Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Петропавловский храм в Васильевке: загадки истории

Петропавловский храм в Васильевке: загадки истории

Категорія: Позиція » Статті » Регіон

Петропавловский храм в Васильевке: загадки истории Чем больше времени отделяет нас от какого-то события, тем сложнее человеку, заинтересовавшемуся им, определить: где сокрыта истина и что есть правда. По пришествие времени в памяти стираются события и лица, а людская молва добавляет детали, которые не имеют ничего общего с реальностью.


Особенно это касается событий, а точнее, их трактовок, несущих в себе определенную эмоциональную составляющую. Именно такая судьба постигла вопрос подлинного месторасположения храма в честь святых апостолов Петра и Павла в районном центре Запорожской области – городе Васильевке, который и по сей день остается дискуссионным.

 

Дела давно минувших дней

Из истории известно, что в 1839 году сооружение каменного храма над могилой супруга – генерала Павла Попова (сына первого владельца имения, ставшего впоследствии современной Васильевкой, а также генерала Василия Попова) начала княгиня Елена Попова (в девичестве – Эристави). В июне 1843 года храм был освящен как семейный храм Поповых. Он имел три предела – центральный, во имя апостолов Петра и Павла, и боковые – во имя святителя Василия Великого и праведных богоотец Иоакима и Анны.

 

В 1861 году, по случаю отмены крепостного права, княгиня Елена в торжественной обстановке подарила храм Васильевской общине. В склепе под ним покоился в саркофаге прах генерала Павла Попова, затем там же была похоронена сама Елена Александровна (†1882) и их сын Василий Попов (†1894), стараниями которого в 1889-1894 гг. в Васильевке был построен грандиозный дворцовый комплекс, известный сегодня как «Усадьба Попова». Очевидно, что здесь же нашла последний приют и его супруга Варвара Михайловна.

 

Многочисленные разрушительные катаклизмы XXвека, как и десятилетия богоборческой власти, сделали свое дело: Петропавловский храм вместе с церковным двором, хозяйственными постройками и кладбищем, где хоронили священнослужителей и именитых горожан, со временем стали достоянием истории. А воспоминания обо всем этом превратились в местные легенды.

 

Новая волна интереса к данной теме возникла на рубеже 1980-х–1990-х годов. Толчком к этому послужила публикация, появившаяся тогда в прессе. СССР пребывал на грани развала, поэтому все связанное с его историей воспринималось теперь совсем иначе. Не будем пересказывать содержание: с фактами, изложенными в статье, можно ознакомиться в Интернете. Отметим лишь, что сегодня они подвергаются специалистами обоснованному сомнению. Вопрос локализации исторического места церкви Петра и Павла по-прежнему остается открытым. Вполне возможно, что разгадать загадки истории помогут исследования, недавно проведенные сотрудниками Запорожского областного краеведческого музея. Рассказать о результатах проделанной работы мы попросили его директора Юрия Спицына.

 

Мифы и реальность

Петропавловский храм в Васильевке: загадки истории-В середине сентября нынешнего года мы получили письмо, подписанное городским головой Васильевки Сергеем Калиманом, с просьбой предоставить исторически обоснованные выводы по поводу места, где находился Петропавловский храм, - говорит Юрий Спицын. - Это обращение было связано с тем, что там, где, как утверждают, он находился, местная власть запланировала построить административное здание.

 

Наши специалисты исследовали множество документов, имеющих даже косвенное отношение к истории Петропавловского храма, которые хранятся в Государственном архиве Запорожской области. К сожалению, эти данные не содержат прямых адресных указаний и не дают возможности в точности установить, где именно располагался храм. Возможно, если бы мы сейчас имели доступ к документам, находящихся в архивах Крыма, то смогли бы узнать значительно больше. Ведь до революции Васильевская волость находилась в составе Таврической губернии, с центром в Симферополе.

 

Вместе с тем, даже те факты, которые удалось установить, свидетельствуют о неточности сведений известной статьи о храме в честь святых апостолов Петра и Павла, которую многие васильевцы принимают за истину, свято веря в то, что все было именно так, а не иначе.

