Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Оптимизация складского пространства ритейлера: от выбора стеллажей до разработки стратегии

Оптимизация складского пространства ритейлера: от выбора стеллажей до разработки стратегии

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Гроші

Оптимизация складского пространства ритейлера: от выбора стеллажей до разработки стратегииДефицит складских площадей на фоне достаточно высокого спроса — это реальность работы многих торговых сетей (и не только) в Украине. Ощутимая нехватка имеется в разных уголках страны. Допустим, в Киеве и области — это перманентная ситуация последних 5+ лет, которая лишь обострилась из-за разрушений первых двух месяцев полномасштабного вторжения и 2.5 лет ракетных ударов. В западных областях Украины дефицит есть во Львове и не только, ведь этот регион столкнулся с большим притоком внутренних переселенцев. С прифронтовыми территориями, включая Харьков, Запорожье и т.д. все тоже вполне очевидно — часть объектов разрушена или повреждена, а возводить новые склады пока имеются внушительные военные риски — не целесообразно.


В сложившейся ситуации, как отмечает основатель и генеральный директор харьковской сети супермаркетов «КЛАСС», Александр Лобановский, ключевой задачей становится рациональное управление складскими площадями. Это приоритет для ритейлеров, логистических компаний, предприятий и другого бизнеса в Украине. Вместе с экспертами мы попытаемся разобраться, как же нужно оптимизировать складские пространства.

 

Аналитика и еще раз аналитика

 

Любой проект по улучшению (и созданию) складских помещений должен начинаться с аналитической работы. Так, первым делом необходима оценка характеристик товарной продукции и потоков грузов, ведь только так можно определить подходящие способы хранения и обработки. 

 

Вариант «посмотреть как у других и повторить» использовать не стоит, в особенности если ваша бизнес-задача не совсем типовая, работа ведется со специфическими товарами (нестандартных габаритов, например), грузопотоки не равномерны и т.д. А вот сам подход к модернизации или оптимизации склада весьма универсален, убежден Александр Лобановский, то есть базовые принципы этого этапа работы полезны большинству ритейлеров, производителей и т.д.

 

Сразу оговоримся, что речь дальше пойдет о модели 3PL, то есть Third Party Logistics. В данном случае логистику бизнес отдает на аутсорс профильной компании, но контроль и стратегическое управление оставляет за собой.

 

Планирование оптимизации склада нужно начинать с анализа коэффициента утилизации пространства (по сути эффективности его использования). Чем значение выше, тем объект рациональнее организован и лучше готов к хранению большего количества запасов. На стандартном 3PL-складе, где используется фронтальная стеллажная система, данный коэффициент обычно находится в диапазоне 1.4-1.5. При наличии узкопроходных аллей значение повышается до 1.6-1.8. Если это склад с набивными стеллажами, то возможен коэффициент утилизации около 2. Но повышения можно добиться не только за счет технических решений, а и путем грамотного управления, о чем мы еще поговорим отдельно.

 

Нередко бывает так, что стеллажные системы, которые дают коэффициент утилизации около 2, попросту не могут быть реализованы на конкретном складе в силу различных ограничений. Вот почему на практике нужно анализировать намного больше показателей, а не только найти самые прогрессивные стеллажи. Ниже мы просто перечислим основные моменты для анализа, не вдаваясь во все тонкости работы с ними:


  • товарные категории и специфические требования к их хранению (включая температуру и т.д.);
  • габариты и вес запасов;
  • объемы грузопотоков;
  • распределение грузов в течение суток;
  • общий ассортимент (количество SKU — разных единиц товаров);
  • глубина запасов;
  • единицы обработки запасов и тип хранения —- штуки, коробы, паллеты и т.д.;
  • методы ротации;
  • среднее число заказов в день и т.д.

 

 

Все это нужно хорошо проанализировать и определить оптимальную складскую систему. Причем на практике зачастую спектр показателей оценки лишь расширяется, а чем больше переменных, тем сложнее однозначно определиться со стеллажными системами и другими техническими нюансами для складского объекта, убежден Александр Лобановский. Для общего понимания лучше рассмотреть несколько типовых примеров.

