Искусственный интеллект в розничной торговле: перспективы и примеры использованияВнедрение искусственного интеллекта (ИИ) в бизнес-процессы принято считать сугубо технической задачей. Как раз такой подход в ритейле и других сферах порой губителен. Как отмечает генеральный директор сети супермаркетов «КЛАСС» в Харькове, Александр Лобановский, многие руководители уже понимают, что начинать надо с изменения корпоративной культуры. Так, одни сотрудники боятся, что ИИ попросту лишит их работу, а другие — игнорируют технический прогресс и предпочитают работать «по старинке». Соответственно, чтобы ритейлер достиг успеха с ИИ, ему нужно готовить свой персонал к использованию технологий и создать слаженный тандем «эффективный специалист + искусственный интеллект».
Об общих перспективах применения ИИ в украинском ритейле, правильном внедрении и кейсах его использования, мы и расскажем подробнее.
Немного теории или о стадиях развития ИИ
Технологии ИИ уже достаточно многообразны. Принято выделять основные стадии развития искусственного интеллекта, а бизнес и торговые сети могут быть заинтересованы в интеграции как уже относительно простых технологий, так и самых перспективных (пока еще гипотетически успешных) разработок.
С некоторой долей условности можно выделить 3 основные стадии развития ИИ:
Прямо сейчас украинский бизнес (и ритейл в частности) активно применяет два первых уровня ИИ — AI/ML и GenAI. При этом на общую эффективность и полезность инноваций влияет не то, что торговые сети используют, а для чего и с какими задачами, и как именно внедряют технологии.
Стратегии и задачи ИИ в розничной торговле
В мировом ритейле компании активно применяют технологии ИИ в своей работе. Более того консалтинговые агентства на основании уже накопленного опыта внедрения и эксплуатации наработок даже выделили основные стратегии (по сути цели), которые торговые цели ставят себе при задействовании ИИ.
К основным стратегиям относится:
Если основных стратегий применения ИИ пока только 3, то решаемых задач — намного больше. Их количество уже превышает несколько десятков, а эксперты даже создают различные пирамиды, нередко считают соотношение полезности (добавленной стоимости) к простоте внедрения (Feasibility). Последний показатель, например, отражает требования к квалификации сотрудников ритейлера и общую техническую готовность торговой сети.
Допустим, относительно простыми с точки зрения реализации задачами ИИ считается оптимизация работы SMM-специалистов, помощь с наймом персонала, координация цепочек поставок, создание текстов и графики. А вот к категории одной из самых сложных задач для ритейлеров относится ценообразование в режиме реального времени. Тут, корректировки должны выполнятся с учетом любых рыночных изменений с минимальными временными задержками и максимальной автоматизацией.
Украинскому ритейлеру, который заинтересован в технологиях ИИ, в идеале нужно сначала определиться со стратегией и задачами. Помимо этого надо разобраться с подходами. Обычно выделяют два варианта — интеграция данных для их последующей обработки методами AI/ML и/или повседневное (регулярное) применение ИИ-платформ и сервисов. И не обязательно выбирать что-то одно, уверен Александр Лобановский: оба подхода уживаются друг с другом в рамках разных бизнес процессов. Допустим, можно внедрить систему управления запасами на основе интеграции данных в специализированное программное обеспечение, а команда маркетологов и дизайнеров торговой сети параллельно будет регулярно использовать ChatGPT и Midjourney.
В целом степень задействования сотрудниками технологий ИИ в своей работе неуклонно растет. Люди понимают, что искусственный интеллект не обязательно угроза для них, а хороший помощник, способный повышать производительность, брать на себя рутинные процессы и т.д. В этом смысле весьма показательным является рост популярности (количества пользователей) у ChatGPT. Как только новая версия платформы стала доступной в конце весны 2024 года, то общее число юзеров быстро возросло до 100 миллионов человек.
