Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Провальные проекты украинской власти: крах на фиаско

Провальные проекты украинской власти: крах на фиаско

Категорія: Позиція » Статті » Політика

Провальные проекты украинской власти: крах на фиаско За годы независимости украинская власть затевала великое множество самых разнообразных проектов, которые могли бы стать показателем состоятельности нашей страны. Какие-то из них действительно были внедрены, но большинству суждено было остаться либо под сукном, либо с треском провалиться, либо «загнуться» еще до старта. А над какими-то моментами государство даже толком не задумывалось. В результате проигрывало и оно, и граждане.


С другой стороны, а чего еще было ожидать, если власть согласовывало миллиардные контракты с лыжными инструкторами, как это было в 2012 году при подписании бумаг на строительство терминала сжиженного газа? Впрочем, эта история, скорее, курьезная на фоне остальных, где Украина вполне могла бы проявить себя с лучшей стороны. Не будем копаться в глубоких дебрях – пройдемся по основным провальным проектам последнего десятилетия.

 

По шпалам с натугой

Пожалуй, большинство из них касается развития транспортной инфраструктуры. Например, уже основательно подзабытый многими проект крупного глубоководного морского порта в Крыму. В 2013 году стало известно, что китайские инвесторы готовы вложить в него около 3 миллиардов долларов. Власть раструбила о «мегапорте» как о своей будущей победе, но не тут-то было.

 

Во-первых, заявленная расчетная мощность объекта всего в 140 миллионов тонн в год не гарантировала загрузки украинских портов. Во-вторых, железнодорожная сеть Крыма не выдержала бы даже такой небольшой нагрузки. А денег на ее развитие по всей Украине и сегодня не наблюдается. В общем, когда власти все это доходчиво объяснили, она о данном «мегапроекте» больше даже не заикалась.

 

Повеселил украинскую общественность в феврале 2018 года на тот момент министр инфраструктуры Владимир Омелян, когда заявил о намерении Украины подключиться к глобальному проекту «Гиперлуп» (это транспортная система, состоящая из стальных труб, внутри которых со скоростью свыше 600 км/ч перемещается поезд - герметичная капсула на воздушной подушке). Следующее правительство совершенно логично категорически отвергло возможность Украины участвовать в этом проекте: вроде как все равно не осилим, а популизмом заниматься не нужно.

 

Осенью 2020 года теперь уже экс-вице-премьер Олег Уруский заявил: «Я был бы счастлив, чтобы мы хотя бы имели скоростную железную дорогу, как во Франции, где поезд едет со скоростью 350 км/час. Но нам необходимо около 40 миллиардов долларов, чтобы построить новые пути под такой транспорт».

 

Также год назад председатель правления АО «Укрзализныця» Владимир Жмак (тоже бывший - быстро же у нас руководящие кадры сменяются!) заявил, что в компании рассматривают амбициозный проект скоростного движения поездов со скоростью порядка 300-350 км/ч – с привлечением инвесторов со стороны. Хотя еще в 2019 году в «Укрзализнице» считали, что инвестировать в поезда, двигающиеся со скоростью 250 км/ч и выше, пока нецелесообразно. Да и просто опасно в украинских реалиях.

 

А целесообразно ли существование самого предприятия, если 2020-й она закончила с чистым убытком в 12 миллиардов гривен, а практически вся железнодорожная инфраструктура с каждым годом «убивается» все сильнее?

 

«Воздух и вода» - сами по себе?

Не все в порядке и с отечественной авиацией. ПОЗИЦИЯ уже писала о том, что Верховная Рада выделила из госбюджета-2021 0,5 млрд грн на формирование уставного капитала национального авиаперевозчика. При этом правительство намерено купить или взять в лизинг 22 самолета не у государственного предприятия «Антонов», а у Airbus, хотя первоначально приоритетным назывался именно первый вариант.

 

А в 2018 году Украина приобрела у Airbus Helicopters вертолеты для Госпогранслужбы, Нацполиции и Нацгвардии, получив 475 миллионов евро кредита на их закупку у французского поставщика. Погодите, а как же национальный производитель? Его самому себе предоставят, в державной поддержке он не нуждается? Впрочем, данная отрасль и раньше государством не слишком была обласкана. Во всем мире предпочтение отдают своему, а у нас – логика на нуле.

 

Кстати, а что там происходит с отечественным водным транспортом? О нем мы уже практически напрочь забыли. За годы независимости водные перевозки в Украине сократились в пять раз, хотя речной транспорт в мире считается одним из наиболее дешевых. Впрочем, в конце 2020 года был принят закон «О внутреннем водном транспорте», который призван дать отрасли второе дыхание. Но вступит он в силу только в 2022-м, да и противников у содержания документа хватает. Так что еще непонятно, заработает ли наша «вода» хоть когда-нибудь.

 

Отрезанный ломоть

Постоянные проблемы были в Украине с машиностроением и оборонной промышленностью. Первое, ранее остро заточенное на сотрудничество с Россией, в 2014 году потеряло этот рынок, да и внутренний заметно просел. А ведь потенциал у нашей «машинки» все еще отменный! Просто государство мало занималось этим вопросом, предпочитая сотрудничать (опять!) с зарубежными компаниями. Видимо, рассчитывалось по каким-то старым долгам с западными «партнерами»?


