Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Как меняется кондитерский ритейл в Украине?

Как меняется кондитерский ритейл в Украине?

Категорія: Суспільство, Гроші

Как меняется кондитерский ритейл в Украине?Кондитерские изделия, то есть различные сладости, нельзя отнести к товарам первой необходимости, но они присутствуют в рационе более 80% украинцев, причем у большинства из них — ежедневно. Среди лидеров продаж стоит выделить традиционные категории, включая конфеты, печенье, шоколад и другую мучную продукцию (те же вафли, торты и т.д.). 


Во время полномасштабной войны как производители сладостей, так и ритейлеры сталкиваются с различными проблемами, отмечает Александр Лобановский — гендиректор сети супермаркетов КЛАСС. Например, блокада польской границы в конце 2023 и начале 2024-го года сказалась на импорте сырья и экспорте готовой продукции, а это был как раз самый важный период для отрасли — сладости традиционно на пике спроса в новогодние праздники, а затем 14 февраля и 8 марта.

 

Помимо этого в последние годы кондитерские фабрики и торговые сети столкнулись с проблемами декоммунизации — необходимостью переименования сладостей. Да, и предпочтения украинских покупателей активно изменяются. Об этих и других реалиях кондитерского ритейла в Украине и пойдет речь в этом материале.

 

Война и рынок сладостей


На март 2023 года, то есть почти ровно через год после начала полномасштабной войны, приблизительно 20% кондитерских предприятий прекратили работу или пострадали из-за вторжения. При этом суммарный выпуск украинской продукции сократился на 10-12%. Это, по мнению многих экспертов, довольно низкий показатель, ведь падение внутреннего рынка из-за миграции и снижения покупательской способности украинцев оценивается в разы выше.

 

Объяснить данную ситуацию можно тем, что из-за военных тягот привычка заедать стресс и баловать себя чем-то сладеньким стала более выраженной. Как минимум в первое время после 24 февраля 2022 года проблема лишнего веса и контроля за фигурой точно отошла на второй план.

 

В конце 2023 года и начале 2024-го кондитерская отрасль Украины столкнулась с еще одним вызовом — блокировкой автотранспорта на границе с Польшей. Многие фабрики за счет поставок продукции за рубеж могли поддерживать довоенные производственные мощности и сохранять рентабельность деятельности. А тут и эта немаловажная опция оказалась под угрозой. Причем именно в горячий сезон для кондитеров — новогодние праздники, а затем День Влюбленных и 8 Марта.

 

Аналогичные трудности возникли и с импортом — как сырья для производства, так и зарубежной кондитерской продукции для ритейлеров. Конечно же, выход был найден, как отмечает Александр Лобановский. Многие экспортные и импортные поставки были перестроены через Румынию, Молдову или Словению. Но возросли сроки транспортировки — в среднем на 15 дней. А доходность экспортной деятельности для украинских кондитеров ощутимо снизилась.

 

Внутренний спрос на сладости сильно просел, иначе и не могло быть — больше 5 млн украинцев выехали за рубеж, к тому же часть территории Украины временно оккупирована — туда поставлять кондитерские изделия возможности нет. Еще одна проблема — снижение благосостояния населения в Украине. Сладости — это про удовольствие, а не про острую нужду. Да, в какой-то мере необходимым и важным (в том числе для умственной деятельности) считается шоколад. Но если денег не хватает на базовые потребности, то и от него покупатель будет отказываться.

 

Отчасти компенсирует эту проблему рост потребления сладостей в ВСУ. Министерство обороны для обеспечения питания наших защитников и защитниц заключило договора на покупку галетных видов печенья и других кондитерских изделий начального и среднего ценового сегмента. А вот с премиальной продукцией есть сложности. Хотя в больших мегаполисах и областных центрах и на них есть свой покупатель, заверяют эксперты.

 

Еще одна «старая» проблема для кондитерского ритейла и производителей — это контрабанда. Оценить реальный ущерб от незаконного ввоза иностранных сладостей (с вывесками «товар из ЕС») — достаточно проблематично. Есть тенденция к уменьшению объемов контрабанды на фоне довоенного периода. Но это скорее связано со снижением общего спроса, чем с усилением работы правоохранителей и регуляторов рынка.

