Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Закон «Без вариантов»

Закон «Без вариантов»

Категорія: Позиція » Статті » Реформи

Закон «Без вариантов»Несмотря на постоянное противостояние партии власти и оппозиции в Верховной Раде, блокирование трибуны и перманентную рукопашную разминку, законы в Украине все же принимаются. Работают ли они – другой вопрос. Но вот один из них – о референдуме – скорее всего никогда и не заработает в том виде, в котором он принят. Ведь кроме самой власти он никому не нужен.

 

 

Даже поверхностное чтение закона приводит любого человека, а не только европейских демократов, в глубокий ступор. По принятому и ныне действующему закону референдум может быть назначен, проведен и выигран властью и только властью. Уже в самом начале для проведения собрания граждан нужно присутствие члена Центральной избирательной комиссии, официально туда направленного. Нет члена – нет референдума.

 

Что и произошло в сентябре т.г. – на инициированную и организованную коммунистами встречу представитель ЦИК не прибыл – запретил суд, наш самый неподкупный, гуманный и справедливый украинский суд.

 

И, подчеркну, все вполне легитимно, в соответствии с законом о референдуме, где вовсе не написано, что ЦИК обязательно должна своего члена отправлять на общее собрание инициаторов референдума.

 

Дальше, напомню, в законе о референдуме еще немало вкусностей для власти: и необходимость собрать нужное количество подписей за ограниченное время, по 75 тысяч в день (притом – с данными паспорта), и участковые комиссии, назначаемые местной властью, и отсутствие наблюдателей, и многое другое. А как апофеоз демократии – президент, который определяет, насколько вопросы референдума соответствуют Конституции. Конституционный Суд отдыхает, впрочем, если бы была надобность – необходимый вердикт был бы обеспечен.

 

Любой разумный человек понимает, что данный закон о всенародном референдуме ничего общего ни с демократией, ни с народным волеизъявлением не имеет.

 

А что коммунисты – понимают ли они, что при нынешней политической ситуации, когда на носу подписание договора об ассоциации с Европой даже в таких благоприятных для власти условиях, референдум провести невозможно? Наверняка, хорошо понимают, но – цель ничто, движение все. Референдум проведен не будет, но мы на нем попиаримся на славу.

 

Активность коммунистов с референдумом понятна: именно сейчас время хватать фортуну, то бишь – оставшийся «бесхозным» разочарованный электорат Партии регионов. Иначе ну просто в воздухе носится перспектива создания нового партийного проекта на «бело-голубом» электоральном поле – политической силы откровенно пророссийской, что-то вроде «Тягнибока наоборот» или new-Витренко (для тех, кто подзабыл: на выборах 1999 года в первом туре Витренко набрала около 11%).

 

Президентские выборы будут коммунистами использованы как площадка для агитации, а коньком, на котором будет гарцевать Симоненко сотоварищи, станет проведение референдума о вступлении в Таможенный союз.

 

Важный вопрос – насколько вообще референдум является демократическим механизмом народного волеизъявления? Здесь, как говорится, «истина конкретна». Можно привести немало примеров, когда именно механизм референдума приводил страну к диктатуре. В Украине все проведенные референдумы имели манипулятивный характер – достаточно посмотреть на формулировку вопросов.

 

Теперь конкретно относительно референдума о членстве в Таможенном союзе. Если бы он был проведен честно – он был бы выигран. Но точно также был бы выигран референдум о членстве в Европейском Союзе. И что дальше? Да, где-то треть наших граждан хотели бы интегрироваться и туда, и туда. И что? Какие практические выводы? Пока никакой необходимости в референдумах нет – этого не требуют ни подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, ни вступление в Таможенный союз.

 

А вот когда (и если) Украина будет реально вступать в ЕС или же в Евразийский Союз (если тот когда-нибудь будет создан), тогда да, тогда – народный референдум, но, естественно, по иному, нормальному демократическому закону.

 

И с иным составом депутатов ВР, и в иных политических реалиях. Ведь и опыт Европы, и нашей современной Украины подсказывают, что референдум может быть реален как механизм волеизъявления народа только в демократической стране, но никак не в авторитарном государстве. Правда, существует реальная угроза, что после подписания договора об ассоциации с ЕС стандарты в системе государственного управления, в конкретных сферах промышленности, в экономике и финансах будут нам продиктованы так, что если Украина хоть часть их реализует, ни о каком вступлении в Таможенный союз и речи быть не может. Так что референдум будет проводить бессмысленно.