Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Есть ли свет в конце трубы?

Есть ли свет в конце трубы?

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Економіка
Есть ли свет в конце трубы?На прошлой неделе вечно актуальная для Украины газовая тема снова заняла свое почетное место в информационной повестке дня. Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект о реформировании нефтегазового комплекса страны, в то время как очередной раунд переговоров Виктора Януковича и Владимира Путина по цене российского газа для Украины назначен лишь на двадцатые числа мая. Между тем, Россия активно доводит до логического завершения те глобальные проекты, которые совсем недавно казались сказкой. Вслед за пущенным «Северным потоком» смертельный удар по транзитным позициям Украины готовится нанести «Южный поток». Не говорит ли это о том, что наше дело уже почти «труба»?
 
 
Украина. 20 лет спустя. Экскурсия для школьников.

– Марья Ивановна, а что это за груды мусора?

– Дети, это не мусор, а национальное достояние, раньше по этой трубе мы прокачивали российский газ, но пришел злой дядя Путин, и теперь этот памятник – цитадель национальных интересов.

Сказка, которая вполне может стать былью

Автор

 

Для экономики Украины транзит был долгие годы не столько источником наполнения государственной казны, сколько предлогом для «особых условий», которые всегда были нам гарантированы со стороны России. Естественно, не бескорыстно: мы обеспечивали Россию «копеечной» и стабильной, без лишней «головной боли» прокачкой ее энергоносителей. Взамен получали уже практически сказочные и нереальные для современного мира цены на газ.

 

В силу известных всем политических событий Россия потеряла эту самую стабильность и беспроблемность, а, не имея ее, о каких льготах может идти речь? Сегодня принято морализировать и упрекать Россию, мол, как так – это же шантаж, давление… Это простой расчет, коим руководствуются все страны. Более десяти лет России с нами было удобно – удобно в ценовом плане было и нам. Как только мы возомнили себя «священной коровой», лавочку прикрыли.

 

Руководствуясь логикой и максимальной рациональностью, не сложно прийти к выводу: если ты не уверен в своем партнере, то просто обойди его. Вот нас и решили «обойти» в транзитном плане и дали жизнь проектам «Северный поток» и «Южный поток».

 

Но в 2010 году политический расклад сил кардинально изменился. К власти пришли те, кто вчера уверял, что при новой власти отношения с Россией в энергетике, ну, если не вернутся на прежний уровень, то, по крайней мере, оптимизируются. Ситуацию прокомментировал заместитель главы Нафтогаза Вячеслав Соболев, по его словам такую ситуацию прогнозировали, но не смогли (или может быть не пытались) убедить Газпром отказаться от идеи строительства Северного потока.

 

Стоит напомнить, что окончание переговоров по цене на газ планировалось еще на конец прошлого года, когда хоть какой-то просвет в согласовании позиций сторон имел место быть. После этого последовала систематическая ссылка на «завтра» и «вот-вот». Затем решили переждать президентские выборы в России. Но даже с приближением конца первого квартала 2012 года особо прогресса в вопросе пересмотра газовых контрактов не наблюдается.

 

Уровень напряженности, которые украинская сторона пытается сгладить, подтверждается хотя бы тем, что в процесс переговоров обещает вступить третий игрок – ЕС. Об этом 23 марта заявил европейский комиссар по вопросам расширения и Европейской политики соседства Штефан Фюле на встречи с министром топлива и энергетики Украины Юрием Бойко.

 

Напомним, что на данный момент газовые отношения между Украиной и Россией регламентируются тем самым скандальным контрактом Тимошенко от 2009 года, в котором заложено плавное, но неотвратимое возрастание цены на газ для украинской стороны. За это время вроде бы симпатичная на момент подписания цифра в 228 долл. за тыс. кубометров превратилась в неприличные и пугающие 516 долл. Фактически это означает крах для украинской экономики, но лишь благодаря скидке в 100 долларов, полученной после подписания Харьковских соглашений, нам еще удается оставаться на плаву.

 

Позиция России ясна, как божий день – никто просто так не хочет отказываться от столь выгодных условий, которые, к слову, рассчитаны на 10 лет. А если учесть тот факт, что в отличие от нас россияне не сидят сиднем и активно воплощают в жизнь транзитные проекты… то аргументов у Украины, скажем прямо, немного.

 

Безусловно, горячие головы кричат о необходимости обратиться в Стокгольмский арбитраж. Но, господа, мало того, что эта затея попахивает откровенным международным скандалом и выльется нам в копеечку, да еще и такие люди, как, к примеру, Валерий Хорошковский, прямо заявляют о слабой доказательной базе Украины в этом мероприятии. Поэтому я сомневаюсь, что участие в подобного рода авантюрах является единственным вариантом решения газовой проблемы.