 

В целом, покупать контрабандную кондитерскую продукцию специалисты не рекомендуют. Очень часто под красивой этикеткой скрывается фальсификат. Подобный конфискованный шоколад, печенье или конфеты проваливают почти все проверки качества в лабораториях. И все это при том, что украинские кондитерские изделия в данном аспекте традиционно считаются одними из лучших не только в Восточной Европе, но и в мире в целом.

 

Кондитерская декоммунизация

 

Еще одна актуальная тенденция для рынка сладостей Украины — это разрыв с советским прошлым и страной-агрессором. В его основе лежит переименование многих позиций ассортимента, которые имеют непосредственную отсылку к СССР. Но в данном вопросе, конечно же, есть свои нюансы.

 

Как отмечает Александр Лобановский, далеко не все покупатели готовы на полную декоммунизацию названий сладостей. Вот вам простой пример. Киевский торт — это бренд именно советской эпохи. Надо ли отказываться от него? Если, да, то какое название предлагать — Украинский? Столичный (тоже как-то по-советски)? Торт Киева? Большинство потребителей хотят именно Киевский торт видеть на прилавках магазинов и супермаркетов. Схожая ситуация и с некоторыми конфетами. Допустим, Каракум или Красный мак. Их лучше оставить, ведь прямого советского наследия тут нет.

 

Чуть иначе обстоят дела с более коммунистическими названиями, вроде Гвардейского шоколада. Здесь больше привязки к СССР, поэтому вполне целесообразно изменить название. Правда, тут и особых проблем нет, ведь молодое поколение уже его не знает. Плюс качество шоколада в советские времена объективно было сомнительным. В пресловутой «Аленке» или Гвардейской плитке содержание какао-продуктов было достаточно низким (у Гвардейского — чуть выше, но не по современным меркам), рецептура — очень дешевой. В актуальном украинском ассортименте подобный товар никто бы не выбрал — ведь большинство предложений намного качественнее и вкуснее. Рациональных причин для выбора советского нет, только какая-то ностальгия в духе «в молодости было лучше».

 

В общем, декоммунизация кондитерских изделий — это нужный процесс, но он должен проводиться грамотно и достаточно избирательно. К тому же сделать ассортимент более современным можно и другим путем — за счет выпуска оригинальных новинок и повышения их качества. Тогда и спрос на советские названия исчезнет сам по себе.

 

Изменения предпочтений на рынке сладостей

 

Еще 3 года назад ситуация с популярностью кондитерских изделий в Украине была следующей:


  • свыше 55% украинцев выбирали чаще всего мучные сладости — печенье и вафли, торты, различные десерты с тестом, а также булки, слойки и другие сдобные хлебобулочные изделия;
  • почти 27% покупателей отдавали предпочтение шоколаду. Речь идет о конфетах без добавок или с ними (включая алкоголь), плитки, пластины, брикеты, а также прочие кондитерские изделия, содержащие какао-продукты;
  • чуть больше 17% украинцев выбирали различные сахарные сладости. Сюда входит белый шоколад, карамель и ирис, другие конфеты без какао в составе.

 

Глобально предпочтения украинцев при покупке сладостей не изменились, убежден Александр Лобановский. Вероятно, несколько скорректировались пропорции (доли), поэтому шоколад берет чуть больше покупателей, а мучные кондитерские изделия — чуть меньше. Вместе с тем, сахарные сладости, печенье и вафли востребованы и по причине их невысокой стоимости. Пожилые люди и другие социально незащищенные слои населения, возможно, не могут себе позволить шоколадные конфеты при каждом походе в магазин или супермаркет, а вот пачку печенья или карамельки — вполне.

 

Конечно же, на предпочтения украинцев влияют традиции. Условно говоря торт Наполеон и Медовик — это хорошо знакомые десерты и для старшего, и для младшего поколения. Но если когда-то это был чуть ли не один или два рецепта (с разными видами теста), то сейчас вариаций сотни и тысячи, в том числе с добавлением какао и других ингредиентов, с разной подачей и т.д.

