Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Локализация машиностроения в Украине: прогнулись под Запад

Локализация машиностроения в Украине: прогнулись под Запад

Категорія: Позиція » Статті » Економіка

Локализация машиностроения в Украине: прогнулись под Запад На прошлой неделе Верховная Рада во втором чтении приняла законопроект №3739 о внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках», которым предусматривается так называемая локализация при публичных закупках продукции машиностроения. За документ проголосовали 323 народных депутата.


Что такое локализация простыми словами? Это доступ иностранного производителя на свой внутренний рынок, но с условием – разместить часть заказов в процентном соотношении на местных предприятиях. Инструмент этот используется во многих странах мира. В Украине данный законопроект обсуждали около полутора лет, а парламент долго взвешивал все «за» и «против», прежде чем окончательно проголосовать за локализацию. Все потому, что слишком уж много подводных камней содержалось в этой инициативе.

 

И они были настолько существенными, что между первым и вторым чтениями законопроект претерпел радикальные изменения. Изначально предлагалось, что локализация машиностроения в Украине на первом этапе составит 25-40% с последующим увеличением в 2024 году. Однако выяснилось, что такой подход-де идет вразрез с теми обязательствами, которые взяла на себя наша страна, подписывая Соглашение об ассоциации с ЕС и договор о вхождении во Всемирную торговую организацию. И США подоспели, обвинив Киев в том, что тот не придерживается ранее оговоренных условий.

 

Кроме того, авторы законопроекта утверждали, что введение требования по локализации целого спектра товаров в размере 25-40% могло привести к фактическому запрету на ввоз в Украину целого ряда товаров. А это могло обойтись в минус 0,5% ВВП ежегодно вместо ожидаемого дополнительного роста на 4%. «Мне очень странно, что в необходимости содействия нашей промышленности приходится убеждать украинских политиков», - отмечал заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам экономического развития Дмитрий Кисилевский.

 

В общем, ко второму чтению законопроекта нашу власть таки дожали: из документа были выведены неугодные западным партнерам нормы. А еще - товары и услуги, изготовленные в странах, с которыми Украина заключила международные договоры о государственных закупках.

 

В конечном итоге закон выписали следующим образом: с 2022 года и сроком на 10 лет он обязывает государственные учреждения и предприятия при публичных закупках соблюдать определенную долю украинских составляющих в предмете закупки стоимостью свыше 200 тысяч гривен. В первый год действия закона наша доля в товарах должна составлять не 25-40%, а всего 10%. Степень локализации, то есть соотношение украинских составляющих в удельном весе стоимости товара, будет расти каждый год на 5% - до 2028-го, когда достигнет 40%.

 

В закон также внесли норму о том, что требование по локализации при госзакупках не распространяется на товары из стран-членов Соглашения о госзакупках GPA. В настоящее время оно охватывает 48 государств, в том числе США и все страны ЕС. Из традиционных наших торговых партнеров к договору не присоединились только Китай, Турция и Беларусь.

 

- Государственные заказчики каждый год тратят до 600 млрд грн, из которых 250 млрд отправлялись за рубеж в качестве оплаты товары, работы и услуги. А поскольку в ряде отраслей будут повышаться требования к локализации, эти средства смогут оставаться в нашей стране, - говорит вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Денис Красников. Да, но почему начали с 10%, а не сразу с 25-30%, вот в чем вопрос!

 

Кроме того, все может повернуться не совсем так, как рассчитывает власть. «Допустим, иностранные компании могут, если мы говорим о машиностроении, просто прикрутить у нас колеса – и это будут те же 10%. Далее идет очень медленное наращивание кумулятивного эффекта. И даже если мы достигнем максимального размера в 40% локализации, этого тоже мало», – подчеркивает финансовый эксперт и экономист Алексей Кущ. Также, по его словам, появляется инструмент для лоббизма и коррупции. К примеру, уровень локализации могут повысить для отрасли, хозяева которой лояльны к действующей власти, а «оппозиционные» останутся не у дел.

 

Но в общем и целом конкурентные преимущества в Украине в условиях локализации получат именно зарубежные компании – это очевидно. И именно поэтому Запад так активно лоббировал именно принятый вариант закона. Конечно, кое-что перепадет и нам, но это – крохи с барского стола. К тому же, пока не до конца понятно, по каким критериям «пришельцы» будут отбирать площадки для локализации и готов ли к этому украинский бизнес в принципе.

 

Грубо говоря, наша власть снова прогнулась под «хотелки» заокеанских и европейских «друзей». Украинская экономика от этого кое-что выиграет, но выгода могла быть существенно большей. Просто мы привыкли идти на вынужденные уступки тем, кто сильнее. И кому мы, собственно, должны по жизни.

 

В тему

Ратифицированное Вашингтоном соглашение о госзакупках США в рамках ВТО предусматривает ограничения на импорт продукции на американский рынок. В Евросоюзе требования локализации определяются в особых условиях публичных закупок: Шосзаказчик может отклонять предложения, если более 50% составляющих стоимости товара или услуги не будет европейского происхождения. Доля импортируемой продукции машиностроения в госзакупках США – только 4-5%, в ЕС – 10-12%. Украина же за 2016-2020 гг. приобрела продукции на 62 млрд грн, 47% из которых пришлось на товары иностранного производства.

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция