаете и вы. Как все прошло в этом году?

- Фестиваль никогда особо не поддерживался местными властями: разве что комсомолом на первом этапе. Откровенно говоря, мы к этому сильно и не стремились. «Байда» – народный проект, реализующийся стараниями неравнодушных людей. Так сложилось, что в течение последних пяти лет я отвечаю за фестивальные мероприятия, которые проходят в Запорожье. Несколько лет назад на базе ДК «Титан» был создан Центр авторской песни, объединивший, кроме авторов-исполнителей, актеров, музыкантов, художников. Это значительно расширило творческие возможности и помогло решить ряд организационных вопросов: зрительный зал, аппаратура, печатная продукция...

 

В прошлом году, в условиях карантина, мы заложили традицию проводить открытие фестиваля «Байда» у мемориальной доски Виктора Берковского. Это по проспекту Металлургов, 3 - возле дома, где жил основоположник композиторской авторской песни с мировым именем. О существовании данной площадки знают во многих странах, причем как ныне здравствующие легенды - Татьяна и Сергей Никитины, Елена Камбурова и другие, так и обыкновенные любители, проживающие, например, в Германии и Новой Зеландии. 

 

Люди охотно едут на «Байду», поэтому состав участников всегда интересен и разнообразен. Конечно, карантин внес коррективы. В этом году у нас были гости из Днепра, Сум, Каменского, Днепрорудного, Энергодара, и даже столицы Латвии – Риги. Почетным гостем фестиваля стал Валерий Марченко из Ровно – очень любимый всеми и часто исполняемый автор.

 

-Авторскую песню традиционно олицетворяет человек с гитарой наперевес, а в вашем случае – это целый театр...

- У нас в коллективе есть люди, посвятившие себя профессиональной деятельности в этом виде искусства. Например, наш музыкальный руководитель Жан Селезенев, получивший вторую специальность - актерскую. А есть многолетние участники, которые наравне с активной работой в театре продолжают свою основную деятельность. Ведущая актриса Алена Медунова (Даниленко) с нами более 20 лет, и все эти годы работает на таком серьезном предприятии, как АО «МОТОР СИЧ». И Жан, и Алена при этом - члены Национального Союза театральных деятелей Украины.


-Важное место в вашей жизни продолжает занимать преподавание. С какого возраста человек может начать заниматься авторской песней?

- Театр авторской песни – достаточно сложный и синтетический вид деятельности. Зато у нас можно не только петь и играть, но и читать стихи, создавать эскизы костюмов, вести организационную работу и многое другое. Несколько лет я даже преподавала будущим актерам в ЗНУ! Но если ты выходишь на сцену и поешь, если уважаешь себя и зрителей, нужно освоить азы сценической культуры. Это и вокал, и владение инструментом, и умение понять озвученное музыкой стихотворение. А еще важен психологический настрой, умение коммуницировать со слушателем. Этому можно научиться. Зрителю интересна, прежде всего, Личность на сцене. Раскрыться ей помогает режиссер - в нашем случае режиссер песни. Основа занятий – это индивидуальная работа, хотя могут быть и дуэт, и ансамбль.

 

-Поэтому многие приводят к вам своих детей?

- В Городском дворце детского и юношеского творчества я 14 лет веду кружок авторской песни, где заниматься можно с шестилетнего возраста. Программа обучения рассчитана на 9 лет. Первые три года дети в игровой форме разучивают песни под аккомпанемент старших воспитанников. Когда доходит до игры на гитаре, все основные песни им уже знакомы. Лучшие кружковцы пополняют подготовительную группу театра. Вариантов построения обучения много. Главное, чтобы занятия приносили ребенку радость и ощущение внутреннего комфорта.

 

-Отдельная страница в вашей творческой биографии – всеукраинский детско-юношеский фестиваль-мастерская авторской песни «Солнечный зайчик». В октябре он состоится в 13-й раз. Какие задачи вы ставили перед собой, создавая его?

