Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Украина может остаться без топлива

Украина может остаться без топлива

Категорія: Позиція » Статті » Економіка

Украина может остаться без топлива Топливный рынок Украины уже не первый месяц обдает горячим дыханием надвигающийся кризис. Цены на бензин и дизель шокируют автолюбителей и вообще причастных к транспортной отрасли, а когда они буквально еженедельно скачут на глазах, вообще тоскливо становится. Особенно на фоне «дружеских» заявлений Беларуси о возможном прекращении поставок горючего в нашу страну.

Проблема в том, что именно она и Россия являются главными топливными «донорами» Украины. В 2021 году эти государства поставили нам более 60% от всего рынка дизеля, а также порядка 45% бензина. И если в один момент кран перекроют, реально окажемся на грани коллапса. Причем произойти это может уже в марте. В связи с этим некоторые украинцы стараются запастись топливом впрок, чтобы потом не кусать локти от его дефицита или заоблачных цен.

 

В данный момент стоимость горючего на АЗС выросла до рекордных показателей. Наиболее популярная марка бензина - А-95 - сегодня в среднем продается по 35 гривен за литр. Ненамного отстает и дизельное топливо - 34 гривны. В последний раз такие ценники мы видели, если не изменяет память, осенью 2018 года, когда гривна в очередной раз рухнула, и стоимость горючего за пару месяцев взлетела в целом примерно на пять гривен. С конца декабря 2021-го А-95 подорожал на 11,56% (3,76 грн/л), дизель - на 12,25% (3,6 грн/л). И хотя аналогичная ситуация с ростом стоимости топлива наблюдается во всем мире, нам своя «рубашка» намного интереснее.

 

Разумеется, главная проблема для Украины состоит в том, что она категорически зависима от импорта нефтепродуктов. Чтобы не допустить паники на этом рынке, наше правительство в мае прошлого года отнесло бензин и дизель к категории социально значимых товаров, и попутно ввело государственное регулирование цен на горючее. Кроме того, на период карантина АЗС могут устанавливать ограниченную наценку на свои основные товары: не более 7 гривен на дизтопливо и 5 гривен на бензин. Таким образом, д/т не может стоить более 35,3 грн/л, а бензин - 35,84 грн/л. То есть даже не теоретически, а практически цена на них может увеличиться на вполне законных основаниях, хоть и ненамного.

 

Подорожание топлива может нанести мощный удар по национальной экономике, поэтому Кабмином разрабатывается механизм адекватного реагирования.

 

- Очень быстрыми темпами растут цены на нефть на мировых рынках, а следом за ними повышается стоимость бензина и дизеля в Украине. Мы сейчас готовим комплексный план для того, чтобы стабилизировать ситуацию, - заявила первый вице-премьер-министр Украины, министр экономики Юлия Свириденко. При этом не пояснив, в чем именно эти шаги будут заключаться. Хотя, зная нашу исполнительную власть, можно предположить, что речь идет о новом государственном вмешательстве в этот рынок. Но в целом это проблемы все равно не решит.

 

- На фоне происходящего с топливом свой вариант выхода из ситуации внедряют поляки. Тамошнее правительство снизило акциз на горючее, убрало налог с розничных продаж, но самое главное - уменьшило НДС на топливо с 23% до 8%. И в течение всего одного дня цены на бензин и дизель упали на целых 12%! Кстати, НДС у нас - наиболее криминализированный налог, который государство все равно еле-еле собирает из-за наличия массы схем с наличными на АЗС, продажи документов и «скруток». А ведь можно ликвидировать эти махинации и в результате собрать столько же, но без криминала и коррупции, - говорит директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.

 

Но для украинской власти это слишком сложно. Ей проще в ответ на возможное прекращение поставок топлива из Беларуси и РФ переориентироваться на других дилеров в лице европейских партнеров – стран Балтии или Польши. Но это при условии, что они согласятся подсобить рискующей «заглохнуть» без горючего Украине.

 

На самом деле нашим правителям следует обратить взор на «изыскание внутренних резервов». А ведь они, что характерно, есть! Почему бы не обеспечить государственным заказом тот же крупнейший в стране Кременчугский нефтеперерабатывающий завод? Сейчас предприятие загружено менее чем на 50%, а если его осчастливить дополнительной нагрузкой, выгода и для завода, и для страны очевидна. Вопрос лишь в том, что для этого понадобится закупить много нефти, а это небыстрый процесс (доставлять ее придется, скорее всего, морским путем). Но что мешает власти начать заниматься этим прямо сейчас?

 

Компания «Укртатнафта», которая является оператором Кременчугского нефтеперерабатывающего завода, уже заявила о готовности фактически полностью удовлетворить спрос на отечественном рынке бензина (кстати, 9 февраля появилась информация, что «Укртатнафта» впервые в истории выпустилаукраинский бензинмарки А-98). Сделать все по уму – и доля России и Беларуси на нашем рынке бензина упадет раза в два. Разве это не конкретный шаг к энергетической независимости страны?


Самое прискорбное, что в Украине до сих пор нет законодательной нормы о создании стратегических запасов нефти и нефтепродуктов. Огромный риск хотя бы потому, что на том же дизельном топливе у нас завязаны очень многие направления – сельское хозяйство, «Укрзализныця», военная техника и т.д.

 

Почему власть (и не только действующая) ни разу не озаботилась данным вопросом? Это даже халатностью не назовешь - разве что с приставкой «преступная». Вот на что нашим руководителям стоит обратить внимание сегодня, и ровно в той же степени, что и другим неотложным проблемам, о которых вслух говорят охотнее ввиду их очевидности.

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция