Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Мы выбираем – нас выбирают

Мы выбираем – нас выбирают

Категорія: Позиція » Статті » Політика

Мы выбираем – нас выбираютСовсем недавно президент Украины Виктор Янукович подписал ранее ратифицированный парламентом договор о зоне свободной торговли (ЗСТ) со странами СНГ. Относительно политических последствий и экономического эффекта от данного соглашения до сих пор не существует единого мнения. Сегодня мы попытаемся посмотреть на этот без преувеличения масштабный международный проект без стереотипов и иллюзий, выяснив, как он действительно повлияет на политическую и экономическую жизнь Украины. 

 

Идея создать ЗСТ на просторах бывшего СССР не нова и еще в 90-е годы могла воплотиться в жизнь. Но тогда такой политической напряженности, как сейчас, между Украиной и Россией не наблюдалось, и сшивать и без того крепкие экономические связи юридическими узами не было смысла. Теперь же это едва ли не единственный способ сохранить то, что формировалось на протяжении советских пятилеток. И, собственно, на первый взгляд, в этом нет ничего плохого.

 

Договор был подписан в октябре прошлого года, ратифицирован украинским парламентом в конце июля, а сейчас – после подписи президента – нам только остается ожидать ратификации со стороны других держав. Кроме Украины это уже сделали Россия и Беларусь, на очереди – остальные страны СНГ. Ориентировочно процесс ратификации закончится уже в 2013 году, тогда же можно ожидать старта работы ЗСТ.

 

В чем же суть подобных экономических соглашений? Между государствами, подписавшими договор о ЗСТ, сокращаются пошлины и квоты на импорт продукции, существенно расширяется рынок сбыта отдельно взятой страны, а значит, и товарооборот. Фактически, стимулируется торговая деятельность на высшем государственном уровне и, благодаря наработанным еще в советские времена экономическим связям, наши товары гарантированно получают покупателя.

 

Экономический прорыв


Уже сейчас специалисты в ключевых отраслях экономики утверждают, что создание ЗСТ со странами СНГ уже в ближайший год должно увенчаться ощутимым экономическим результатом. И это неудивительно – 40% отечественного импорта приходится именно на страны постсоветского пространства. Это миллиарды долларов, оборот которых существенно усложнялся из-за торговых ограничений. Немаловажным фактом является то, что Россия стала новоиспеченным членом ВТО, чьи стандарты легли в основу соглашения по ЗСТ. Ранее проблемы России с ВТО, членом которой Украина является с 2008 года, значительно усложняли наши экономические отношения.

 

Важным экономическим стимулом ЗСТ является свобода транзита (кроме трубопроводного транспорта, но этот вопрос тоже решается), что значительно облегчает работу украинских экспортеров. До этого вопросы транзита являлись традиционной загвоздкой при подписании межправительственных контрактов. Если вопрос трубопроводного транзита будет успешно решен, то Украина может получить доступ к российской трубе для импорта туркменского газа.

 

Если договор о ЗСТ заработает на полную мощность, то Украина может рассчитывать на рост ВВП в 2,5% ежегодно (4,7 млрд. долл.), а доходы государственной казны могут увеличиться на 1,2 млрд. долл., что эквивалентно одному кредитному траншу МВФ. Кроме того, успех на торговом поприще мог бы смягчить позицию россиян по «газовому вопросу» - в интересах долгосрочного партнёрства. В общем, плюсы ЗСТ лежат на поверхности, но давайте копнем глубже и проанализируем не такие явные, но не менее значимые риски, которые должно учесть украинское руководство.

 

Приписка мелким шрифтом

Некоторые положения документа откровенно пугают, ибо при определенных политических обстоятельствах могут серьезно навредить нашей стране. Так, несмотря на то, что основательно либерализируется торговля – отменяется целый ряд квот и пошлин – страны имеют право вводить дополнительные антидемпинговые и защитные меры. Фактически мы не имеем страховки от очередных торговых «войн», которые уже стали неотделимой частью украино-российских отношений. Если в какой-то момент Россия решит сменить милость на гнев, у нас могут возникнуть проблемы. Следует учитывать и то, что теперь наша зависимость от российского рынка станет острее, поэтому последствия экономических «войн» будут еще сокрушительнее.

 

Момент второй. Если моделировать торговый конфликт, то важнейшее значение имеет судебная инстанция, которая решает торговые споры. Согласно договору о ЗСТ, это будет брать на себя либо Экономический суд СНГ (находится в Минске), либо комиссия экспертов. И тут имеем прямую юридическую проблему. Украина в СНГ имеет правосубъектный статус, в то время как Россия, Беларусь, Казахстан – члены Таможенного союза, в котором Россия напрямую влияет на процесс принятия решений. Как будут решаться конфликты, если мы с этими странами находимся в разном правом статусе? Кроме того, непонятно, можно ли будет обращаться в европейскую инстанцию – Страсбургский суд.

 

Но давайте посмотрим на пошлины, которые сохраняются, и оценим не только торговые преференции, но и ограничения, которые предусматривает ЗСТ в рамках СНГ. Так, сохраняется пошлина на украинский сахар для России, Молдовы, Беларуси и Казахстана. Для стран Таможенного союза она будет составлять 340 долларов за тонну (без срока ограничения), для Молдовы – 75% от таможенной стоимости до 2015 года. Явный протекционизм. Казахстан до 2015 года сохранит пошлину на импорт украинской водки в размере 2 евро/литр, а Молдова до 2013 года – на украинский спирт в размере 0,5 евро/литр. Россияне отстояли для себя сохранение пошлины на природный газ в 30%, но с оговоркой, что для Украины будет действовать специальная формула.

 

Что же касается нас, то мы сохранили защитные меры для ферросплавов, металлолома и семян подсолнуха, однако по стандартам ВТО, а не как другие члены ЗСТ, входящие в Таможенный союз. То есть Россия априори имеет больше защитных механизмов, а наш производитель вынужден будет переплачивать. Сергей Тигипко уже анонсировал, что Украина будет настаивать на исключении невыгодных для нас ограничений, но, как известно, собака лает – караван идет. Поэтому и в части экономики от наших дипломатов хочется видеть напористость, чтобы в ЗСТ Украина не выглядела белой вороной, для которой существуют «особые» условия. 

 

Торговый «шпагат»


Логика украинской власти хоть и выдержана в лучших традициях многовекторности Леонида Кучмы, но все же вызывает опасения. Напомню, недавно Украина парафировала текст соглашения ЗСТ с Европейским Союзом. В 2013 году, очевидно, начнет действовать ЗСТ с СНГ. Украинская власть уверяет, что оба документа не противоречат друг другу. Де-юре – да, а вот де-факто...

 

Не секрет, что ограничения, которые существуют в договоре ЗСТ с СНГ – следствие того, что Украина отказывается вступать в Таможенный союз. Мировая политика жестока, на нас давят и склоняют к смене геополитического курса. При этом ЕС нам ничего не обещает, и ратификация ЗСТ с Украиной с его стороны под очень большим вопросом. А условия самого соглашения для Украины даже не «особые», как с СНГ, где сохраняется очевидная экономическая выгода, а откровенно унизительные. Чего только стоят квоты на экспорт зерна!

 

Но мы упрямо стремимся усидеть на двух стульях. Как бы они не выскочили из-под нас, и Украина не ушиблась о твердый гранитный пол современной геополитики, где таким странам как наша сначала следует серьезно «нарастить мышцы» и научиться откусывать тот кусок пирога, который она реально может проглотить.

 

 

Виталий ФИЛИППОВСКИЙ, политический аналитик