- В какой-то момент заметила, что авторская песня стремительно «стареет», а притока молодежи нет. При отсутствии интереса и поддержки со стороны государства это могло иметь крайне негативные последствия. Данную проблему и решал «Солнечный зайчик». Я задумала этот фестиваль как обучающий, а целью поставила создание молодежного движения авторской песни в стране. Так родилась идея фестиваля-мастерской. Такого формата фестиваля в стране не было - и мы сразу же получили всеукраинский статус.

 

На сегодняшний день «Солнечный зайчик» стал своеобразным методическим и обучающим центром с комплексом профильных и прикладных мастер-классов и мощной театральной составляющей. В нем участвуют коллективы от Славянска и Бахмута до Ивано-Франковска и Львова. Такая модель объединения страны! Наш театр является одним из организаторов фестиваля.

Проведение «Солнечного зайчика-2020» стало непростым, но очень полезным опытом. Ввиду карантинных ограничений мы провели его в режиме трехдневной Zoom-конференции. Получилось настолько удачно, что мы придумали проект «В созвездии «Солнечного зайчика»: ежемесячные молодежные Zoom-встречи, которые готовят сами ребята. К коллективам Украины присоединились молодые исполнители из Германии и Франции. Летом мы предложили другой формат общения – встречи с интересными людьми в программе «Диалоги мастеров». Нашими гостями были Дмитрий Долгов и автор многих хитов – знаменитая Любаша, наша землячка Татьяна Залужная, которая свой творческий путь начинала с авторской песни.

 

-Карантин сильно ударил по всем творческим людям, лишив их возможности вживую общаться с публикой. Однако Театр поэтической песни нашел выход из положения – в последнее время активно работает в социальных сетях.

- Авторская песня – это культурный феномен, который объединяет поколения и отличается необыкновенной выносливостью и живучестью. В годы притеснений со стороны государства она «ушла» на лесные поляны и на кухни, а сейчас – в Zoom. Сейчас в Интернете сформировалось множество интересных структур: Всемирный клуб авторской песни ТамЗа, Бард-Радио, Международная платформа «Споем вместе!» и другие. Настоящая народная дипломатия!

 

Есть возможность увидеть и услышать людей, которых никогда не смогли бы лицезреть в Запорожье. Очень подружились с Нью-Йоркским клубом авторской песни «Синий троллейбус». У них целый ряд интереснейших проектов, в которых мы участвуем. Например, передача «Пока звенит струна», которой занимается легендарный Александр Городницкий.

Недавно состоялся 1-й всемирный Интернет-конкурс авторов-исполнителей, финалистом которого стал наш Жан Селезнев. Впечатляют по своему масштабу всемирные бард-марафоны, когда песни звучат в прямом эфире буквально весь день. Мы участвовали в программах, посвященных Виктору Берковскому, Евгению Клячкину, Александру Вертинскому, имели честь выступать в одних проектах со многими знаковыми личностями (Татьяна Визбор, Вениамин Смехов, Юлий Ким и другие). А еще освоили создание клипов и видео-концертов.

 

- Елена, что в планах на будущее?

- Думаю, мы сможем адаптироваться к любым условиям и продолжим работать. Если говорить о более отдаленных по времени вещах, есть большие планы, касающиеся памятной доски на доме Берковского. Так как эта площадка полюбилась ценителям авторской песни, хотим, чтобы угол зданий, где она расположена, со временем стал саморазвивающимся концертно-театральным пространством. Необходимо оформить его так, чтобы оно стало единым комплексом с доской, куда можно было бы вносить имена людей, своим творчеством прославивших авторскую песню и поэзию в запорожском крае.

Также идет работа над созданием сборника украинских песен для детей и молодежи: в таком репертуаре сейчас существует большая потребность. А еще хочется подготовить сольный проект – в родном городе это удается нечасто. Одним словом, планов – громадье, но дорогу осилит идущий!

 

Олег ВАЛИК, фото из личного архива Елены АЛЕКСЕЕВОЙ

 

Источник Позиция