 

Есть свидетельства, что в помещении храма начиная с 1928 года и вплоть до начала войны в 1941 году размещалась электростанция местного значения, а также водокачка и артель по производству безалкогольных напитков. Для нужд электростанции и водокачки были установлены мощные двигатели, которые работали на жидком топливе. Следовательно, распространенное утверждение о том, что склеп семейства Поповых, находившийся под храмом, будто бы был засыпан углем, - очередная городская легенда. Думаю, что к тому времени, когда там появились коммунхозовские объекты, уже не было никакого склепа: гробы с прахом Поповых, возможно, были вывезены, и где-то перезахоронены.

 

Безосновательны и утверждения о том, что во исполнение секретного постановления ЦК КПСС«О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» от 7 июля 1954 года храм был полностью разрушен в 1956-м (хотя до этого оставался частично действующим), а на его фундаменте была сооружена летняя эстрада с танцплощадкой.

 

В архивных источниках сохранилось несколько актов обследования технического состояния помещения 1950-х годов, которые указывают, что снос старой церкви был продиктован, прежде всего, ее состоянием, несущим угрозу здоровью и жизни горожан, а также нецелесообразностью ее ремонта и дальнейшего содержания. Об этом же говорят и информационные сообщения уполномоченного по делам РПЦ при Запорожском облисполкоме некого Сидоренко, которые он отправлял вышестоящему начальству. В частности, из них мы узнаем о том, что еще в 1930 году с церковного здания был снят купол и разобрана колокольня. А уже в предвоенное время были разрушены кровельные конструкции.


24 декабря 1952 года исполком Запорожского областного совета депутатов трудящихся постановляет «разрешить исполкому Васильевского районного совета депутатов трудящихся аварийное здание разобрать и годные остатки материалов реализовать на строительство общественных построек», что и было сделано ориентировочно в 1954-м. То есть мы видим, что полуразрушенное здание храма демонтировалось постепенно, а не было уничтожено в одночасье. «На костях» танцплощадку также никто не строил. Потому что церковь находилась в другом месте, а не там, где ошибочно принято считать. Где именно? Это нам и предстояло выяснить! – говорит Юрий Спицын.

 

В поисках истины

Следующий этап продвижения к заветной цели музейщики начали с интервьюирования васильевских старожилов. Однако полученные сведения не принесли историкам ожидаемой пользы: во многом они оказались противоречивы. Исследователям так и не удалось в точности установить, как по отношению к сторонам света располагался сам храм, а также притворы и алтарь.

 

Вспомнили и о схеме церковной территории и кладбища при Петропавловской церкви, которую - со слов коренной жительницы Васильевки Анастасии Сергеевой 1906 года рождения - нарисовал в свое время известный краевед, бывший директор музея-заповедника «Усадьба Попова» Владимир Мешков (ныне покойный). Но и у этого документа есть один существенный изъян: он нарисован без конкретной привязки к местности.

 

- Учитывая данные обстоятельства, мы решили выполнить аналитическую работу с картографическими материалами. Для этого была взята трехверстная Военно-топографическая карта Российской империи, составленная в 1846-1863 гг. под руководством генералов Ф.Ф. Шуберта и П.А. Тучкова, а также карты Генштаба Вооруженных Сил СССР 1988 года. На карте Шуберта/Тучкова месторасположение Петропавловской церкви указано максимально точно. C помощью сервиса Google Maps мы перевели систему координат середины XIX века в современную, и, сопоставив карты, вычислили точку нахождения храма. Далее, применив спутниковую навигацию, определили ее на местности.

 

Чтобы окончательно убедиться в правильности полученных данных, нашли на карте реперные точки, которые по определению не могли существенно измениться за прошедшее время – это курганы и курганные группы, которых вокруг Васильевки разбросано достаточно много. Проверили их по той же методике, что и в первом случае, и результаты совпали до метра!

В конечном итоге мы увидели, что найденная нами точка не совпадает с тем местом, где, согласно бытующему мнению, находился Петропавловский храм. Причем расхождение весьма существенное – около 200-300 метров. Если говорить применительно к реалиям современной Васильевки, этот участок находится южнее городского парка по ул. Соборной, в районе Центрального рынка, - отметил Юрий Спицын. По его словам, в пользу того, что найденное музейщиками место является истинным местом расположения храма, свидетельствует и целый ряд косвенных аргументов.

