Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Глубокая закладка

Глубокая закладка

Категорія: Позиція » Статті » Колонка редактора
Глубокая закладкаВсем нам памятны позывы наших украинских передовых евроинтеграторов образца 2013 года, когда отказ тогдашнего правительства от подписания соглашения с ЕС пробудил гордость и стимулировал неистребимую тягу к истинной независимости в нашем народе. И до сих пор мы туда движемся, правда, уже без прежнего энтузиазма.
 

Наибольшей и самой значимой степенью проявления этой самой евроинтеграции стали финансовые договоренности украинского правительства с МВФ. По этой части мы уже так глубоко проникли в чрево европейской и мировой цивилизации, что и наши дети с внуками гарантированно к ней прикоснутся. В первую очередь по возврату «вечнозеленых» долгов, набранных их евровоодушевителями-предками. Сегодня все эти цифры взаимного «финансового проникновения» имеются в открытом доступе, и любой желающий может легко подсчитать, насколько каждый украинец финансово евроинтегрировался.

Но этого, оказывается, мало. В настоящее время открываются новые шлюзы для того, чтобы мы ощутили все прелести европейской демократии. Значительная часть украинских активов нынче может легко отправиться в концессию*. Тем более что в недалекой нашей с вами истории это уже было.

 

Еще в 1918 году, после окончания Первой мировой войны, в переговорах с американским представителем в России полковником Робинсоном правительство молодой советской страны сделало американцам предложение о концессиях. В Лигу Наций, которая уже была создана, нас не пригласили, но рассматривать стали как поставщика ресурсов. В мае того же года на I съезде совнархозов была принята программа правительства по укреплению экономических связей с западным миром. Что же планировалось передать в многолетнее пользование западным концессионерам?

 

Цинковые рудники Семипалатинска, леса в северной части страны, горные разработки в Сибири, включая камнеугольные копи вблизи Кузнецка и вдоль Иртыша, железные рудники, находящиеся там же, сдача в долгосрочную аренду месторождений грозненской и бакинской нефти (к слову, эти последние месторождения семья Ротшильдов разрабатывала и до революции 1917 года, хотя не так масштабно и глубоко).

 

В планах по реализации долговременной концессии значились и природные ресурсы на территории нашей современной Украины. Это месторождения каменного угля в Донецком регионе, железной руды в ряде районов Кривого Рога и г. Керчь.

Самое сильное развитие сдача государственных активов в концессию на супервыгодных для западных «партнеров» условиях получила в период НЭПа (1921–1927), когда у руля этого процесса стоял Лев Троцкий (делегированный, как известно, в Россию американским крупным бизнесом для организации революции). Поэтому, к слову, как раз по причине этого самого «концессионного» протекционизма с его стороны и есть достаточно оснований утверждать, что именно установление западного контроля над природными богатствами территории размером в одну шестую часть суши и была организация революции 1917 года. Бизнес, ничего более. Тогда же, в середине 1920-х годов, другой адепт революции, «совесть партии» Николай Бухарин бросил известный призыв «Обогащайтесь!»

 

И бюрократы, чиновники от только что организовавшейся молодой власти успешно следовали его совету. Так, в ноябре 1925 года группа компаний Mitsubishiзаключила соглашение с технической комиссией Главконцесскома о получении угольного рудника «Мачи». Японцы под видом дипломатического багажа ввезли в страну чемодан наличных денежных средств. Похожую деятельность вели Radio Сorporation of America, International General Electric, Ford Motor Company идр. По тогдашним данным, в стране действовало 114 концессий, которые преимущественно работали в добывающих отраслях. О том, в чьих интересах они действовали, легко можно судить по истории английской компании LenaGoldfildsCoLtd, которой еще до революции добывалось около трети всего российского золота. Уже по новым концессионным соглашениям, в СССР оставалось лишь 7% добываемого компанией золота.

 

Безусловно, привлечение концессионного капитала имело и фактическую положительную сторону. Например, та же известная «Магнитка» строилась по аналогичному проекту металлургического комбината в г. Гэри (штат Индиана), принадлежавшего U.S. Steel Corporatіon, нашим запорожским Днепрогэсом занималась инженерно-строительная компания Cooper Engineering Company (США) и немецкая Siemens, введение в строй Московского ГПЗ №1 курировал шведский концерн SKF, принадлежавший Валленбергам. Т.е. там, где дело не ограничивалось лишь выкачкой ресурсов, сотрудничество было продуктивным и взаимовыгодным.

 

Однако с течением времени к новому политическому руководству молодой советской страны приходило понимание сути происходивших процессов. Вместо практики «разбазаривания» природных богатств периода 1921–1925 гг. начинается вытеснение частного, в первую очередь американского, капитала с тех позиций, которые им предоставили адепты концессионного процесса. 10 февраля 1929 года из СССР высылается Лев Троцкий, в 1930 году протекционисты и администраторы золотодобывающей компании Lena Goldfilds садятся на скамью подсудимых и попадают в тюрьму. В августе 1931 года руководство страны «ввиду валютных затруднений и неприемлемых условий кредитов в Америке» потребовало прекратить заключение контрактов с компаниями США и «по возможности расторгнуть» уже имевшиеся. Заказы были перенесены частично в Европу, а в основном – на отечественные заводы. С тех пор и до нынешних времен подобных процессов по передаче богатств страны под контроль иноземцам больше не происходило.

 

Сегодня уже в течение не менее десяти лет всерьез обсуждаются вопросы продажи нашей украинской землицы. И никакие уверения власть имущих в том, что она не будет продаваться в иностранные руки не могут никого обмануть – совместные предприятия и иные формы взаимопроникновения частного бизнеса этому залог. А на очереди – концессии с их долгосрочной переуступкой земных недр нашей родной Украины западным «партнерам», решения по положительному принятию которых в ВР и правительстве тихо, но упорно продвигаются. Меж тем история, как видно, учит, что все в этом мире повторяется. Главное, чтобы это повторение не коснулось нас в виде самого неожиданного и, тем более, трагического исхода.

 

*Концессия – договор, заключаемый государством с частным предпринимателем, иностранной фирмой на эксплуатацию промышленных предприятий, земельных и других ресурсов.

 

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ

 

Источник Позиция