Конкретные сферы применения ИИ в ритейле + кейсы
Возможности использования технологий искусственного интеллекта расширяются быстрыми темпами. Допустим, одной из обязательных задач для международных ритейлеров с представительствами во многих странах еще недавно был перевод обращений руководства к сотрудникам. Если это 5 стран и 5 языков, то нужно было минимум столько же переводчиков. Сейчас же эту задачу может взять на себя ИИ, причем специализированные программы могут все это делать онлайн — во время видеообращения — и даже корректируя мимику спикера, создавая правдоподобное совпадение видео и звуковой дорожки.
Так, сегодня генеративный искусственный интеллект способен помогать большинству специалистов ритейла, перекрывая (беря на себя) основные некогнетивные задачи. О чем тут идет речь? Давайте разберем на конкретных примерах:
Финансистам и другим сотрудникам ритейлера будет полезна способность ИИ обрабатывать и анализировать большие объемы данных, создавать рапорты, выполнять роль персонального ассистента, готовить презентации, выполнять различные расчеты и т.д.
С одной стороны, как отмечает Александр Лобановский, сотрудники с помощью ИИ могут избавиться от рутины, а с другой — находить весьма креативные решения (как минимум, на основании перебора многочисленных генерируемых идей). Последнее умение будет полезно как в сфере HR, так и в маркетинге. Считается, что именно для этих специалистов возможности ИИ особенно привлекательны, ведь помогают и с маркетинговыми исследованиями, и созданием контента, и выявлением трендов, и персонализацией.
Как раз в рамках маркетинговой работы украинских торговых сетей можно рассмотреть несколько удачных кейсов применения технологий ИИ:
А есть ли риски при использовании ИИ?Без всяких сомнений, у искусственного интеллекта в ритейле (мировом и украинском) большие перспективы и масса преимуществ. Но о потенциальных рисках тоже забывать не стоит. Допустим, в США опросы показывают, что упоминание в презентациях товаров или услуг ИИ нередко снижает интерес к ним или негативно воспринимается. Особенно актуально это для медицинского оборудования и финансового сектора. Соответственно, в какой-то момент стратегическая цель на лидерство в инновациях и/или повсеместное применение ИИ может из плюса превратиться в минус для бизнеса.
Также определенные риски применения искусственного интеллекта связаны с защитой авторских прав и конфиденциальностью, подчеркивает Александр Лобановский. Допустим, украинское законодательство имеет массу пробелов в отношении прав на контент, который сделан с помощью ИИ. А на западе многие компании уже озадачены тем, чтобы создать целостную стратегию защиты персональных данных. Нередко в наших смартфонах хранится очень важная личная информация, начиная от всех покупок билетов (концерты, кино, поезда и самолеты) до сведений о болезнях и т.д. Ритейлерам обязательно нужно учитывать фактор конфиденциальности при внедрении технологий ИИ в свою работу. |
ВИБІР РЕДАКЦІЇ
КОМЕНТУЮТЬ
А ЗАВТРА ЗАКОНЧИЛАСЬ ВОЙНА
14962
0
ЯДРЕНОЕ УТРО
13930
0
ЗИГЗАГИ ИСТОРИИ
13771
0
КОГДА ЗАКОНЧИТСЯ ВОЙНА?
14180
0
НАША ИСТОРИЯ-ЗАБУДЬТЕ!
14181
0
ФАКТОР БЕЛАРУСИ
13702
0
БОЯТСЯ НЕ УСПЕТЬ?
13815
0
НУ, ПОДУМАЕШЬ, УКОЛ!
15084
0
ЗА КУЛИСАМИ ВОЙНЫ
13814
0
Колонка редактора
Шеф-редактор
Сергій ЗНАМЕНСЬКИЙ
Сергій ЗНАМЕНСЬКИЙ
Остання додана стаття:
ОПИТУВАННЯ
В какой Украине вы предпочли бы жить?
Партнери
Автор: administrator
Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач. Ми рекомендуємо Вам зареєструватись або зайти на сайт під своїм ім'ям.
|