Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Оценят ли граждане инициативы власти?

Оценят ли граждане инициативы власти?

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Оценят ли граждане инициативы власти?Украинская власть обещает повысить пенсии, а также возобновить выплату компенсаций вкладчикам Сбербанка СССР. Много это или мало с точки зрения возможностей казны, экономики в целом, а также реальной покупательной способности этих денег? 
 
В социальных инициативах президента также обозначены такие задания правительству: с апреля сего года провести перерасчет страховых выплат инвалидам, получившим травму на производстве; повысить пенсии всем военным пенсионерам с 1 июля на 165 грн. в месяц и пенсии 173 тысячам членов семей умерших инвалидов войны в мае–декабре на 119 грн. (0,16 млрд. грн.). Помимо этого президент потребовал повысить на 30–50% размер выплат одному миллиону участников войны.
 

 

Далее – с мая текущего года чиновникам дано задание обеспечить определенным категориям населения получение кредитов по госпрограмме на покупку жилья под 2–3% годовых в гривне сроком на 10–15 лет. Остальное будет компенсировать банкам государство напрямую.

 

И, наконец, среди значимых предложений – внедрить так называемый европейский подход к регулированию цен на рынке лекарств, что по сути означает проведение проверок нынешней стоимости лекарств и, возможно, ограничение их стоимости некими прямыми мерами государства.

 

Кроме прочего, стоит заметить, президент провозгласил четыре принципа (приоритета) новой социальной политики. Первым по списку обозначен такой: «Восстановить основоположный принцип социальной справедливости, максимально ликвидировав льготы для тех, кто в них не нуждается». Можно предположить, что при раздаче новых доплат правительство возьмется за анализ всех действующих льгот. И те, что будут сочтены неуместными, – немедленно упразднят. Думаю, что таковых наберется немало.

 

Далее, согласно заявлению президента – намерение комплексного преобразования системы оплаты труда и налогов на социальное страхование. В этой связи Янукович считает необходимым введение налога на богатство. Третьим пунктом социальной реформы значится глубокая модернизация сферы социального обеспечения, в частности переход от «бессистемных выплат», по словам президента, к адресной помощи и социальным услугам. Четвертым направлением соцреформ станет «содействие эффективной занятости и создание новых рабочих мест для граждан». Как же конкретно будут реализовываться все эти вполне благие пожелания главы государства?

 

Откуда деньги?


По словам вице-премьера Сергея Тигипко, на реализацию озвученных инициатив президента в этом году уйдет минимум около 16 млрд. грн. (т.е. около $2 млрд.). «Мы полностью обсчитали эти инициативы, – сказал он, – и Министерство финансов имеет на это средства». Так, по словам Тигипко, необходимое финансирование Кабмин сможет обеспечить за счет введения налога на роскошь, а также за счет ожидаемого роста поступлений налогов от гостаможни.

 

Как пояснил чуть позже (11 марта) уже сам Виктор Янукович, повышение соцстандартов вообще стало возможным лишь благодаря тому, что власти удалось стабилизировать финансово-экономическую ситуацию в стране, радикально переломить негативные тенденции и обеспечить рост экономии. То есть, прирост ВВП и должен дать дополнительные доходы в бюджет, прежде всего по налоговым отчислениям. Именно такой алгоритм, дескать, кардинально отличается от политики предыдущего правительства, которое накануне президентских выборов в 2009г. лишь набирало дорогие кредиты, чтобы затем мгновенно пустить их на популистские социальные нужды.

 

Так или иначе, но 12 марта Николай Азаров поручил Минфину разработать изменения в бюджет-2012. Правда, чуть позже стало известно, что у Минфина уже есть (!) лишние 10–11 млрд. грн., которые поступают, прежде всего, за счет превышения плановых показателей по НДС.

 

Наконец, дополнительными источниками поступлений в казну, как ожидается, должны стать доходы от принятия закона о налоге на богатство (общая сумма, по оценкам г-жи Акимовой, может составить до 0,5 млрд. грн.), а также принятия закона о либерализации рынка добычи полезных ископаемых (ожидается сумма поступлений на уровне 5–5,5 млрд. грн.).

 

Как уверяет Янукович, закон о налоге на роскошь вскоре поступит в парламент и его якобы одобряют крупнейшие бизнесмены страны – Ринат Ахметов, Виктор Пинчук, Константин Жеваго. С ними президент недавно имел беседу по этому поводу.

 

Пенсионный мизер


Итак, разберемся в сути президентских инициатив по пунктам. Начнем, пожалуй, с пенсий. Да, согласимся, что в последние два года власть повышала соцстандарты, индексируя их хотя бы на уровень инфляции (официальной).

 

И все же на сегодняшний день почти 4 млн. украинских пенсионеров (т.е. по сути каждый второй) получают пенсию на уровне 870 грн., что даже меньше официального прожиточного уровня! Причем, доля этих самых бедных пенсионеров в общей сумме расходов на выплату пенсий составляет лишь около 32%. То есть не всем пенсионерам жить невыносимо трудно. Средний размер пенсии, назначенной, например, госслужащим, почти в три раза превышает ежемесячную выплату обычного пенсионера. А многие бывшие высокие чиновники, несмотря на стартовавшую пенсионную реформу (в ней ограничения коснутся лишь новых пенсионеров), по-прежнему получают ежемесячные спецпенсии на уровне 50 и даже 75 тысяч гривен.

 

Как утверждает Тигипко, пенсии в размере свыше 7,6 тысяч гривен сейчас получают не менее 14,4 тысяч человек. Те же бывшие нардепы, имея по 15–20 тыс. грн. пенсии (в зависимости от некоторых хитростей в расчетах трудового стажа конкретного депутата), не стесняются еще и получать материальную помощь.

 

Итак, по ряду оценок, если бы все спецпенсионеры получали пенсию на общих основаниях, годовая экономия госбюджета составила бы где-то 3–4 млрд. грн., а это уже примерно столько же, сколько авторы пенсионной реформы планировали получать в первоначальном периоде реформы – после повышения пенсионного возраста для женщин и прочих «затягувань пасків».

 

В общем, несмотря на то, что дополнительные отчисления для наших пенсионеров никогда не будут лишними, указанные 100 грн. в качестве надбавки, на которые готовится раскошелиться государство, вряд ли что-либо решат (т.е. будут ощутимы) для рядовых граждан, вынужденных каждый день посещать магазины. Ибо даже по официальной статистике, с 2008г. инфляция съела почти половину (48%) наших доходов.

 

Льготная ипотека заденет немногих


Конечно, нельзя не приветствовать инициативы власти по активизации строительной отрасли (от нее, как считается, во многом зависит и положение дел во всей экономике – через рост производства стройматериалов, сырья и т.д.), а также облегчения условий ипотечного кредитования. Ведь по большому счету «квартирный вопрос» в Украине за минувшие 20 лет только усугубляется.

 

Как известно, нынешние темпы ввода в эксплуатацию реального жилья не идут ни в какое сравнение с советскими временами. Если в 80-х его в УССР ежегодно строилось почти по 20 млн. квм., то в 2000-м – вчетверо меньше, около 5 млн. кв.м. А в самом рекордном в постсоветской истории 2008-м, когда экономика была переполнена дешевыми кредитами и инвестициями, мы получили построенными лишь около 10 млн. кв.м. То есть вдвое меньше, чем четверть века назад, в 1985-м.

 

Если так будет продолжаться и дальше, проживающие в основном в жилье советской постройки через одно-два десятилетия столкнутся с массовым выходом из строя жилого фонда (хотя это уже происходит, и растущее число аварий в ЖКХ – лишь первое тому свидетельство). Разумеется, доступная ипотека могла бы помочь как-то решать запущенную проблему. Нуждающиеся в жилье граждане, наконец, массово смогли бы себе позволить неграбительские (под 15–17% и более) кредиты, а строительная отрасль, возможно, смогла бы подстегнуть в стране настоящий экономический бум.

 

Однако проблема в том, что ресурсов для подобных программ в современной «постиндустриальной» Украине просто нет. И едва ли предвидятся в рамках нынешней модели «развития». Выяснилось, что озвученная президентом инициатива касательно льготной ипотеки под 2% затронет далеко не всех граждан. По признанию г-жи Акимовой, «тема массовых кредитов, то есть абсолютно для любого гражданина в рамках этой инициативы, поднята быть не может. Инициатива, безусловно, прежде всего, коснется социально незащищенных людей. Это в основном касается и молодежи в том числе». На этот год сумма на покрытие разницы для обеспечения дешевых кредитов составит не более 1 млрд. грн. Иными словами, господдержку по программам молодежного строительства в 2012г. должны предоставить около 2,5 тысяч семей. А это будет капля в море.

 

Вкладчикам Сбербанка вернут 1/20 долга


Любопытно, что власть намерена предложить экс-вкладчикам Сбербанка выгодные депозитные условия, чтобы полученную одну тысячу гривен они согласились подержать какое-то время в банках. Тем самым эти деньги будут оберегать страну от возможных финансовых рисков в связи с резким выбросом на рынок суммы в 6 млрд. грн. (именно столько на эти цели планируется в госбюджете).

Справедливости ради напомним некоторые параметры реальных обязательств государства по данной программе – дабы стало понятнее, на сколько именно было «обчищено» население Украины в момент обретения независимости.

 

По данным Минфина, на начало 2011г. количество вкладчиков, лишившихся своих сбережений в 1991г., составляет 11,768 млн. На момент принятия в 1996г. закона об индексации обесцененных вкладов почему-то было решено взять за основу соотношение 1 советского рубля к 1,05 грн. Но даже по такому нехитрому пересчету общая сумма задолженности государства перед вкладчиками была оценена в 131,96 млрд. грн. За период действия закона было выплачено 10,65 млрд. грн., или чуть больше 8%. В результате сумма сократилась до 121,31 млрд. грн. на начало 2010г.

 

Вот тут и стоит особо подчеркнуть, что по сгоревшим вкладам все без исключения власти, занимавшиеся якобы компенсацией вкладов, официально отказывались от индексации долга на уровень инфляции хотя бы после 1996г. Этот уровень составил к 2010г. 578,5%! Причина проста: это увеличило бы общую сумму долга государства перед обманутыми гражданами до более чем 1 трлн. грн. (а весь годовой госбюджет Украины нынче составляет лишь около 350 млрд. грн.).

 

То есть покупательная способность одной гривны, скажем, в 1997г. и в 2012г. разнится по официальной динамике инфляции примерно в 6 раз, а по курсу доллара – где-то в 5. По средним зарплатам, например, за весь этот период – в 10–20 раз.

 

Но самое интересное – это соотношение 1 советского рубля к 1,05 грн., почему-то взятое в качестве базы для определения убытков граждан от перехода в новую экономическую систему. По оценкам большинства экономистов, да и самих граждан, кто помнит советские цены и зарплаты, реальное соотношение должно быть примерно 1 советский рубль на конец 80-х к 5–7 грн. Т.е. реальная покупательная способность 1 рубля (количество товаров и услуг в СССР, которые можно было приобрести) была примерно на уровне 0,5–0,8 к американскому доллару.

 

Если пересчитать сумму долга по этому соотношению, то реально украинское государство задолжало своим гражданам где-то 850 млрд. грн., если брать официально признанный долг государства. Это уже эквивалентно размеру всего годового ВВП современной Украины (т.е. стоимости всех товаров и услуг, потребляемых гражданами в течение года). А если учесть инфляцию с 1996-го по 2012-й., то еще раз в 5–6 больше. Тут уж комментарии, наверное, излишни...

 

Социальный водораздел


Понятно, что нынешние инициативы президента обусловлены, прежде всего, приближением выборов, необходимостью расширения, так сказать, электоральной опоры в условиях, когда социальная напряженность все-таки нарастает. Но у граждан может возникнуть и вполне резонный вопрос: почему власть так долго тянула с инициативами, где она была раньше? Разумеется, в этом году Кабмин и так обязан был повышать социальные стандарты, индексируя их на уровень инфляции. Дополнительные 100 грн. относительно нынешней средней пенсии (1151 грн.) – это номинально плюс 8,6%. Т.е., в общем-то, не так и заметно, особенно, если учесть, что инфляция в этом году будет 4–6%. И теперь от организаторов социальных инициатив осталось лишь дождаться ответа на простой вопрос: 100 грн. пенсионерам будут добавлены сверх индексации пенсий, планируемой ранее на уровень инфляции? Или же в целом по итогам года?

 

Но главное – каким политическим вопросом в свете всего этого нам стоит задаться? Сможет ли власть, израсходовав пусть и десятки миллиардов гривен дополнительно, ощутимо снизить уровень социальной напряженности в стране? Или же политические симпатии граждан должны быть подкреплены какими-то глубинными факторами – верой власти, ростом оптимизма в обществе и т.д.?

