Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Децентрализация Украины откладывается?

Децентрализация Украины откладывается?

Категорія: Позиція » Статті » Політика

Децентрализация Украины откладывается? В конце ноября спикер Верховной Рады Руслан Стефанчук объявил, что работа над изменениями в Конституцию в части децентрализации находится на завершающей стадии. И уже в декабре украинский парламент возьмется за «отшлифовку» документа, дабы в начале 2022 года у народных депутатов была возможность проголосовать за поправки. Но что конкретно предполагается изменить в Основном Законе?


 

Принципы работы местного самоуправления хотят основательно переиначить уже давно. Помнится, еще пятый президент Украины Петр Порошенко в 2015 году утверждал, что реформа идет полным ходом, а остановить ее никому не удастся. Дескать, хватит назначать руководителей территорий из Киева – пусть местные сами выбирают себе «вожаков». В общем, вся власть – советам, исполкомам и громадам. Сменились главы государств, правительства, парламенты – а воз децентрализации и ныне там.

 

В 2019-м, еще на заре своего президентства, Владимир Зеленский в своем законопроекте вернулся к этой подзабытой теме и попытался сдвинуть ее с мертвой точки. Но наткнулся на противостояние со стороны местных элит, не согласившихся с рядом положений, и документ в итоге «завернули». И вот теперь, спустя два года доработок, в Верховную Раду вносят новый документ касательно «децентрализационных» изменений в Конституцию.

 

В принципе, модель административно-территориального устройства, включающая громады, уезды вместо районов, области и автономную республику Крым – не нова. ОТГ в предлагаемой концепции все так же является основой самоуправления и первичной единицей в системе административно-территориального устройства. Община получит право свободно решать вопросы местного значения, которые государство не передаст в компетенцию других органов, а также распоряжаться своей казной.

 

Куда интереснее выглядят следующие предлагаемые изменения. Облгосадминистрации власть намерена ликвидировать как «пережиток прошлого», а их место займут исполнительные комитеты, которые будут формироваться областными советами. Вроде бы и неплохая идея на первый взгляд, но как это получится на практике, представить сложно. Кого будут делегировать в исполкомы, каковы будут их функции и полномочия? Опять же, планируется ли создавать аналогичные органы в уездных (районных) советах, если они сохранятся? Словом, вопросов остается масса.

 

Однако, пожалуй, главным новшеством является институт префектуры. Из-за этого пункта были ожесточенные споры и во времена Петра Порошенко, и при рассмотрении законопроекта Владимира Зеленского. В его версии префектов (чиновников, следящих за законностью актов местного самоуправления) нужно было назначать указом главы государства по представлению правительства. Планировалось, что гарант мог бы блокировать решения местных органов власти, если префект усматривал в них признаки незаконности, и на основании этого даже распускать их через суд в Киеве. Норма, естественно, не прошла – где же тут децентрализация, когда столица «хозяйничает»?

 

Нынешняя формулировка относительно деятельности и полномочий префектов подкорректирована. Они остаются представителями исполнительной власти в регионах, но лишаются права напрямую обращаться к президенту с представлением о приостановке действия актов местного самоуправления, хотя могут оспаривать их в Конституционном суде. Такое же право имеет и сам глава государства. Кто будет назначать префектов, кому они будут подчиняться? Есть два варианта: или президент по представлению Кабинета министров, или же одно лишь правительство будет выступать контролирующим органом для этой категории чиновников.

 

В любом случае, парламентское большинство, как уже было сказано выше, намерено «шлифовать» изменения в Конституцию до упора, чтобы комар носа не подточил и разногласий по ним был как можно меньше. Потому как если снова пойдет «правочный спам», децентрализация в Украине затянется на неопределенный срок.

 

В то же время далеко не все ясно с тем, хватит ли у парламента голосов для поддержки предлагаемых изменений? По ним предстоит три голосования, причем в ходе последнего должно быть набрано не менее 300 «за» - все-таки речь идет о правках в Конституцию. Неловкий момент: с этим у власти большие проблемы. «Монобольшинство» в Верховной Раде уже не такое стойкое и монолитное, как было ранее, когда «Слуге народа» не нужна была поддержка других фракций в сессионном зале. Сейчас все обстоит несколько иначе, а дадут ли свои голоса за реформу представители иных политических сил (особенно явно оппозиционных), неизвестно. При том, что формулировки правок в Основной Закон выписаны еще не до конца.

 

То есть не исключено, что надежды власти на рассмотрение изменений в Конституцию в части децентрализации в январе-феврале 2022 года – не более чем «хотелки» и предварительное зондирование почвы для понимания ситуации. Вполне возможно даже, что ставить точку в этой реформе предстоит уже следующему созыву Верховной Рады – по крайней мере, политические аналитики такой вариант со счетов не сбрасывают. А это значит, что с передачей власти на места эпопея не закончена – вокруг нее наверняка будет сломано еще немало копий... Тем более что и финансирование так называемых самостоятельных громад центральная власть по-прежнему держит на коротком поводке.

 

Источник Позиция