Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Василий КОСТЯК: «Уйдут посредники и бюрократы – фермеры заживут спокойно»

Василий КОСТЯК: «Уйдут посредники и бюрократы – фермеры заживут спокойно»

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Агросектор

Василий КОСТЯК: «Уйдут посредники и бюрократы – фермеры заживут спокойно»Не единожды посещая Приазовский район (Запорожская область) и зная, что он является отнюдь не самым богатым в регионе, каждый раз удивлялся: даже в сложных условиях здесь можно развивать сельское хозяйство. Вот представьте: засушливая территория, неполивная земля, далекая от идеала почва – словом, зона рискованного земледелия, где добиться желаемого результата практически невозможно. 

 

Потому с посевными культурами в районе, сами понимаете, обстоит не очень. Но зато постепенно возрождается животноводство – нашлись энтузиасты, которые взяли на себя ответственность за развитие этой отрасли сельского хозяйства. Одним из них является Василий Костяк, директор фермерского хозяйства «Фитько»*, базирующегося в селе Федоровка. Животноводство у Василия Михайловича, что называется, в крови: он родом из Закарпатья, и вся его большая семья – двенадцать человек – всегда занималась таким промыслом. И это был вовсе не бизнес, а способ существования. Постоянно в хозяйстве держали три-четыре коровы, дюжину свиней, овец – получали с них мясо, молоко, творог, сыр, шерсть. И любовь к этому делу осталась у Василия Костяка на всю жизнь.

 

– Женившись, я осел здесь, в Приазовском районе, а вплотную сельским хозяйством занялся в 1999 году, – рассказывает наш Василий Михайлович. – Так получилось, что членом КСП я не был, земельного пая на тот момент не имел. Оставался только один вариант: земля под заброшенным фруктовым садом, которую никто не хотел обрабатывать. Ну, а я с тремя компаньонами не побоялся, взяли по десять гектаров каждый, выкорчевали сад и занялись обработкой земли. Почва там была отвратительная, плодоносила плохо – лет пять пришлось работать без финансовой отдачи. Затем вышли из колхоза родители моей жены, передали свои паи мне. Сегодня в распоряжении фермерского хозяйства «Фитько» – около 110га земли.

 

Заниматься растениеводством на приазовских землях – огромный риск: никогда не знаешь, что получишь на выходе, а убытки никто не компенсирует. Собственно, поэтому в 2007 году принял решение купить свинокомплекс. Переработка сегодня – более перспективное направление. Около 350 голов свиней породы «белая крупная» сегодня в хозяйстве держим – в районе есть только одно хозяйство крупнее нашего. Кормовая база у нас своя, выращиваем зерновые, ячмень, пшеницу, горох, сено люцерны, покупаем только жмых подсолнечника. Премиксы, добавки и комбикорма не используем – как говорится, все натуральный продукт. Не стану скромничать: хорошие свиньи получаются – неприхотливые, не сальные, прирост дают солидный. Да и условия у нас созданы отличные – вода из своей скважины, все чисто и продезинфицировано. Не потому, что проверок боимся: чем меньше инфекций – тем меньше проблем с поголовьем в будущем.

 

Расширяться не планируете?


– Я бы с удовольствием, однако есть объективные обстоятельства, которые этому мешают. К примеру, уже два года не могу оформить землю на себя, чтобы начать строительство новых помещений. Надеюсь, скоро вопрос решится – документы готовы, есть решение председателя районной администрации, слово осталось за управлением земельных ресурсов. В свое время пришлось пооббивать пороги различных учреждений, чтобы электричество подвели, потому что без него работать кормовой цех не может. В общем, есть свои нюансы в нашем деле.

 

В ближайшем будущем планирую поставить крупорушку, наладить производство колбасных изделий. Причем именно такой колбасы, которую мы ели в детстве – домашней, безо всяких добавок, примесей и прочей «химии». Знаете, когда был маленьким, думал, что живу бедно и ем плохо, но, как оказалось, сгущал краски – сегодня то, чем кормят людей, употреблять в пищу вообще невозможно! Дважды ездил в Закарпатье, побывал в Венгрии, где всеми правдами и неправдами выпытал рецептуру именно такой домашней колбасы. Сложнейшая технология! В перспективе, если все срастется, намерен создать собственную торговую марку – это сегодня моя главная мечта.

 

За сбыт не переживаете?