 

Набивные стеллажи для малого ассортимента

 

Если для хранения предлагается минимальный ассортимент продукции (небольшое SKU), товары не очень габаритные, хранятся долго, то оптимальный вариант набивные стеллажи, они же Drive-in. Они обеспечивают коэффициент утилизации от 1.9 и выше. Такой стеллаж делится на каналы, где находятся паллеты только с одним видом SKU. Число каналов обусловлено ассортиментом, но он не может быть большим. А в рамках каждого канала зачастую помещаются от 30 до 100+ паллет.

 

Набивные склады имеют характерный принцип забора — с передней стороны канала можно взять только ближайшую паллету. Это важное отличие от классической фронтальной системы хранения, где у работников склада есть доступ почти к любой ячейке. 

 

Если для набивных стеллажей реализует принцип ротации запасов «первым пришел, первым ушел» (FIFO), то лучше организовать подъезд с двух сторон — с одной для размещения на хранение — а с другой — на заказ или реализацию. Кстати, в такой ситуации нередко стеллажи дополняют гравитационными роликами, чтобы паллеты могли перемещаться в нужном направлении под собственным весом.

 

Набивная система подходит производителям и ритейлерам, которые работают с малым ассортиментом и товарами с длительным сроком хранения.

 

Важно! Когда не подходят набивные стеллажи:


  • при широком ассортименте;
  • при наличии скоропортящихся товаров;
  • в ситуации, когда не устраивает монопаллетная обработка грузов.

 

 

Фронтальные системы при среднем ассортименте и быстрой оборачиваемости

 

Для ситуаций, когда товарный ассортимент средний или даже большой (обычно от 1000 и до 10 тысяч SKU), а запасы хранятся короткий срок, оптимальным вариантом считаются фронтальные стеллажи. Фактически такая система хранения напоминает то, как размещается относительно небольшой по габаритам товар в строительных гипермаркетах, отмечает Александр Лобановский. Тут зачастую проще добраться до нужных единиц продукции, что актуально для номенклатуры с ограниченным и малым сроком годности.

 

Для оптимизации работы тут могут использоваться методы двойного сканирования, что актуально для коробочного и поштучного товара. Иногда для фронтальной системы хранения используют низкие паллеты — до 120 см. В таком случае численность паллетомест на складе возрастает за счет увеличения количества ярусов на стеллаже. Но вместе с набором ярусности неизменно снижается коэффициент утилизации. Поэтому нужно искать баланс и определять, что приоритетно в вашем случае.

 

Стеллажи с узкопроходными аллеями — для среднего ассортимента

 

Если набивная система — это выбор для узкого ассортимента, а фронтальная — для среднего или даже большего, то что подойдет для промежуточного варианта, когда оба решения для склада не выглядят оптимально? В этой ситуации при условии низкой оборачиваемости запасов могут использоваться стеллажи с узкопроходными аллеями. По сути это разновидность именно фронтальных систем, где в специальных аллеях работает профильная техника — штабелеры. 

Пространство склада при таком подходе можно использовать более эффективно, увеличив общую численность стеллажей. Правда, и затраты на оборудование будут выше, что также нужно учитывать до модернизации.

 

Другие складские решения — многоуровневые мезонины и напольные зоны и т.д.

 

Для хранения крупной мебели, некоторых видов строительных материалов, габаритной техники приведенные выше типы стеллажей могут не подойти. Почему? Они не помещаются в стандартные ячейки. Высоко их ставить тоже не рекомендуется по причине возрастания рисков падения и повышения нагрузок на опорные конструкции. Лучшим решением, как отмечает Александр Лобановский, становятся зоны напольного хранения. При этом логика размещения повторяет систему Drive-in, то есть набивные стеллажи, где в одной «строке» на полу размещают лишь один вид SKU. Для движения по складу этих запасов могут применять кламповые погрузчики.