 

- За очень редким исключением храм всегда строился на самой высокой точке населенного пункта. По геодезии и картографии, а также снимкам Google Earth, наше место является самой высокой точкой Васильевки. Не менее важно и то, что по церковным канонам алтарная часть храма должна смотреть только на восток. В нашем случае это именно так. Нельзя не вспомнить и о кладбище, которое существовало при церкви. Есть множество свидетельств достаточно молодых людей, которым сейчас за 40 лет, что в 1980-е годы, во время высокоэтажной застройки города, примерно в этом районе очень часто находили гробы и останки людей. Этот момент полностью согласуется со схемой Владимира Мешкова.

 

Наряду с этим есть и самый веский аргумент. Когда в рамках запланированного городской властью Васильевки строительства на месте вероятного размещения храма, которое обозначили авторы «открытия» начала 1990-х, выкопали котлован, то абсолютно ничего, что представляло бы историческую ценность, там не нашли: ни фундамента или его фрагментов, ни подземных помещений. Только три ямы с мусором, относящимся максимум к середине XX века, а еще большое количество стеклянной тары из-под парфюмерии, скорее всего оставшейся от парикмахерской, функционировавшей где-то неподалеку, - отметил Юрий Спицын.

 

Подводя итог, директор Запорожского областного краеведческого музея констатирует: «Проведенные нами исследования дали определенные результаты. Однако однозначного подтверждения наших изысканий на сегодняшний день нет. Чтобы закрыть вопрос, необходимо провести георадарную разведку территории, а также археологические обследования. Тем более что на сегодняшний день местоположение церкви, которое определили мы, полностью не застроено. А значит, есть надежда, что если все сложится благополучно, еще одной загадкой в истории запорожского края станет меньше, а бушующие не один год страсти, наконец-то улягутся.

 

Да, сегодня в Васильевке есть действующий храм во имя святых апостолов Петра и Павла, который находится в помещении бывшей земской школы, построенной еще при Поповых. Но если результаты наших исследований получат материальное подтверждение, и реальное место, где находилась старый Петропавловский храм, будет окончательно установлено, оно однозначно должно быть увековечено для потомков, - говорит Юрий Спицын.

 

В тему

 

Навстречу 100-летию

21 декабря Запорожский областной краеведческий музей отметит 100-летний юбилей. О том, как планируется отметить знаковое событие, сообщил директор учреждения Юрий Спицын.

 

- Точной даты создания музея мы, к сожалению, не знаем. Сохранилась зарплатная ведомостьоснователя и первого директора Якова Новицкого, датированная декабрем 1921 года. Чтобы получить заработную плату в декабре, он должен был как минимум весь ноябрь проработать на своем посту. То есть, предположительно, в ноябре-декабре музей уже существовал. Поскольку именно в декабре у нас складывается достаточно интересная цифрология – 21.12.21, приняли решение, что отмечать столетие будем 21 декабря.

 

100 лет по меркам истории – не так уж и много, но для музея такая цифра – веха. Поэтому мы серьезно готовимся к предстоящему празднику. Так, например, в рамках официальных мероприятий запланирован тематический ретро-концерт, который обещает быть очень интересным. Его подготовкой занимается художественный руководитель культурного проекта «BozhenArt», заслуженная артистка Украины Ольга Беженарь.

 

В музее сохранились афиши концертов, которые проходили в нашем городе в 1921 году. В разное время здесь выступали самые яркие звезды той эпохи: Федор Шаляпин, Леонид Утесов и многие другие. Произведения из их репертуара составили программу данного концерта. Запорожцы услышат эти произведения в исполнении современных артистов. Помимо этого, будут проведены круглые столы и встречи на различную научную тематику. Для участия в них мы намерены пригласить наших коллег-музейщиков со всех уголков Украины.

 

Владимир БУТ, фото Олега ВАЛИКА и из открытых источников

 

Источник Позиция