Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Юрий СПИЦЫН: «Задача музея - удивлять и вызывать живую эмоцию»

Юрий СПИЦЫН: «Задача музея - удивлять и вызывать живую эмоцию»

Категорія: Позиція » Статті » Регіон

Юрий СПИЦЫН: «Задача музея - удивлять и вызывать живую эмоцию» Принято считать, что Запорожье - исконно промышленный город, в котором прекрасному, то есть культуре и искусству, находится не так много места в повседневной жизни. Но так ли это на самом деле или вопрос больше в стереотипах? Об этом мы говорим с гостем ПОЗИЦИИ - директором Запорожского областного краеведческого музея Юрием СПИЦЫНЫМ.


- Не буду спорить, что в мегаполисах - Киеве, Харькове, Днепре, Одессе - культура находится на более высоком уровне, она более массовая и привлекательная, - отмечает Юрий Павлович. - Но это вовсе не означает, что Запорожье в данном отношении прозябает на задворках. На самом деле наш город является настолько же культурным центром Украины, сколько и промышленным. Хотя нужно понимать, что до 1991 года у нас было сосредоточено более 130 предприятий союзного значения, и это накладывало отпечаток на быт земляков, их воззрения, формирование отношения к культуре.

 

Вместе с тем, многие творческие личности, посещавшие наш город, всегда отмечали очень теплое отношение со стороны публики. Этот тот самый запорожский дух, который существует по сегодняшний день. Поэтому в меру сил и возможностей стараемся разрушать стереотипы и доказывать, что наш край богат культурными традициями и начинаниями.

 

- И какая же сфера, на ваш взгляд, наиболее востребована сейчас?

- Я бы не стал выделять какое-либо конкретное направление: культура в Запорожье популярна вне зависимости от жанра. И развивали ее во все времена профессионалы, которые прославляли свой регион и страну. На этом этапе, то есть в эпоху расцвета информационных технологий, культурологи утверждают, что востребованной становится живая эмоция. Соответственно, любой проект с необходимым «зарядом» будет пользоваться популярностью в массах.

 

- Областной краеведческий музей следует за новыми веяниями?

- Конечно, иначе нам пришлось бы тяжело конкурировать с другими сферами культуры. В этом контексте тоже пытаемся формировать свои подходы - и наряду с «родной» своей функцией организовываем мероприятия с привлечением знаковых личностей не только из Запорожья. Например, проект «Арт-музей» реализовываем с нашей прославленной бандуристкой Ольгой Беженарь. В музее есть прекрасный зал, само наличие которого располагает к таким перформансам, нестандартным и оригинальным решениям.

 

Уже провели 6 или 7 концертов вокально-музыкальной направленности, ведем переговоры о сотрудничестве с днепровским театром одного актера «Крик», с руководством Запорожского академического областного театра кукол обсуждаем подготовку репертуара на музейную, историческую, краеведческую тематику. В общем, стараемся соединить свой потенциал с достижениями культуры из других сфер.

 

- То есть открыты для экспериментов?

- Вне всяких сомнений! Ведь музей - уникальная локация, а не только выставки и экспонаты. В конце 2021 года мы отмечали свое столетие и провели замечательный концерт, в котором были использованы произведения, так или иначе связанные с жителями запорожского региона. Вспоминали о Леониде Утесове, часть жизни которого связана с Запорожьем, нашем земляке - знаменитом джазмене Александре Цфасмане и многих других. Кстати, вот интересная история: в прошлом веке была популярна певица и театральная актриса Эльга Аронц, уроженка Мелитополя. И в начале 1940-х годов она увела из семьи Владимира Высоцкого - деда легендарного барда. А ведь не все знают об этой его «семейной связи» с Запорожьем...

 

- Карантинные ограничения существенно мешают реализации новых проектов?

- Конечно, ведь музею хочется и, главное, «можется» развернуться шире! В то же время практически каждый месяц у нас открываются новые выставки за счет музейных фондов, есть посетители в небольшой картинной галерее - ее создали в прошлом году своими силами. Кроме того, уже стало традицией привлекать к участию в экспозициях местных фанатов краеведения и коллекционеров. С их помощью в прошлом году провели выставку пивоварения, сейчас работает выставка минералов из музейных запасников и личной коллекции Александра Еременко. Казалось бы, обычные камешки, но для гостей - нечто новое, а то и вовсе откровение.

 

Вообще в музееведении есть правило «трех К»: коммуникация, координация и кооперация. Самостоятельно функционировать одному учреждению при всем многообразии фондов непросто, поэтому важно наладить сотрудничество с коллегами из других музеев и галерей, работать с коллекционерами. Например, уже третий год я вынашиваю идею сделать выставку греческой скульптуры из Одесского музея археологии. Предварительная договоренность имеется, но есть также много организационных и финансовых нюансов.

 

Однако такая выставка наверняка произвела бы фурор в Запорожье. Не так давно общались с директорами музеев из других областей Украины – и родилась идея сделать ее переходящей. Кстати, мы сами нередко радуем жителей других регионов страны экспонатами из своих запасников. Плюс выходим на международный уровень - сейчас некоторые экспонаты из Запорожского областного краеведческого музея находятся на выставке в Дании.

 

- Юрий Павлович, любой музей - это еще и научно-практические изыскания...

- Тем он и интересен, что сочетает в себе разные направления деятельности. Хотя, признаться, до научной пока руки не очень доходят, но на то есть объективные причины. Сами понимаете, что современная молодежь не рвется в музейное дело из-за низкой зарплаты. Жить впроголодь, чтобы решать научные задачи, готовы немногие альтруисты. Но есть и те, кто помимо основной трудовой деятельности уделяет время музейной работе и краеведению, делая их своим хобби.

 

Часто приходится решать задачи, связанные с охраной объектов культурного наследия. В Запорожской области есть хороший фонд архивных документов - это целый пласт деятельности музея. Как результат - обновление постоянно действующих экспозиций. Вот еще пример: оказывается, в запасниках нашего музея с 1970-х годов хранилась уникальная по мировым меркам коллекция китайской керамики XIV-XV веков. Ее значимость ранее недооценивали, но сейчас аналоги таких экспонатов на мировых аукционах стоят около полумиллиона долларов!

 

Разумеется, для учреждений культуры самая больная тема – финансирование. Отмечу, что ни один музей в мире не является прибыльным, они живут на дотации или за спонсорские деньги. Наш - за счет средств областного бюджета. Их достаточно для того, чтобы музей банально не закрылся. Прежде всего, есть проблемы с кадровым обеспечением: вместо 110 человек в штате музея числятся всего 55. И это на 110 тысяч единиц экспонатов! А 5000 кв.м. площади и 10 км коммуникаций обслуживает... электрик на полставки.

 

Вместе с тем, в юбилейном для нас 2021 году Запорожский областной совет профинансировал проектные работы по реставрации фасада музея, его кровли и фундамента. Также надеемся, что попадем в программу «Большое строительство», получим новый импульс для развития. И докажем, что музей - это место, которое способно удивлять своих гостей постоянно.

 

Александра РОМАНОВА

 

Источник Позиция