 

Для мелких товарных категорий обычно используют многоуровневые мезонинные стеллажи (мезонины). Их конструкцию можно адаптировать под конкретные потребности ритейлера или производителя с целью получения наивысшей эффективности использования пространства. На мезонине нередко реализуют дополнительные уровни, что позволяет без больших затрат получить прирост места для хранения. Каждый этаж (уровень) может быть оборудован так, чтобы выполнялось максимум операций на нем, вплоть до упаковки заказа.

 

Мезонин подходит для размещения самого большого ассортимента, который насчитывает десятки и даже сотни тысяч SKU, допускает поштучный прием и отгрузку. Для таких условий ни один другой вид стеллажей не целесообразен.

Логично, что с учетом ассортимента, оборачиваемости запасов и размеров товаров надо подобрать самую оптимальную систему хранения. Но этим оптимизация склада не ограничивается, подчеркивает Александр Лобановский. Еще нужны эффективные управленческие шаги.

 

Стратегии размещения и пополнения товаров

 

Только за счет модернизации оборудования оптимизировать склад не выйдет. Во-первых, не все себе украинские ритейлеры и компании могут позволить кардинальные перемены. Во-вторых, многое зависит от системы управления складом (WMS). Тут можно привести простой пример. Если половина паллеты с одинаковым товаром пуста, а при поступлении новой партии товара не выполняется консолидация (то есть восполнение этих 50%), а занимается новая ячейка, то эффективность использования пространства снижается вне зависимости от типа стеллажей или применяемых погрузчиков.

 

Разберем другой пример. В зоне хранения находится 10 полных и одна половинка паллеты с одинаковым товаром. Упаковать и отправить нужно четверть паллеты. Грамотная стратегия резервирования предполагает использование именно половинки, а не целой паллеты. В этом случае быстрее освободится место на складе, что упростит прием новой партии запасов.

 

Что еще должна учитывать стратегия размещения и пополнения товаров на складе? Вот несколько знаковых моментов, прямо связанных с принимаемыми управленческими решениями:


  1. Учет слепых зон склада. Если свободного места нет, то это не значит, что его нельзя получить за счет нестандартных ходов. Например, можно обустроить складские антресоли, то есть рационально использовать пространство под потолком. В крайнем случае тут можно организовать не хранение, а упаковку заказов, что высвободит место для еще нескольких стеллажей.
  2. Улучшение оборачиваемости. Начинающий бизнес часто сталкивается с ситуацией, когда не угадывает со спросом и у него оказываются залежавшиеся запасы. Самый нежелательный вариант решения — это уничтожение. Куда разумнее будет высвободить место на складе за счет экономически обоснованных решений. Непопулярные товары можно объединить вместе, освободив стеллажи для ходовой продукции. В крайнем случае разумно сделать распродажу с большой скидкой или предлагать залежавшееся в подарок или в качестве тестеров.
  3. Оптимизация закупок. Рост товарных запасов и нехватка складских пространств нередко обусловлена закупками, в том числе зарубежными. Украинские ритейлеры, как отмечает Лобановский, шли на это вынуждено в начале войны, но сталкиваются и сейчас, например, из-за рисков блокировки товаров на польской границе. Тут это обосновано и логично. Но в случае с куда более прогнозируемыми поставками закупки лучше делать именно с учетом текущего спроса и возможностей складской инфраструктуры.

 

Выводы: универсального решения нет

Конечно же, нет универсальной палочки-выручалочки, которая одним махом устранила бы дефицит складских пространств для ритейлеров, производителей и т.д. Но это не значит, что решения нет вообще, просто они более индивидуальны и должны учитывать специфику каждого конкретного бизнеса. По мнению Александра Лобановского, иметь свободные складские площади без дефицита на полках своих магазинов можно за счет одновременной работы по следующим направлениям:


  • анализ грузопотоков и товарной продукции;
  • подбор оптимальных складских систем (стеллажей) для своих задач;
  • реализация эффективных стратегий в рамках системы управления складом;
  • работа с закупками и ассортиментом;
  • поиски скрытых возможностей на складе и не только.