То же вагоностроение в Украине в последние годы упало не просто в разы, а в десятки раз. Знаменитый Крюковский вагонзавод, например, является единственным на постсоветском пространстве предприятием с налаженным производством двух видов вагонов – пассажирских и грузовых. В 2012 году компания продала более 11 000 вагонов, заработав рекордные 100 миллионов долларов. Потом – как отрезало. В частности, еще и потому, что государство десятилетиями не списывало в утиль старые вагоны и не заказывало предприятию новые. Вот и весь, так сказать, «секрет успеха». Кстати, многие заводы этой отрасли вообще уже «отмучились».

 

А харьковский «Турбоатом» – одно из крупнейших предприятий мира по проектированию и производству турбинного оборудования для гидро-, тепловых и атомных электростанций? Увы, он также годами работал не на полную мощность в силу того, что государству (владельцу 75% акций предприятия) на него было, скажем так, все равно. А турбогенераторы по-прежнему востребованы на планете, да и в Украине тоже. К слову, совсем недавно «Турбоатом» и АО «Завод «Электротяжмаш» объединились в АО «Укрэнергомашины», но вот что это даст?

 

Самые крупные и стратегически важные предприятия отечественной оборонки объединены в госконцерн «Укроборонпром». Казалось бы, воюющей стране в это направление нужно вкладывать силы и средства по максимуму, но пока все далеко не так. К примеру, ранее на предприятии «Зоря-Машпроект» создавали двигатели для военных кораблей, теперь же мы закупаем плавучую рухлядь за рубежом вместо того, чтобы возродить свое судостроение.

 

А наша запорожская «Искра»? Комплекс разрабатывает новые высокотехнологические и радары и сопутствующее оборудование. Тут военный госзаказ должен присутствовать в полной мере и даже больше! Но, как и на многих других предприятиях оборонки, все не слава богу.

 

Космическое «торможение»

Этой осенью правительство одобрило Государственную космическую программу Украины до 2025 года, которой предусмотрено финансирование отрасли в 40 миллиардов гривен. Целями являются осуществление космической деятельности в интересах национальной безопасности и обороны. Власть также планирует строить космические системы наблюдения и их составляющие,

создавать ракетно-космическую технику и т.д.

 

Отметим, что в 1991 года предприятия отрасли участвовали в создании новых космических ракетных комплексов, разгонных блоков для грузовых ракет в проектах NASAи Европейского Союза, разрабатывали космические аппараты. Но неспециалисты в связке «Украина - космос» вспомнят лишь 1997 год, когда Леонид Каденюк совершил полет на американском космическом корабле-шаттле «Колумбия».

 

Потому что на это направление, то есть освоение космоса, тратятся мизерные суммы – если сравнивать даже со странами среднего достатка. Совершенно очевидно, что в таких условиях Украина будет на задворках. Как, впрочем, и в других отраслях, даже при хорошо сохранившемся потенциале.


Приватный «танец»

Темпы продажи госсобственности в нашей стране были невысокими практически всегда – разве что «Криворожсталь» в 2005 году «выстрелила» почти на 5 миллиардов долларов (но это ж когда было-то?). С тех пор приватизация в Украине хромала на обе ноги – Фонд госимущества регулярно срывал годовые планы по ее реализации. Да и в нынешний период истории, уже при новой власти, ничего не изменилось.

 

Согласно плану Министерства экономики, в 2019-2021 годах в Украине должно быть выставлено на приватизацию 975 государственных предприятий. Однако по итогам 2019-го план был выполнен на жалкие 3,1% - в госбюджет от продажи имущества поступило 536,5 млн грн. Крупные объекты, годами остающиеся в списке, никто брать не хочет, малая приватизация тоже не приносит тех денег, которых от нее ожидают.

 

Потому что законодательство у нас выписано так, что правила игры для всех разные. Плюс коррупция разгуливает, как ни в чем ни бывало. Кому интересно вкладывать деньги в проекты, если есть большой риск потерять инвестиции? В общем, в этом пункте пока срабатываем со знаком минус. И есть подозрение, что это надолго.

 

В заключение

На самом деле все выше изложенное – это лишь верхушка айсберга. Допустим, о газотранспортной системе Украины ПОЗИЦИЯ писала множество раз, это отдельная тема относительно провалов власти (а сколько их было!). А ведь есть еще многострадальное, кое-как выживающее здравоохранение, сверстанная по западным лекалам система образования, возрастающий год от года отток мозгов и рабочей силы за границу, недостаточное развитие культуры, вызывающая ужас экология с вырубкой лесов и загрязнением рек. Да много тем...

 

Кстати, и действующая власть мало того что повторяет «подвиги» предшественников, еще и свои к истории Украины «подшивает». Объявили налоговую амнистию в надежде «потрясти» соотечественников – трюк не прошел. Снова легализовали игорный бизнес, так он на ноябрь 2021 года в государственный бюджет принес лишь 18% от запланированного дохода - 1,34 миллиарда гривен. Третируют население введением накопительной пенсионной системы и другими страшилками. Но - то ли еще будет. На лучшее приходится только надеяться...

 

Максим КОРОБЕЦ
 
Источник Позиция