 

В целом молодежь активнее интересуется новинками и модными трендами на сладости, которые приходят к нам из США и Западной Европы. Соответственно, леденцы Lollipop, макаруны, синнабоны, тирамису, фитнес-десерты и многое другое — это тоже продукция, которая пользуется спросом.

 

Повышенный интерес в последние годы вызывают сладости в маленькой фасовке, рассказывает Лобановский. Речь идет о мини-десертах, компактных шоколадках, например 20-граммовых, мини-вафлях и т.д. Почему такие кондитерские изделия набирают популярность? Вот несколько основных причин:


  • ценовая доступность (хотя все понимают, что в пересчете на вес они дороже). Но, допустим, школьник, которому дают какую-то сумму на карманные расходы, может позволить себе только мини-шоколадку, а не обычную плитку на 100 грамм;
  • удобнее взять на пробу. Со сладостями в маленькой фасовке проще экспериментировать и разбираться — нравится ли такой вкус или нет. Можно взять 5 мини-вафлей на пробу, а после уже покупать большие упаковки тех, что пришлись по душе;
  • меньше калорий. Мини-сладости — это компромисс для тех, кто следит за фигурой. Можно быстро скушать маленькой порцию и не переживать о лишнем весе.

 

 

К другим трендам кондитерского ритейла Украины относится следующее:


  1. Биотехнологии. Функциональные продукты питания пользуются большой популярностью на западе. Биотехнологии позволяют создавать сладости и десерты, которые не вредны для фигуры, так как не содержат сахара и/или отличаются низкой калорийностью. Поэтому шоколадный батончик может иметь в своем составе необходимые витамины и минеральные вещества, а также дополняться аминокислотами, антиоксидантами и т.д. В результате получается и вкусно, и полезно.
  2. Кондитерская трехмерная печать. Это пока еще не очень распространенная технология, так как требует использования достаточно дорогого оборудования. Но потенциал 3D-печати для рынка невозможно переоценить. 3D-принтеры, например, позволяют создать десерты нестандартной формы и/или очень неординарно украсить более привычные торты, пироги и т.д. С помощью этой технологии кондитеры реализуют свой креативный подход, а покупатели могут рассчитывать на самые эксклюзивные сладости.
  3. Продвижение с помощью сарафанного радио. Традиционные виды рекламы для кондитерских изделий, конечно же, тоже работают. Но самый предпочтительный способ продвижения — это сарафанное радио. Если подруга или друг-сладкоежка рассказывает о своих приятных впечатлениях от нового десерта, то это, наверное, лучшая возможная реклама. Ни один телевизионный ролик или отзыв от лидера мнения не сравниться с рекомендациями от близких.
  4. ИИ и анализ big data. Эти очень популярные технологии в современном ритейле актуальны и для стимулирования продаж сладостей. Например, с учетом большого ассортимента кондитерских изделий подобрать персональные рекомендации для клиента не так легко, а вот анализ больших данных и технологии искусственного интеллекта с этим точно могут справиться. Кроме того некоторые кондитерские фабрики уже задействуют ИИ для создания новых вкусов на основании различных комбинаций ингредиентов. Так, если сегодня соленый шоколад — это норма, то возможно, через несколько лет всем будут знакомы и другие нетипичные тандемы, предложенные ИИ.

 

Несмотря на все сложности, перспективы кондитерского рынка Украины, как минимум, весьма интересны. Эксперты рекомендуют и производителям, и ритейлерам не только следовать традициям, но и уделять все больше внимания новинкам и экспериментам. Новшества могут быть направлены — на расширение ассортимента, новые вкусы для стандартных сладостей, упаковку, подачу и т.д. Также, как отмечает Александр Лобановский, удачными могут быть эксперименты с нишевыми, характерными для отдельных стран видами кондитерских изделий. Во-первых, украинцы ценят заморские десерты. Во-вторых, ничто не мешает украинским производителям делать продукцию на экспорт, и, допустим, навязать конкуренцию французам своими круассанами.