– Нисколько! Раньше сдавали свою продукцию на бердянский мясокомбинат, сейчас сбываем ее постоянным клиентам из Донецка. Так вот они говорят, что за свининой производства фермерского хозяйства «Фитько» всегда очереди выстраиваются, потому что это настоящее мясо. Практика показывает, что мы можем конкурировать с другими производителями – главное, уметь и хотеть работать.

 

Плюс чтобы закупочные цены на мясо оставались на приемлемом уровне...


– Полностью согласен. Четыре года назад на рынке мяса творился абсурд: поросята стоили 40 гривен, а кило свинины мясокомбинаты покупали по 5,5 гривен – при том, что корма самые простые стоили 2–2,5 гривны. Производители пострадали очень серьезно и, можно сказать, с трудом выжили. Сегодня работать легче, поскольку за килограмм живого веса свиньи дают 18–19 гривен, а стоимость кормов осталась на прежнем уровне. Но здесь играет свою роль банальная нехватка мяса в стране: как только импорт хлынет – снова все вернется на круги своя. Впрочем, главной помехой считаю спекулянтов-посредников, не останавливающихся ни перед чем в желании урвать что-нибудь с производителя. Уйдут они и бюрократы-чиновники – увидите, насколько спокойнее заживут фермеры. На месте всеобщей разрухи возродится и животноводство, и сельское хозяйство в целом.

 

Было бы кому работать...


– Да, это действительно большая проблема. Рабочих рук, не говоря уже о профессионалах, не хватает катастрофически. Прямо скажу: разучились люди работать! Например, в моем хозяйстве – всего девять человек, и все они вынуждены быть универсалами: и с техникой на «ты», и сено заготовить могут, и корма перевезти, и посторожить, если надо. В принципе, люди довольны – работой обеспечены круглый год, деньги регулярно получают, на финансовую помощь могут рассчитывать, если беда какая пришла. Поверьте, другие местные жители о таком только мечтать могут! Местный колхоз довели до такого плачевного состояния, что смотреть больно. Хотел выкупить остальные корпуса, чтобы и хозяйство расширить, и людям работу дать – не продали. Был в отъезде, приехал – помещения «толкнули» в четыре раза дешевле, чем я за них предлагал, и то – чтобы их по кирпичику разобрать. Разве это нормально?

 

Василий Михайлович, Вы еще, к тому же, депутат районного совета. С какими проблемами людей чаще всего приходится сталкиваться?


– С земельными, как и везде. Невозможно продать или купить дом, переоформить участок или сдать его в аренду, продлить ее – все тянется годами! Социальная сфера в Федоровке развалена. Детский сад, построенный в 80-х годах, «распаевали» буквально до последнего кирпича. И никто из сельской власти не может дать ответ, куда и на каком основании все это подевалось? Кроватки и матрацы – и те стащили! Наш школьный спортзал – самый новый и большой в районе – полуразрушен. Стыдно перед детьми, которые физкультурой в коридорах занимаются... Кстати, школу в связи с укрупнением общеобразовательных заведений в районах, скорее всего, придется закрывать – дети будут ездить учиться в соседнюю Нововасильевку.

 

Приазовский район – дотационный и не привлекательный для инвесторов. Кирпичный завод разобрали на металлолом, асфальтный почти уничтожен. Могли здесь в свое время построить маслоэкстракционный завод, но нет газа. Да что там газ – восемь лет нет воды в Федоровке, живем на подвозной, а кубометр ее стоит 40 гривен! Меня как-то, узнав об этом, спросили: «Вы что, в Лос-Анджелесе живете?». Вот такие у нас реалии... Честно скажу: село неперспективное и потихоньку вымирает, потому что молодежь уезжает из него в поисках лучшей жизни. Радует одно обстоятельство: районная власть не остается в стороне и в меру своих сил старается решать наболевшие проблемы. Вопрос только в том, успеет ли она все сделать до того момента, когда в Федоровке еще останется хоть немного жителей...

 

*Во времена, когда на Закарпатье в горах действовали так называемые опришки, один из них носил фамилию Фитько. Он был наделен очень большой физической силой. Дедушка Василия Костяка работал на заготовке и сплавке леса по реке, и его так прозвали за недюжинную силу. А поскольку Василий Михайлович чтит память предков и традиции родного края, он и выбрал такое название для своего фермерского хозяйства.

 

 

 

С фотоотчетом Вы можете ознакомиться здесь

Максим КОРОБЕЦ