Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Российские аспекты интеграции

Российские аспекты интеграции

Категорія: Позиція » Статті » Політика

Российские аспекты интеграцииУ нас середины не бывает. К большому сожалению, украинский политикум склонен к крайностям и в действиях, и в оценочных суждениях. Так происходит и с ситуацией о приостановлении подписания договора об ассоциации с ЕС. Однако действительно ли теперь во главе угла украинской политики станет перспектива вмонтирования в Таможенный союз или наш четвертый президент Виктор Янукович продолжит исповедовать принципы многовекторности, с помощью которых долгое время успешно маневрировал в свое время Леонид Кучма? И какое влияние на Украину будут теперь оказывать и Россия, и ЕС 

 

Первый вывод из произошедшего хотя и парадоксален, но очевиден: Украина – наша власть, элита, интеллектуалы, наконец, политически наиболее активная часть населения – несмотря ни на что, сохраняют верность своему европейскому выбору. Даже наш украинский крупный бизнес, интересы которого, казалось бы, намертво привязаны к России (в первую очередь из-за газовой зависимости), видит свое будущее именно на Западе. То есть он рад бы порвать с Россией и евроинтегрироваться хоть сегодня, но не знает, как именно это сделать.


Изменить здесь что-либо крайне сложно, а извне и вовсе практически невозможно. При нынешней структуре нашей экономики, при нынешнем политическом устройстве – то есть при самой настоящей олигархии, куда более «олигархической», чем в той же России в середине 1990-х, Украина и будет стремиться на Запад. Элита видит в этом движении способ защитить свои капиталы, легализовать свой нынешний статус; народ же рассматривает этот путь как единственный вариант заметно повысить уровень жизни (через отъезд на заработки в Западную Европу или импорт эффективных институтов), поскольку нынешняя система ему таких шансов не дает. Будь у нас на Украине по-настоящему современное национальное государство, тогда были бы возможны какие-то иные варианты, можно было бы рассчитывать на здравую оценку национальных интересов. Но нынешняя система – система разорванного общества – национальные интересы распознать, увидеть их на Востоке, к сожалению, не способна.


Положение усугубляется тем, что Украина не видит в России привлекательную модель социально-экономического устройства. Институты там недоформированы, политическая система не слишком стабильна, экономика недостаточно мощна и диверсифицирована. Интегрироваться с «таежным союзом» мы не хотим. Поэтому для России в отношениях с Украиной требуется сохранять исключительно спокойную, прагматичную линию поведения. Как раз такую, которая была проявлена во время «кризиса ассоциации»: четкое осознание своих интересов и твердое следование им. Попытки играть в дружбу братских народов, как показывает наша украинская приверженность «европейскому выбору», совершенно непродуктивны, они лишь провоцируют иждивенческие настроения в нашем обществе.


Вывод второй. Отношения с Россией – это отношения с Евросоюзом. Определенная, довольно странная разновидность этих отношений. История с нашей несостоявшейся евроассоциацией показывает, что вопреки определенным заблуждениям Евросоюз в отношении с той же Россией никаких благих намерений не имеет. Их у него нет и в отношении Украины, а уж о России и говорить нечего. Даже сравнительно небольшие и «легкие» Молдавия, Грузия и Украина не рассматриваются в качестве кандидатов на членство и сколько-нибудь серьезное участие в европейских программах развития. Просто у ЕС как более или менее плотного интеграционного объединения имеется свой «естественный» ареал, и ни Россия, ни Украина в него не входят, они могут быть лишь периферией при ЕС.


Нынешняя украинская история показательна и для российско-европейских отношений. Вспомним, что первый раз Евросоюз пытался навязать России модель неравноправных отношений в 2004 году – во время переговоров по новому Соглашению о партнерстве и сотрудничестве. Напомним, что в том году был даже создан новый пост – специальный представитель президента России по вопросам развития отношений с Евросоюзом (занимал его Сергей Ястржембский). Однако те переговоры были заморожены после того, как стало понятно: ЕС вовсе не собирается выслушивать российские аргументы, а готов лишь транслировать Москве, что и как надо делать. Да и начало оранжевой революции у нас на Украине в ноябре 2004 года не добавило российско-европейскому диалогу теплоты, как и попытки Брюсселя начать выстраивать прямые отношения с российскими властями.


Сегодня баланс в отношениях России и ЕС изменился, хотя структурно ситуация очень напоминает осень 2004 года. Сегодня, как и тогда, Украина – наши ресурсы и проблемы – ЕС пытается использовать для давления на Россию. В частности, нас пытаются убедить признать приоритет соглашений Украины и ЕС по сравнению с соглашениями России и Украины. Фактически в нынешнем раскладе наша страна, наши отношения с Россией, – это инструмент, с помощью которого Евросоюз пытается трансформировать в свою пользу политический и экономический курс самой России с нашей помощью и за наш счет. 

 

Артем Очаков