Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Справедливости ради

Справедливости ради

Категорія: Позиція » Статті » Свята

Справедливости радиОб Октябрьской революции без купюр¸ штампов и предрассудков. 7 ноября уже давно стало заурядной датой в украинском календаре, отдающей запахом ретро и легким историческим налетом. Именно так сейчас выглядит некогда главный праздник государства, которого уже почти четверть века нет на политической карте. И хотя большинство упреков в адрес коммунистов небезосновательны, давайте попробуем непредвзято посмотреть на события, которые 95 лет назад произошли в тот холодный осенний день 1917 года. Возможно, сейчас мы излишне критикуем это явление, не замечая его масштабов?

 

 

Ситуация, сложившаяся в царской России в начале ХХ века, слабо соответствовала общеевропейскому духу времени. Огромнейший потенциал великой державы спотыкался о косность управленческой системы, деградацию самодержавия и нежелание власти прислушаться к обществу. К тому времени ключевые европейские страны провели наиболее важные общественно-политические реформы, ограничившие власть монарха и предоставившие управленческие полномочия так называемому третьему сословию.

 

Россия, как всегда, опаздывала. Крепостное право отменили лишь в 1861 году, Думу как первый законодательный орган учредили лишь после революции 1905 года, «нового Петра» так и не дождались. В таких условиях обезземеленный народ, на которого царизму было традиционно начхать, лишь радикализировался. И если раньше по всей империи ходили слухи о том, что в каком-то уезде крестьяне собственного барина вилами закололи, то к началу ХХ века организованные крестьянские бунты уже никого не удивляли.

 

Безвольность Николя II не выдерживала никакой критики. На протяжении двенадцати лет не замечать, как готовится революция, и собственный народ, некогда поклонявшийся царю-батюшке, уже готов этого «помазанника» четвертовать, как Стеньку Разина на Красной площади – это, конечно, как говорится, нужно уметь.

 

А бунт зрел давно. И вынашивали его параллельно две группы лиц. Первая – либералы во главе с Керенским, устроившие Февральскую революцию, вторые – коммунисты во главе с Владимиром Ильичом. Слабость первых подтвердила история. Либерализм в России, как и в Украине, обществом не понимался и не воспринимался. Плюсы коммунистов заключались в более важных аспектах – они были представителями широких слоев населения, и это предопределило успешное изменение устройства российского общества.

 

В отличие от безвольного Керенского, заумных надежд консерваторов и чуждого обществу энтузиазма белогвардейцев, идеология большевиков била в самую десятку – в справедливость и равенство, по которым так истосковалась Российская империя. Простым людям действительно была нужна земля и фабрики, им действительно требовались месть за многолетнюю эксплуатацию и свет в конце туннеля, предлагаемый революцией. Кто-то скажет, что коммунизм стал торжеством маргиналов? Отнюдь. Кто знает, в каком сословии каждый из нас оказался бы 95 лет назад – среди кавалерийских мундиров голубых кровей или среди изможденного крестьянства, обреченного на нищенство, передающееся из поколения в поколение?

 

Ломка старых социальных связей, узником которых была личность – возможно, и есть главный рецепт успеха большевиков. «Забрать и поделить» – горькая правда той жизни. Но это был ответ на неадекватную консервацию в исполнении российского царизма. Реформаторы не приживались. Столыпины не доживали. Зато закупоренное от внешней среды дворянское сословие делало из монарха марионетку. Точка невозврата наступила в 1917 году.

 

Среди коммунистов были разные люди. Революция породила таких как Сталин, который спустя два десятка лет отыграется на собственном народе, реализовывая личные комплексы. Дала она старт политической карьере подобным Молотову, с молчаливого согласия таких как он, в СССР устанавливалась тоталитарная система. Но были и другие люди. Те, которые не просто стояли у основ коммунистических идей, но и видели коммунизм принципиально иначе, чем он получился на практике. Это и Лев Каменев, который с самого начала выступал именно за власть Советов и торжество простого человека, а не за установление культа личности (за что и поплатился). Это и Александр Шляпников, который в отличие от большинства советских функционеров настаивал на максимальной свободе профсоюзов и отказе от закручивания гаек (его, как и многих, забрал с собой 1937 год). При всех противоречивых мнениях относительно личности Владимира Ленина, стоит сказать лишь одно – он был величайшим умом ХХ века, который сумел изменить ход истории. С этим трудно спорить.

 

Что все это значит на практике? В 1917 году Российскую империю ожидало несколько возможных сценариев. Первый – сохранение царизма и дальнейшее отставание от мировых процессов. Второй – власть Керенского, который с либералами довел бы страну до западной экспансии, чтобы она надолго «обняла» нашу неохватную родину в колониальном порыве. Третий – распад Российской империи на десятки частей, которые в условиях военного положения (напомню, 1917 год – продолжение Первой мировой войны) перекочевали бы в состав более сильных игроков. И неизвестно, где бы при таких обстоятельствах оказалась наша Украина. И сохранилось бы в принципе такое национальное образования спустя сто лет политической раздробленности. Поэтому геополитическая заслуга Октября заключается в том, что он сохранил державу, которая еще почти 75 лет находилась на лидирующих позициях в мире. С эти фактом тоже сложно спорить.

 

В аспекте большевизма важно и то, что он сделал из СССР первую идеологическую альтернативу Западу. Идеи Карла Маркса – как ни крути, он был выдающимся деятелем своего времени – впервые были апробированы именно у нас. И как показала практика – не так уж и заблуждался бородатый немец в своих выводах. По крайней мере, жизнеспособность другого пути, другого стиля жизни и другой системы ценностей СССР за эти 74 года доказал.

 

И не нужно смотреть на эту ситуацию сегодняшними глазами. Нам не понять тогдашних мотивов. Для крестьянина 1917 года коммунизм был практически тем же, чем сейчас является демократия для молодого поколения. И первое, и второе – манипуляция сознанием, самообман, но именно они движут умами миллионов. И делают историю. В 1917-м историю сделал коммунизм. Большевики попали в уникальные исторические условия. Такая революция могла произойти только в Российской империи. Коммунизм идеально, как бальзам на душу, ложился на беспокойную славянскую душу. В его основе лежал коллективизм, который столетиями формировался на нашей земле. В его центре находилось ярко выраженное чувство плеча, патриотизм – все, что нужно для нашего человека. Да еще и, как нарочно, пришел момент, когда «верхи» действительно «не могли». Революция была обречена на успех.

 

Но идею, которая на бумаге выглядела торжеством рая на Земле, извратили очень быстро. Жажда власти, алчность и отсутствие защиты «от дурака» сделали свое дело. Гуманизм породил репрессии. Но это вовсе не меняет сути того события, которое мы под действием современных обстоятельств безапелляционно заклеймили. И вот снова она, наша славянская особенность, бросаться из одной крайности в другую. Вчера вся страна расшибала лоб в поклонении Великому Октябрю, втирая очки начальству и рисуясь перед соседями, а сегодня с пеной у рта материт ту горстку коммунистов, которые продолжают праздновать это событие. Может быть, пора найти «золотую» середину? Глядишь, расставив справедливые точки над «і» в отечественной истории, мы наконец-то перестанем красить мир в черно-белые тона. И избавимся от ненависти. Без нее двигаться вперед куда легче.

 

 

Виталий ФИЛИППОВСКИЙ, политический аналитик