Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Цифровые трансформации украинского ритейла

Цифровые трансформации украинского ритейла

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Гроші

Цифровые трансформации украинского ритейла В 2024 году украинские ритейлеры развивают прогрессивные виды бесконтактной оплаты покупок (в том числе без касс вообще), виртуальные сервисы обучения кадров, технологии дополненной реальности, а также различные инструменты автоматизации бизнес-процессов. Последние упрощают сбор данных о клиентах и их предпочтениях, помогают управлять складом и выкладкой. Все это, по словам Александра Лобановского, генерального директора сети супермаркетов «КЛАСС» в Харькове, подчеркивает нацеленность ритейла на цифровые трансформации и внедрение передовых технических решений в работу.


О том, насколько инновации действительно нужны и важны розничным торговым сетям в Украине, мы и расскажем в этом материале.

 

Вызовы украинского ритейла 

 

Для мировой розничной торговли ставка на технологичность — это скорее эволюционный процесс, продиктованный устойчивым развитием и относительно стабильным экономическим положением. В Украине ситуация несколько другая, в том числе из-за длительной полномасштабной войны, начавшейся буквально сразу после пандемии коронавируса.


Для наших торговых сетей цифровые трансформации — это антикризисная мера, которая направлена на минимизацию рисков и проблем, обусловленных военными реалиями и экономическими трудностями, убежден Александр Лобановский.

Так, одной из ключевых проблем сетей супермаркетов (и другого бизнеса) в Украине в 2024 году является кадровый голод. Большой отток людей за рубеж и продолжающиеся мобилизационные процессы привели к тому, что на рынке труда работодатели борются за специалистов, в том числе за счет повышения заработных плат. К другим проблемам ритейла относится общее сокращение численности населения в стране (падение объемов потребления), высокая инфляция (вплоть до 40% по отдельным категориям), энергетические риски, частые воздушные тревоги, приводящие к вынужденным простоям, прямые физические угрозы разрушений — в особенности для бизнеса недалеко от фронта. 

 

Несмотря на все трудности ритейл крайне важен для экономики Украины, ведь здесь тратится до 50% доходов населения. А это и налоговые поступления, и общее благосостояние людей, и выживаемость смежных отраслей. К тому же товарооборот несмотря ни на что в 2024 году превысил 2 триллиона гривен, тем самым фактически догнал довоенные показатели даже в долларовом эквиваленте (около $ 50 млрд).


Среди основных тенденций рынка розничной торговли Украины военного времени можно выделить общую консолидацию игроков, чего не было до большой войны, активизацию онлайн-сегмента, ставку на автоматизацию бизнес-процессов, повышение роли акционных предложений.

 

Эксперты считают, что чуть ли не ключевым вызовом для ритейлеров является дефицит квалифицированных кадров. Если компании действуют четко в соответствии с требованиями законодательства, то есть нанимают персонал «по-белому», то рискуют быстро потерять людей из-за мобилизации. Как результат, и сами работники не всегда заинтересованы в прозрачности. И это замкнутый круг, который не разорвать без грамотного вовлечения государства.

 

В целом, как отмечает Александр Лобановский, даже серьезные вызовы военного времени не исключают оптимистичных прогнозов для отрасли. Вот тезисно основные ожидания участников ритейла на 2025 год:


  • повышение товарооборота на 5-7% в соответствии с базовым сценарием (то есть не наиболее позитивным, и не самым негативным);
  • увеличение онлайн-продаж на 15%;
  • дальнейший тренд на консолидацию участников рынка розничной торговли;
  • обновление и расширение программ лояльности;
  • активное внедрение инноваций в качестве антикризисных мер и способа интенсивного роста.

 

Перспективы онлайн-торговли и взаимодействие ритейла с государством

 

Цифровизация превратилась в неотъемлемую составляющую торговой деятельности в Украине. Потребители сегодня рассчитывают, что уровень их удовлетворенности будет повышаться именно за счет различных онлайн-сервисов и инструментов, включая мобильные приложения. Чиновники в Минцифры убеждены, что дальнейшая цифровая трансформация ритейла может происходить и за счет углубления сотрудничества с государством.

 

Допустим, прямо сейчас приложение «Дия» может быть полезно торговых сетям в трех сценариях взаимодействия с покупателем, а именно для:


  • валидации личности;
  • предоставления скидок льготным категориям населения (в том числе пенсионерам, вынужденным переселенцам и т.д.);
  • ускорения процедуры возврата товара, который не подошел.

 

 

Интересно, что некоторые ритейлеры уже сотрудничают с «Дией» и кейсы такой коллаборации достаточно успешны. Как минимум, бизнес помогает показать возможности государственных услуг и популяризирует их, а государство в свою очередь рекламирует своих партнеров, повышая узнаваемость и т.д. Но в целом это скорее единичные случаи сотрудничества: в идеале нужно больше предметных инициатив именно со стороны государственного аппарата.

 

В любом случае онлайн-ритейл в Украине развивается: по прогнозам к концу 2024 года объемы заказов через интернет превысят отметку в 30 млн. гривен ежемесячно. И столь позитивную динамику рынок демонстрирует уже после начала большой войны. Как отмечают эксперты, средний чек украинцев в интернет-магазинах уже приблизился к 2000 грн (или 50 долларов США). А среди конкурентных преимуществ онлайн-ритейлеров покупатели выделяют доступную или бесплатную доставку, выгодные цены, наличие акционных предложений.