 

Ведь на самом деле в нашей социальной сфере происходят далеко неоднозначные процессы, которые находятся за пределами «ручных» возможностей правительства. Скажем, в январе этого года средняя заработная плата по стране снизилась по сравнению с декабрем 2011г. аж на 10,8% (или на 332 грн.), до 2722 грн. в месяц.

 

При этом в нашей стране один из самых высоких в мире уровней имущественного расслоения между богатыми и бедными. Влиятельный журнал Forbes обнародовал на днях свежий рейтинг богатейших людей планеты и в этом списке красуются восемь наших соотечественников. Все те же знакомые лица: Ринат Ахметов (39-е место), Виктор Пинчук (255-е), Игорь Коломойский (377-е), Геннадий Боголюбов (418-е), Константин Жеваго (719-е), Юрий Косюк (960-е), Петр Порошенко (1153-е), Андрей Веревский (1154-е). Совокупное состояние двухсот самых богатых людей Украины превышает $93 млрд. Это почти три годовых бюджета государства! И вообще эквивалентно объему всего внешнего долга страны (включая государственный и корпоративные долги).

 

Впрочем, как известно, отечественный капитал (и крупный, и мелкий) не очень-то и делится с госбюджетом государства, на котором зарабатывает, проводя значительные обороты посредством теневых схем и храня немалые деньги на офшорных счетах. Впрочем, чему удивляться: многие из указанных бизнесменов, а также их семьи уже давно не живут в Украине.

 

Кстати, по подсчетам Института демографии и социсследований, сегодня уровень налогообложения обеспеченных людей в Украине – один из самых низких в мире. В частности, в 2010-м 50% самых бедных украинцев заплатили 36% налогов, тогда как в тех же США на эту категорию граждан приходится лишь 2,3%. При этом 10% самых богатых американцев платят 70% налогов, а 1% самых богатых – 36%. В современной Украине – соответственно 20 и 4%. Похоже, у нас между властью и капиталом установился некий негласный консенсус: власть делает вид, что честно работает, а бизнес – что честно платит налоги и развивает экономику.

 

Чего на самом деле ждет электорат


Граждане, наблюдая всю эту затянувшуюся «идиллию» более 20 лет (в виде роскошных особняков, авто, частных вертолетов и светской жизни наших политических и бизнеcовых «элит»), вряд ли перед выборами так уж обрадуются очередной подачке в 100 или даже 1 тысячу гривен. Ведь для 80% работающих (!) украинцев во всем этом «празднике» жизни максимум, что светит до конца дней – продолжение существования от зарплаты до зарплаты, право зарабатывать, как и сегодня, лишь на минимальное поддержание собственной жизнеспособности – еду, одежду. Тогда как думать о создании семьи, не говоря уже о перспективе приобретения жилья (а ведь в «тоталитарные» времена сие было нормой) для большинства молодых и работающих – уже несбыточная мечта.

 

Так что рядовой избиратель ждет не социальных подачек, он надеется все это еще как-то исправить. Хоть и не до конца осознавая, как. Одна часть общества (и судя по данным социологов – все-таки их заметное большинство) полагает, что исправить положение дел стратегически еще возможно, возвратившись хотя бы в единый рынок со странами бывшего Союза. Другая (меньшая) тоже на что-то надеется, но «двигаясь в Европу». Однако именно первая категория и есть тот самый электорат действующей власти, поддерживавший ее мировоззренчески.

 

Очевидно, что советники первых лиц или фигуры, обеспечивающие весь нынешний курс власти, похоже, куют ей уверенное фиаско на предстоящих выборах. Пытаясь якобы преодолевать так называемый раскол Украины по линии «восток–запад», то есть воспроизводя заново известную ошибку предшественников и не решая проблему стратегически (т.е. не выполняя ключевые обещания избирателям), «регионалы», сколько бы денег они ни потратили на этих выборах, рискуют оказаться в ситуации, когда вся Украина будет единодушна. Но не столько в плане консенсуса друг к другу, сколько в невосприятии уже самой власти. 

 

Юрий ЛУКАШИН

 

2000

 

КОМЕНТАРІ (2)
klhxqavyecy 30 червня 2012 19:36
mrNQ2I kcphtszwvvir
          2
Shadat 28 червня 2012 05:01
I could watch Schidenlr's List and still be happy after reading this.
          1