Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » На европейской волне

На европейской волне

Категорія: Позиція » Статті » Колонка редактора
На европейской волне Чем отличаются «отсталые» народы Азии и Ближнего Востока от «цивилизованного» мира? Культом старших, уважительным отношением к старшему поколению. По их «отсталым» понятиям - к тем, кто больше познал этот мир и может передавать свой опыт подрастающему поколению. Украина же, в соответствии с навязываемыми нам канонами в образовании, успешными темпами следует к «культу личности» ребенка, привносимому в западное сообщество.
 

Несколько лет назад мне довелось опубликовать материал на эту тему. За прошедшее время процессы нового мышления в этой сфере у нас в стране только углубились и расширились, все больше исключая из образования воспитательную составляющую. Так что повторение той десятилетней давности публикации сегодня вполне уместно.

 

А год назад довелось мне ехать в поезде из столицы в Запорожье. Почти сразу выяснилось, что в вагоне вместе со мной едут пятеро или шестеро прелестных мальчуганов 4–5 летнего возраста, раскрепощенных в своем поведении по последнему слову украинского образования. Их родители, обрадовавшись возможности свободного общения своих чад с такими же вольнолюбивыми отпрысками, не обращали на их поведение в проходе вагона никакого внимания. В течение всего периода следования вдоль всех купе летали самолеты и ездили автомобили, завывали сирены полицейских машин и слышался шум падающего в пропасть поезда. Изредка пассажиры вагона делали робкие замечания малолетним шалунишкам, но эффекта это практически не производило. «Концерт» прервался лишь с наступлением ночи.

 

Второй случай оказался более запущенным. На следующий день после приезда в Запорожье я попал на день рождения к известному в городе врачу. Отмечали это событие в одном из кафе на Набережной. Здесь же праздновали окончание школы выпускники одной из самых престижных гимназий нашего города. Часа через полтора после начала вечера мы вышли немного отдохнуть от застолья и размяться на бильярде.

 

Четыре вполне солидных мужика устроились за последним столом небольшого уютного зала. А в другом его конце, в полузакрытом помещении, в это время произносились напутственные речи выпускникам гимназии, педагоги рассказывали о своих самых талантливых учениках, а те благодарили своих учителей за знания и лучшие человеческие навыки, полученные ими в начальной школе. Постепенно торжественная часть переросла в неформальное общение, и часть «выпускной» аудитории переместилась в общий зал, поближе к нам.

 

Началась фотосессия – выпускники с педагогами и без. Нам, наверное, повезло. Три юные школьные девы переместились практически за наш бильярдный стол и начали фотографироваться в самых разных позах. Нет, они не интриговали нас – просто не замечали. Даже положили свои косметички на бильярдный стол. Когда мы поинтересовались, не мешаем ли им, они были очень удивлены тому факту, что не они одни в этом мире, а есть кто-то еще. И их педагоги – учителя с большой буквы писать почему-то не хочется – не считали, что их ученицы нарушают какие-то нормы. Нет, не нормы морали, это было бы слишком глубоко и сложно для их понимания – хотя бы просто нормы поведения в общественном месте. В современной начальной школе учат, видимо, чему-то другому.

 

Выводов делать не буду, мне кажется, диагноз обществу, которое идет нам на смену, очевиден. В заключение процитирую лишь стихотворение «Разговор» известного советского поэта Владимира Лифшица, в котором легко усмотреть те принципы, на которых строилась советская школа. По-моему, не худшие принципы...

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ

 

Усталая с работы

Пришла под вечер мать,

А в комнате у сына

Не прибрана кровать,

 

И стол в ужасном виде,

И пол не подметен,

Но, в мягком кресле сидя,

Читает книжку он...

 

И мать ему с обидой

Промолвила: «Сынок,

Когда-нибудь ты маме

Хоть чем-нибудь помог?»

 

А сын ответил хмуро,

Едва взглянув на мать:

«Ты, мама, про Тимура

Мешаешь мне читать!..»

 

Уверен я, ребята,

Что если б жил Гайдар –

Прославленный писатель

И храбрый комиссар,

 

То этому парнишке,

Что так встречает мать,

Сказал бы автор книжки

(Вернее, мог сказать):

 

«В тебе, наверно, совесть

Уснула, паренек!

Прочесть сумел ты повесть,

А вот понять не смог!»