 

По мнению Александра Лобановского, к основным трендам рынка e-commerce в Украине можно отнести следующее:

 


  1. Омниканальность, то есть задействование для продажи товаров и офлайн, и онлайн каналов продвижения.
  2. Развитие своего бренда продавца.
  3. Ставка на повторные продажи и обеспечение лояльности клиентов.
  4. Быстрый дебют в экспортных операциях.
  5. Социальная коммерция, включая работу с Инстаграм, TikTok и другими платформами.
  6. Персонификация клиентского опыта.
  7. Повышение роли быстрой доставки — получения товара в день заказа.
  8. Серьезное влияние международных гигантов электронной коммерции, включая AliExpress и Temu.

 

 

Еще один значимый момент для успеха в онлайн-торговле — это оцифровка товаров, то есть создание lifestyle-изображений, трехмерных фото и т.д. Если товар грамотно представить визуально — за счет эффектных, качественных картинок, то шансы на закрытие сделки повышаются на 20-30%. При этом оцифровка — это не просто модный молодежный тренд, для реализации которого онлайн-бизнесу достаточно современного смартфона с хорошей камерой. В действительности это сложный процесс и кропотливая работа, в которую ответственные торговые сети вовлекают поставщиков и производителей. Плюс здесь много переменных, которые нужно отслеживать: вчера было достаточно просто фото товара, а сейчас все хотят Hero Image — большие брендовые изображения, которые хорошо удерживают внимание посетителя сайта.

 

Бесконтактные платежи

 

Возможность безналичной оплаты уже давно стала нормой для украинцев: они привыкли платить телефонами, часами и другими гаджетами, отказываясь от наличных денег по максимуму.  Поэтому какие-либо новшества от ритейлеров иногда даже оказываются незамеченными для клиентов. В действительности новые экосистемы оплаты более важны для самих торговых сетей, убежден Александр Лобановский, ведь позволяют лучше и гибче отслеживать движение средств, упрощают возврат денег, обеспечивают разумную комиссию и другие плюшки.

 

Понятное дело, что относительно крупный ритейлер может в индивидуальном порядке договориться с каким-то банком и предлагать бесконтактную оплату своим клиентам при минимальных расходах для себя. В случае с мелким бизнесом ситуация несколько другая. Такие фирмы заинтересованы в сотрудничестве с различными платежными сервисами, которые по сути выполняют роль посредника и сами договариваются с банками о взаимовыгодном партнерстве.

 

Все это тоже часть цифровой трансформации, которая стала нормой для украинского ритейла. Даже маленький магазин у дома находит для себя подходящую экосистему с поддержкой бесконтактных платежей и других ходовых возможностей, а после может сосредоточиться на ключевых аспектах своей работы, в том числе на увеличении продаж. И это правильно, когда не нужно заморачиваться над тем, как быстро и безопасно принимать платежи от клиентов.

 

Цифровая трансформация ритейла продолжается

 

В 2024 году диджитализация для ритейлеров — это не репутационный момент или возможность подтвердить свою инновационность в глазах целевой аудитории, а попросту вопрос выживания бизнеса. Легче всего убедиться в справедливости данного тезиса на примере с кадрами. Так, квалифицированных людей и просто рабочих рук в розничной торговле становится все меньше. И ситуация к лучшему вряд ли изменится в ближайшее время. Соответственно, диджитализация и цифровая трансформация нужна либо для оптимизации персонала (и автоматизации отдельных процессов), либо для максимизации прибыли ритейлера в имеющихся условиях. То есть технологии — уже не игрушка, а способ выживания.

 

Правда, есть ритейлеры, которые не столь категоричны в данном вопросе. Они убеждены, что технологии помогают развивать бизнес, поэтому движение в сторону диджитализации — это правильный шаг. Но внедрять инновации любой ценой для них — не совсем верно. Многие торговые компании не закроются, если не запустят мобильное приложение или инструменты автоматизации. Они смогут оставаться на плаву даже в долгосрочной перспективе. Хотя отказ от цифровой трансформации, вероятно, отбросит их назад и они будут сильно уступать основным конкурентам, убежден Александр Лобановский.

 

Многие украинские ритейлеры сделали ставку на современные технологии еще до коронавирусной пандемии. За последние пять лет технологичность стала обязательной составляющей деятельности, поэтому и процессы адаптации к военным вызовам происходили быстрее и в чем-то проще, чем могло бы быть.

 

Продуктовые ритейлеры и другие бизнесы, которые все еще больше сосредоточены на офлайн-торговле, конечно же, не отказываются от новшеств. Технологии позволяют им автоматизировать различные бизнес-процессы, в том числе в работе склада, при контроле выкладки товаров на полках и т.д. Также диджитализация для них — это один из методов оптимизации затрат или увеличения прибыльности.

 

Для торговых компаний, которые активно представлены онлайн, цифровая трансформация нередко прописана в стратегии деятельности бизнеса. И такой подход крайне важен в аспекте переосмысления технологий как таковых. Если сейчас люди (и персонал) все еще побаиваются инноваций, то вскоре ситуация изменится, ведь это стратегически другой взгляд на рабочие процессы.

 

Без сомнений, украинские ритейлеры могут по-разному относиться к цифровым трансформациям. Для одних это необходимость, для других возможность. Тут многое зависит от специфики бизнеса, людей, которые находятся в топ-менеджменте, ранее реализованных проектов и кейсов по автоматизации, диджитализации и т.д. Но вместе с тем, большинство торговых сетей так или иначе внедряют технологии, убежден Александр Лобановский.

 

Почему так происходит? Во-первых, есть фактор войны, а она заставляет адаптироваться, меняться, работать нестандартно. Во-вторых, украинский клиент — очень требовательный. Он привык к качественному сервису, ему хочется персональных предложений, бонусов и акций, с ним нужно коммуницировать, и здесь тоже на помощь зачастую приходят именно цифровые инструменты.