 

Но тем не менее украинская власть не спешит и не стремится форсировать события. Например, премьер Николай Азаров заверил общественность, что не стоит паниковать и гиперболизировать тему переговоров с Россией: «Украина найдет выход из этой ситуации. Поэтому переживать не нужно».

 

Для того чтобы попробовать заочно подискутировать с Николаем Яновичам и очертить читателям «соль» ситуации, ваш покорный слуга таки приведет несколько контраргументов.

 

За то время, пока мы «не переживали», россияне успешно пустили газотранспортную ветку «Северный поток». Произошло сие знаковое событие в ноябре прошлого года. Уже сейчас мы можем понять, как это отобразилось на Украине. Итак, в феврале 2012 года транзит российского голубого топлива через Украину снизился примерно на 17% по сравнению с январем. По оценкам некоторых экспертов, после налаживания полной функциональности «Северного потока», он может забрать у Украины до 30% нашей транзитной доли.

 

Таким образом, проект «Северный поток» уже в ближайшие два года нанесет весомый удар по украинским позициям, власти же остается только «кусать локти», что слишком поздно появилась возможность что-то изменить.

 

Есть ли свет в конце трубы?Теперь о «Южном потоке». В первую очередь, стоит сказать о том, что «Южный поток» является идейным и еще более масштабным продолжением «Северного потока», генеральная цель – провести газопровод через Черное море в Южную Европу. Маршрут будет проходить через морскую территорию Турции в Болгарию, где образуются две ветки – одна пройдет на юг до Италии, а вторая на север в сторону Сербии, Венгрии, Австрии и Словении. Масштаб и перспективы проекта можно оценить, посмотрев на карту.

 

В случае реализации проекта и его параллельного функционирования с «Северным потоком» Украина потеряет практически весь свой транзитный потенциал. Сохранить мы сможем лишь ту малую долю прокачки, которой даже недостаточно для поддержки рентабельности.

 

Неужто мы уже окончательно загнали себя в глухой угол? Пока, к счастью, нет. «Южный поток» все еще на бумаге, а позиции отдельных стран все еще не дают возможности России начать его активную реализацию. Но, как мы знаем, это вопрос времени – Россия уже неоднократно доказывала, что, если она ставит перед собой цель, она умеет ее добиваться. Поэтому украинская власть все еще имеет шанс сохранить за нашей страной статус транзитного лидера, главное – начать мыслить перспективно и основываясь не на мнимых, а реальных национальных интересах.

 

На данный момент Россию можно заинтересовать двумя факторами: украинской ГТС и Таможенным союзом. 21 марта Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект, согласно которому запрещается приватизация украинской ГТС. Тем не менее, согласно документу оптимизация нефтегазовой отрасли Украины будет строиться по принципу управления отдельными функциями НАК «Нафтогаз», которые планируют разделить. Так, планируется создание предприятий, которые будут управлять отдельно добычей, транзитом и продажей энергоресурсов. Теоретически это благоприятная почва для создания энергетического консорциума, о котором уже так долго говорят.

 

Если удастся создать энергетический консорциум, то можно будет избежать продажи ГТС и добиться баланса интересов поставщика (России), транзитера (Украины) и потребителя (Европы). Украина сможет получить более выгодный контракт, застраховаться от транзитных потерь и быть уверенной в завтрашнем дне. Звучит утопично, правда? Увы, да, ибо для реализации подобного проекта нужен компромисс, достичь которого будет очень сложно. На данный момент мы находимся лишь на старте переговоров и никак не можем сдвинуться с «мертвой» точки. Украина продолжает стоять на сакральной ценности трубы, рискуя превратить ее в будущем в музей или же сдать на металлолом.

 

В качестве уступки России может рассматриваться и вступление Украины в Таможенный союз, но интенсивные переговоры с ЕС по созданию зоны свободной торговли заставляют задуматься над готовностью Украины корректировать свои внешнеэкономические приоритеты. Действующая украинская власть, с которой многие связывали как раз противоположный европейскому геополитический выбор, вряд ли станет делать резкие движения перед парламентскими выборами 2012 года.

 

А время идет, причем с каждым месяцем власть напускает в этот вопрос все больше туману. Уже в ближайшее время нам придется расставить все точки над «і» и дать самим себе ответ на вопрос – кем мы видим себя на мировой энергетической системе координат? Все так же транзитером и потребителем с особыми преференциями или же «белым пятном» на карте маршрутов поставок энергоносителей? Если же второе, то в структуре экономики придется руководствоваться советом Остапа Бендера, который собирался «переквалифицироваться в управдомы», вот только в кого в таком случае переквалифицироваться нам, видимо, не знал бы даже остроумный Остап Ибрагимович.